Управление многоквартирными домами (МКД) – постоянно меняющаяся отрасль. Ежегодно государство вносит новые требования к управляющим компаниям (УК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ), а их деятельность напрямую зависит от разных макроэкономических показателей, включая средние доходы граждан. Несмотря на все сложности в последние годы рынок управления МКД продолжает представлять интерес для бизнеса. По данным из открытых источников, на 2025 год в Свердловской области 1778 УК и 1329 ТСЖ.
Получается, конкуренция в нашем регионе на данном рынке очень высокая. Кроме того, растет заинтересованность граждан в качестве жилищно-коммунальных услуг. В свое время реформа по замене ЖЭКов и ЖЭУ, являвшихся органами власти, на частные УК и ТСЖ, и задумывалась так, чтобы вовлечь собственников жилья в процесс управления. Но, как известно, у любой медали две стороны. Пока одни граждане направляют свою активность на то, чтобы улучшать состояние домов и дворовых территорий, другие ведут бесконечные «войны» как с УК, так и с соседями, используя любую проблему (даже ту, решение которой не зависит от управляющей организации) как повод для проведения внеочередного собрания собственников.
В таких условиях даже одна публикация про проблемы (реальные или мнимые) в СМИ или крупных городских пабликах может нанести существенный урон управляющей организации. А негативных публикаций, что уж говорить, хватает. Избиение сборщика подписей за смену УК, банкротство целых групп УК, подделка бюллетеней голосования собственников – вот лишь немногие примеры материалов в крупнейших уральских СМИ за последние полгода.
В каких-то случаях, ситуация действительно объективная – например, данные о банкротстве попросту находятся в общем доступе и само по себе заявление о признании компании (особенно известной) несостоятельной – достаточный информационный повод. Но можно предположить, что за рядом материалов стоит недобросовестная конкуренция. Известны случаи, когда в Свердловской области одни и те же лица были одновременно учредителями управляющих компаний и общественных организаций, якобы защищающих права жильцов, от имени которых публиковались «разоблачения». То, что этот процесс носил односторонний характер, думаем, объяснять не стоит.
Основные игроки
В нашем материале мы решили отдельно посмотреть, что происходит в Березовском. Почему выбор пал на этот город? С одной стороны, он относится к малым городам, а в таких населенных пунктах проживают более половины жителей нашей страны. С другой стороны, в силу близости к Екатеринбургу здесь активно строятся новые дома. Соответственно жилой фонд в Березовском максимально разнообразен: от бараков и типовых «сталинок» – до современных высоток. Общее количество МКД превышает 500.
Все это создает максимально комфортные условия для развитой конкуренции. Но по факту крупных игроков на рынке не так много. Это управляющие компании «ЖКХ-Холдинг» (231 дом), «Уют-сити» (46 домов), «Ваш Дом Березовский» (общая площадь жилых помещений – 155 тысяч квадратных метров), а также УК «Кот» (93 дома).
Три компании из этого списка выглядят как взаимосвязанные организации. Собственником 17 % в ООО «УК «Уют-Сити» является Евгений Сергеевич Криницкий. Ему же принадлежит 14 % в ООО «ЖКХ-Холдинг», где в составе учредителей есть еще два человека с такой же фамилией: Виктор Трофимович Криницкий (20 %) и Сергей Викторович Криницкий (24 %). Кроме того, 16 % в «Уют-Сити» принадлежат Вере Валерьевне Лаптевой, а 29 % в «ЖКХ Холдинге» Игорю Анатольевичу Лаптеву.
Основным учредителем ООО «УК «Уют-Сити» (51 %) является Алексей Путков. Он также единственный учредитель еще одной УК, «Ваш дом Березовский». Суммарно на долю трех компаний с общими учредителями приходится примерно две трети жилого фонда Березовского.
