Екатеринбургский троллейбус оказался в глубоком кризисе

Подвижной состав крайне изношен, а энергетики требуют погасить огромные долги

В Екатеринбурге оказалась под угрозой работа Октябрьского троллейбусного депо. Энергетики считают, что транспортники незаконно пользуются электричеством, за которое накопились огромные долги. В администрации Екатеринбурга наличие проблемы признают, но заявляют о невозможности ее одномоментного решения. Спасать «рогатый» транспорт, вероятнее всего, придется концессионеру, которого руководство города обещает уже не первый год. Однако инвестор неизменно столкнется с ворохом проблем, которые не решались долгие годы.

Подвижной состав крайне изношен, а энергетики требуют погасить огромные долги
На маршруте троллейбусы №9 и №11. ФОТО: TTRANSPORT.RU

О проблемах екатеринбургского «Гортранса» стало известно 30 июля. Неожиданно посреди дня встали троллейбусы на улицах Белинского и Щербакова. Хотя это произошло и не в час пик, многие жители Химмаша, Уктуса и Ботаники столкнулись со значительными сложностями: дублирующие троллейбусные маршруты автобусы были переполнены.

Одновременно встали трамваи, соединяющие с центром города микрорайоны «Вторчермет» и «Керамика». В ЕМУП «Гортранс» транспортный коллапс объяснили аварией на сетях, которую пообещали восстановить. И, действительно, вскоре транспорт пошел, но, как оказалось, ситуация гораздо серьезнее.

В тот же день в СМИ было опубликовано заявление компании «Екатеринбургэнергосбыт» о том, что 30 июля были понижены мощности подстанции Октябрьского троллейбусного депо. Это было сделано из-за задолженности транспортников за электроэнергию, которая достигла более 140 млн рублей. Ранее «Екатеринбургэнергосбыту» было обещано поэтапное погашение долгов, но этого не произошло.

Что касается возобновления работы подстанции в нормальном режиме, то его энергетики называют незаконным. Компания намерена добиваться штрафа для «Гортранса» за самовольное подключение.

Во всем виновата пандемия?

Уже после заявления энергетиков в администрации Екатеринбурга подтвердили наличие финансовых проблем у транспортного предприятия.

«Администрация города Екатеринбурга предпринимает все возможные усилия для ликвидации задолженности и вывода предприятия из кризиса», – приводит заявление мэрии Е1.

Что касается причин возникновения долгов, то администрация объясняет их падением пассажироперевозок в 2020 году, особенно в период действия режима обязательной самоизоляции, связанного с пандемией коронавируса.

Тем не менее, проблемы со своевременным выполнением финансовых обязанностей у муниципального перевозчика возникли гораздо раньше. Еще в 2017 году сотрудники Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления (ЕТТУ) и Муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП) провели митинг с требованием погашения ежемесячных платежей. Кроме того, МОАП задолжало медицинской организации, занимавшейся предрейсовыми осмотрами водителей. Данная задолженность была погашена только летом 2018 года.

Именно сложной финансовой обстановкой в обоих предприятиях и объяснялось решение об их объединении в ЕМУП «Гортранс». Данный процесс завершился в конце декабря 2018 года, но, судя по всему, новое предприятие избавится от проблем своих предшественников так и не смогло.

Спасение или ликвидация?

Не исключено, что проблемы Гортранса оказались неожиданностью для главы Екатеринбурга Алексея Орлова, пришедшего в серый дом несколько месяцев назад. Однако сомнительно, что о них не мог знать вице-мэр Алексей Бубнов, который курирует вопросы с 2018 года, а до этого возглавлял городскую счетную палату.

То, что городской электротранспорт находится в кризисном состоянии, признавал предшественник Орлова Александр Высокинский. Бывший глава неоднократно отмечал, что трамваи и особенно троллейбусы крайне изношены и решить проблему обновления подвижного состава Екатеринбург самостоятельно не может. Этим вопросом должен заниматься концессионер.

Вопрос о концессии городского электротранспорта поднимается с 2017 года. О своем интересе заявляли группа компаний «Синара» и московская компания «Мовиста-Регионы». Пока никакого соглашения нет, и когда оно появится, неизвестно, хотя Алексей Орлов во время отчета перед думой в очередной раз говорил о необходимости его заключения.

Неизвестно и то, какая судьба будет ждать троллейбус. Трамвайная сеть Екатеринбурга понемногу развивается, на линию время от времени выходят новые вагоны, а генеральный план и вовсе предусматривает активную прокладку рельсов по всему городу. С троллейбусом же все гораздо хуже: последняя машина была приобретена еще в 2010 году, в городе нет ни одного низкопольного троллейбуса, а генплан строительства новых линий не предусматривает.

Примечательно, что заказанный администрацией Высокинского проект транспортной реформы предусматривает не только обновление троллейбусного парка, но и развитие магистральных маршрутов. По факту же до настоящего времени сохранялась обратная тенденция. В 2020 году были отменены маршруты № 18 и № 19, а маршрут № 17, некогда связывавший Уралмаш и ВИЗ, был по сути превращен во внутрирайонный. Озвучивались планы и по сокращению количества машин на маршруте № 3 (Коммунистическая – Крауля), хотя они ходят полные, особенно в утренние и вечерние часы.

Учитывая огромные долги «Гортранса» перед энергетиками и крайний износ подвижного состава, возникает вопрос, насколько екатеринбургской троллейбус вообще будет интересен концессионеру. Тем более, что и в Каменске-Уральском, родном городе «Синары», и в Москве рогатый транспорт полностью ликвидирован.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру