Екатеринбург стал «городом партизанского садоводства»

В годовщину протеста «Мы за сквер» освоен новый формат эко-конфликта

Несколько дней в Екатеринбурге борцы против стройки храма в сквере у Театра драмы праздновали годовщину своих протестов. Параллельно обострился новый «зеленый» скандал – вокруг вырубки деревьев около УрГУПС. На этот раз обошлось без митингов и насилия, активисты применили технологию, популярную в США, – «партизанское садоводство». Скинулись, купили саженцы и высадили их на месте вырубки. Вуз и мэрия заявили о готовности обратиться в органы. На экологическом совете при главе города в действиях «зеленых» обнаружили «признаки экологического экстремизма». Позже мэрия все-таки согласилась принять результаты нелегальной высадки деревьев.

В годовщину протеста «Мы за сквер» освоен новый формат эко-конфликта
Фото со страницы Кати Лахтиковой в Фейсбуке.

После знаменитых протестов в сквере на набережной Городского пруда, окончившихся победой защитников зеленой зоны, Екатеринбург с подачи телеведущего Владимира Соловьева получил прозвище «Город бесов», которым многие защитники парков и скверов сейчас гордятся. 2020 год может стать для Екатеринбурга новым этапом в развитии технологий защиты городской зелени. Теперь это город «партизанского садоводства».

Технология «зеленых» активистов guerrilla gardening, популярная в США и некоторых других западных странах, дошла до Екатеринбурга. Нелегальный по своей сути, но мирный и даже в чем-то красивый формат протеста серьезно встревожил муниципальную власть. Чиновники грозят «зеленым» обращением не только в полицию, но и в ФСБ. Связанные с администрацией города общественники говорят о неком «экоэкстремизме».

Вырубка, нарушившая права граждан

Уральский университет путей сообщения давно планирует строительство кампуса, его проект приняли в 2009 году. За это время построили учебно-лабораторный корпус и общежитие. Также планируется строительство бассейна на берегу Городского пруда напротив Макаровского моста, между Ольховкой и Исетью.

В ноябре 2019 года E1.Ru со ссылкой на пресс-службу вуза сообщил, что на берегу Городского пруда готовится стройка. «Мы ранее провели изыскания, выполнили проект и прошли госэкспертизу по завершении строительства главного учебного корпуса. Сейчас готовим проектно-сметную документацию на другие объекты, в том числе на бассейн», – приводил портал информацию от пресс-службы УрГУПС.

Документов для стройки бассейна у вуза еще нет. При этом в декабре 2019 года на участке рядом с УрГУПС вырубили значительное количество деревьев. Недовольные такими событиями экоактивисты посчитали, что рубят под строительство того самого бассейна. До недавнего времени четкого понимания ситуации не было и в мэрии (которая, впрочем, и не распоряжается федеральной землей вуза).

В 2020 году противники застройки собрали около 700 подписей и обратились в прокуратуру. Также состоялась встреча активистов с представителями вуза, на которой сторона УрГУПС заявляла, что рубка не имеет отношения к бассейну и была санитарной. Также вуз пообещал высадить 30 новых деревьев. Общественники этим словам не поверили.

С марта транспортная прокуратура проводила по факту вырубки проверку и вскоре вынесла представление на имя ректора УрГУПС Александра Галкина: «Действиями ФГБОУ ВО «УрГУПС», выразившимися в несоблюдении установленного порядка сноса зеленых насаждений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», причинен имущественный ущерб Российской Федерации, а также нарушены права граждан на благоприятные условия проживания, окружающей среды».

Прокуратура потребовала в течение месяца устранить нарушения, при наличии оснований наказать виновных и письменно сообщить о результатах этой работы.

Через месяц вуз требования прокуратуры не выполнил. Тогда общественники решили действовать самостоятельно: собрали десятки тысяч рублей, купили несколько десятков саженцев (клены, ели, сосны, яблони, ивы, вязы, ясени и другие виды) и 11 мая посадили их на месте спиленных деревьев.

Был ли бассейн?

Еще недавно даже в администрации Екатеринбурга связывали происходящее рядом с УрГУПС со стройкой бассейна.

«Не вижу чего-то страшного, если там часть деревьев вырубят и сделают новое благоустройство. Бассейн в районе нужен, федеральные деньги на это выделены. Другое дело, что надо высадить больше деревьев, чем вырубили, тогда объем зеленой массы будет увеличиваться. Если не благоустраивать, то останется дикий лес, который не красит город», – заявил 11 мая в прямом эфире E1.Ru глава города Александр Высокинский.

14 мая первый заместитель главы Александр Ковальчик по итогам заседания Экологического совета при главе Екатеринбурга подтвердил «санитарную» версию вуза: «Истерия в соцсетях и интернете потребовала разобраться в сути вопроса. Вся информация, которая есть в СМИ [от защитников парка], не соответствует действительности. Вырубки деревьев в декабре не было, это была санитарная очистка территории. Не было никакой подготовки площадки под строительство бассейна, и нет даже проекта бассейна у университета».

Нервная реакция общественников

Как отмечает пресс-служба мэрии, поводом для заседания Экологического совета при главе Екатеринбурга 14 мая стали «действия некоторых граждан, которые самовольно высадили деревья на территории, принадлежащей образовательной организации». Мэрия подчеркнула, что не вправе распоряжаться федеральной землей, но решила стать площадкой для диалога.

В этот же день горадминистрация представила ключевые комментарии участников совета.