Избирательная критика
Мы решили изучить как работают управляющие компании, с какими проблемами они сталкиваются, и что про них думают недовольные активисты и простые жители домов. Для начала посмотрим публикации местных СМИ на тему коммунальных проблем. Возьмем коммерческую частную газету «Золотая горка» и страницу в социальных сетях «Новости Золотого Города», которая позиционируется как официальный паблик этого же СМИ. За 2024 год мы обнаружили несколько публикаций, посвященных проблемам в домах, находящихся под управлением одной компании, УК «Кот». В ряде случаев название компании не раскрывается, но по косвенным признакам понятно, о каком предприятии идет речь.
Что любопытно, под этими постами мгновенно активизируются пользователи, которые накидывают массу негативной информации об УК «Кот». Как правило, пользователи одни и те же, хотя речь идет о разных домах, и в них они не проживают. При этом ряд таких «постоянных читателей» пользуются страницами, которые либо пустые, либо имеют схожие имена (Например, Иван Березовский и Владимир Березовский). А по имени пользователя «Черный кот» можно подумать, что его профиль создан исключительно для критики одной компании.
Как же реагирует на подобные комментарии администрация этого новостного паблика? Судя по тому, что эти комментарии до сих пор на месте – никак. Зато в адрес людей, которые высказывают альтернативную точку зрения, от имени паблика поступают ответы, которые откровенно выглядят как оскорбительные.
Иногда комментарии оскорбленных граждан удаляются, и их блокируют. Но и после этого в их адрес продолжают сыпаться негатив и насмешки, на которые они из-за бана отреагировать не могут.
Все это наводит на мысль, что высказывания пользователей, которые выдают себя за недовольных жителей, и действия администрации группы (то бишь, скорее всего, и СМИ) могут быть согласованы. Особенно, учитывая, что в публикациях не приводится точка зрения противоположной стороны, то есть УК «Кот».
Еще больше любопытных наблюдений мы сделали в телеграм-канале «Говорит Березовский|Свердловская область» (позиционируется как официальный канал все той же «Золотой горки»). Там под новостью о деятельности УК «Кот», опубликованной пользователем zg66 (адрес «Золотой горки» в Интернете), наблюдается целая переписка с участием данного пользователя и… лично главным редактором «Золотой горки – местной предпринимательницей Ириной Зыковой. Маловероятно, что речь тут идет о «раздвоении личности». Скорее, такие диалоги – способ насобирать побольше «нужных комментариев». К слову, остальные участники «беседы» – по некоторым данным, заинтересованные лица, поскольку являются участниками судебных разбирательств против УК «Кот».
Насколько такое поведение администрации паблика и, соответственно газеты, этично? Предлагаем читателям самим подумать над этим вопросом.
Может быть, в домах других УК проблем меньше? Такое предположение выглядит спорным. Тем более, что основные проблемы, которые ставятся в укор «Коту», как правило, связаны с работой других организаций, которые непосредственно и предоставляют услуги. Это касается, например, лифтов, обслуживанием которых занимаются специализированные структуры, имеющие на это лицензию (ведь лифт – это опасный производственный объект), домофонов и ложно срабатывающих пожарных сигнализаций. По имеющимся данным, все эти проблемы наблюдаются и в домах под управлением других УК, но информации об этом в «Золотой горке» и ее паблике почему-то нет.
Или возьмем ситуацию с масштабным отключением электроэнергии, случившемся в конце апреля 2025 года. В ЖК «Центральный парк» без света остались восемь многоквартирных домов. Позже «Уральские электрические сети» сообщили о подключении половины из них и назвали причину аварии – повреждение кабельной линии. Все дома, которым «повезло» меньше находятся под управлением УК «Уют-Сити». Логичным выглядит предположение, что именно проведение работ силами этой УК на сетях и послужило причиной отключения.
Были ли публикации с критикой в адрес «Уют-Сити» в связи с этим происшествием в «Золотой горке» или на ее странице Вконтакте? Судя по всему, нет. По крайней мере, на настоящее время они не сохранились.
Домовой чат как поле битвы
Подозрительная активность наблюдается не только в социальных сетях, но и в домовых чатах. В том, что граждане совместно обсуждают вопросы по использованию общедомового имущества, конечно же, ничего плохого нет. Вот только, судя по всему, некоторым пользователям, чаты нужны не для созидания, а, напротив, для нагнетания обстановки.
Как и в случае с социальными сетями, «заводилами» в чатах, как правило, выступают одни и те же люди, что и в новостном паблике «Золотой горки». Общий чат, например, есть у ЖК «Центральный парк», в который входят как дома под управлением УК «Кот», так и жилой фонд «Уют-Сити». А его активным участником является… главный редактор собственной газеты «Золотая горка», предпринимательница Ирина Зыкова. По имеющимся данным, она является лишь собственником квартиры в доме № 3 по улице Восточной, но не проживает в ней. Дом относительно недавно перешел под управление «Уют-Сити», но Ирина Зыкова продолжает критиковать УК «Кот» и рисует радужные перспективы, которые якобы откроются у жителей других МКД, если они проголосуют за смену управляющей организации. Речь идет уже о домах, где Ирина Зыкова не проживает и не имеет собственности.
Например, на вопрос одного из участников чата, а что изменится при переходе в другую УК, Ирина Зыкова отвечает «Основной плюс – вас слушают и слышат». Правда, не очень понятно, в чем это выражается. В оперативном реагировании на обращение? Это маловероятно. По указанному на сайте номеру дозвониться после 17:00 у нас не получилось. Видимо, жильцам, в случае возникновения аварийной ситуации придется ждать до 8 утра. Хотя круглосуточная работа аварийной службы, казалось бы, уже давно является само собой разумеющимся критерием современной УК. Да и в домовых чатах, по словам жильцов, представители УК отвечают неохотно.
То, как дом № 3 по улице Восточной перешел под управление УК «Уют-Сити», заслуживает отдельного внимания. По словам одной жительницы, пожелавшей сохранить анонимность, ее соседей призывали сменить УК из-за проблем с лифтами и ложных срабатываний пожарной сигнализации.
«Я не могу сказать, что по прошествии семи месяцев что-то изменилось, – отмечает жительница. – Лифты ломаются, сигнализация срабатывает [ложно]. Даже стало хуже в плане коммуникации с новой управляющей компанией, так как офиса поблизости нет, а заявки не рассматриваются. У меня такое ощущение, что жителей просто использовали для каких-то целей».
Информации об этих проблемах в социальных сетях, связанных с «Золотой горкой», мы не нашли. А во внутридомовых чатах, по словам жильцов, данные проблемы нередко объясняют… происками УК «Кот». Остается только догадываться, как это, по мнению сторонников «Уют-Сити» из числа жильцов, выглядит на практике: представитель другой управляющей компании под покровом ночи ломает лифты и замыкает сигнализацию? Получается какой-то остросюжетный детектив.
На УК «Кот» негатив сыпется даже, казалось бы, по таким вполне благоприятным поводам, как общедомовые праздники для жителей и детей. «Коты воют», «Почему мы должны платить за чужие пляски» – вот примеры таких сообщений вечно недовольных жителей.
При этом часть жильцов пытается возражать, что в домах много детей, а сами по себе праздничные мероприятия – вполне современный подход к управлению многоквартирным домом. Но в ответ они получают порцию негатива уже в свой адрес.
Более того, по словам одного жильца, он и вовсе сталкивался с травлей за альтернативную позицию, а затем и вовсе был удален из чата.
Как расценивать такое поведение указанных граждан в домовых чатах и социальных сетях? Просто как своеобразный «потребительский экстремизм» группы людей, для которых споры с управляющей компании превратились в самоцель? Или таким образом идет продвижение интересов других организаций? Мы пока не знаем, какой вариант ближе к истине. Но в обоих случаях главного редактора коммерческой газеты использование собственных информационных площадок в личных целях и непосредственное участие в событиях не красит.