Председатель совета, председатель организации «Уральская экологическая инициатива», зампредседателя городской Общественной палаты Ольга Старцева заявила: «УрГУПС не располагает финансированием и всей необходимой документацией для строительства бассейна. Ситуация специально смоделирована и искусственно раздута. Эксперты совета готовы подставить плечо помощи и безвозмездно разработать проект по озеленению парка, который предусматривал бы возможность размещения спортивного объекта, сохранения всех здоровых деревьев и создания комфортного для екатеринбуржцев рекреационного пространства».

Зампредседателя региональной общественной организации «Защита Природы» Вадим Аверьянов заявил о нескольких «комплексных нарушениях» в ходе акции 11 мая. По его мнению, речь идет о массовом нарушении активистами режима самоизоляции. Далее общественник решил связать акцию 11 мая с прошлогодними протестами в сквере около Театра драмы.

«Налицо были все признаки экологического экстремизма, который заключался в том, что ряд общественников выступали с политическими требованиями. Тем самым участники раскрыли истину происходящего: маскировку под «благое дело» очередной протестной акции. Она была подготовлена и спланирована теми же лицами, которые принимали активное участие в прошлогоднем майском конфликте», – заявил он.

По его мнению, общественники «не скрывают своего намерения повторить «скверный протест», а настоящей экологической подоплеки здесь нет.

Аверьянов обратил внимание на участие в акции депутата Константина Киселева, который «нарушил самоизоляцию, оказывал давление на охрану вуза». Общественник считает, что гордума должна дать оценку действиям коллеги.

Александр Ковальчик заявил: «Вырубка деревьев для строительства бассейна» не производилась: по данным вуза, ещё в декабре прошлого года специалисты осуществили плановую санитарную очистку в рамках ухода за зелёными насаждениями на своей территории... Никакой подготовки площадки под строительство не велось».

Председатель Комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамара Благодаткова отметила, что по муниципальным Правилам охраны и содержания зеленых насаждений собственники участков обязаны ухаживать за деревьями, кустарниками и газоном, в том числе путем санитарных вырубки и обрезки. Но эти планы вуз должен был согласовать с Комитетом по благо устройству.

В завершение дискуссии решили обратиться в контрольно-надзорные и правоохранительные органы, которые дадут правовую оценку действий всех сторон в возникшей ситуации, сообщила пресс-служба мэрии.

Угрозы мэрии и отклик СМИ

По сообщениям СМИ, по итогам Экологического совета Александр Ковальчик сделал такое заявление: «На основании санитарной вырубки активистами были сделаны неверные выводы. Последующие действия производились вне рамок закона. Сегодня на совете звучали термины «самоуправство», «введение в заблуждение жителей Екатеринбурга», «незаконные действия в период карантина». Мы будем обращаться в правоохранительные органы, в МВД и ФСБ для правовой оценки действий активистов».

Также znak.com приводит слова Ольги Старцевой, в которых, как и в реплике Вадима Аверьянова, присутствует выражение «экологический экстремизм»: «Налицо признаки экологического экстремизма, когда ряд экоактивистов решили использовать зеленую тему в своих интересах».

После этих заявлений в ряде СМИ появились сообщения о том, что мэрия Екатеринбурга «обвиняет» активистов в «экологическом экстремизме». С этого момента неосторожные заявления общественников на экологическом совете в комплексе с обещанием первого вице-мэра обратиться в ФСБ положили начало неприятной для мэрии пиаркампании. Тема возможного преследования граждан за высадку деревьев по «экстремистским» статьям нашла отклик в федеральных и зарубежных СМИ.

Формулировка о «признаках экологического экстремизма» прозвучала в стенах мэрии, но не от чиновников мэрии, а от общественников – представителей экосовета.

Руководство города, муниципальные чиновники никого в так называемом экологическом экстремизме не обвиняли, уточнила в разговоре с «МК-Урал» заместитель начальника департамента информационной политики администрации Екатеринбурга Виктория Мкртчян. Информации о том, в какой стадии находится подготовка обращения мэрии в правоохранительные органы, у пресссекретаря пока нет.

На данный момент есть только такое заявление главы города из очередного эфира E1.RU: «Проводили совещание по ситуации с УрГУПСом. Я принял решение, мы отправили все документы на анализ в прокуратуру... Мы работаем по всем направлениям. Там федеральная земля, федеральный участок, есть собственник, соответственно, все это надо проанализировать, получить официальное заключение органов».

Возможно, обращения в полицию и ФСБ против активистов 11 мая так и не появится. Если же его направят, не факт, что с просьбой проверить активистов на «признаки экологического экстремизма». Заявления готовят не общественники, а юристы, которые вряд ли будут использовать в работе экспрессивные формулировки участников экологического совета. Как бы ни развивались дальнейшие события, неприятная пиар-ситуация для администрации города уже возникла. И трудно сказать, что после циничных заявлений главы о «диком лесе» и запугивания горожан аббревиатурой ФСБ сама мэрия в этом совсем не виновата.

Статья, вышедшая в номере МК-Урал от 20 мая, дополнена следующей информацией.

20 мая конфликт вокруг парка УрГУПС сдвинулся в сторону примирения. Экологический совет при главе города решил сохранить высаженные деревья. Участники совета договорились, что стоит поднимать вопрос о пересадке деревьев (участники акции еще и посвятили свою акцию ветеранам ВОВ) в другое место, если здесь все-таки решат построить бассейн.

По словам председателя совета Ольга Старцева, которые приводит E1.Ru, пока существующие документы не привязывают предполагаемый бассейн именно к данному спорному месту. «Это не парк, но зеленая зона в очень хорошем состоянии, за ней ухаживают студенты и сотрудники университета. Рядом расположены площадки с коммуникациями, питающие жилой район, так что парк нельзя рассматривать как место строительства бассейна», – заявила она и добавила, что участники «зеленой» акции, если уж они взялись за это дело, могли бы в дальнейшем ухаживать за саженцами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру