Ежедневно услугами такси в Екатеринбурге пользуются тысячи граждан. В городе работает не менее 20 служб такси. Однако жесткая конкуренция для многих из них не является основанием повышения качества услуг. Пассажиров зачастую развозят на авто, требующих срочного ремонта, подача машин задерживается на полчаса – час, водители хамят, приезжают в неадекватном состоянии. При этом пострадавшие от неудобств пассажиры не всегда находят время, чтобы пожаловаться на работу такси.
– Только регулярные обращения, жалобы могут изменить ситуацию. Чем больше будет претензий, тем лучше будут работать такси, – говорит сопредседатель Общества защиты прав потребителей Свердловской области Антон Буженов. За последний месяц в этой организации приняли более двух десятков жалоб на работу такси. Чаще всего в 2011 году жители Екатеринбурга сообщали о нарушениях в «Автомиге» и «Копейке».
– Есть сообщения, что таксист «Автомига» приезжал на машине, которая явно не пройдет техосмотр. Водителей этой же службы граждане подозревали в употреблении наркотиков, – рассказывает Антон Буженов.
Клиенты добавляют к этому незнание водителями адресов пункта назначения авто и отсутствие какой-либо ориентации в городе.
– Вызвала по номеру 3-450-450 машину на адрес Красноармейская, 78б. Минут через пятнадцать таксист перезванивает и говорит, что подъехал к дому. Выхожу, машины с указанным номером нигде в округе нет. Льет дождь, холодно. Перезваниваю таксисту, он настаивает, что приехал. Через двадцать минут выясняется, что водитель толком не разбирается в адресах и улицах, хотя точка вызова находится в центре города. Пришлось ловить проезжающие мимо машины и ехать почти полностью промокшей до дома. От услуг «Автомига» после этого отказалась, – говорит пострадавшая пассажирка Елена.
Работу компаний «Три десятки» и «Везет» также далеко не все вспоминают с благодарностью.
Бывает, что при серьезном опоздании такси пассажир отказывается от услуги. Но за это оператор обещает снять деньги «с сотового телефона» клиента, словно не задумываясь о законности таких действий.
– Одна такая угроза уже может стать причиной для обращения в ГУВД, – отмечает Антон Буженов.
– Через сайт такси «Везет» заказала машину на утро следующего дня. Машина опоздала на 20 минут. Из-за этого сорвалась важная рабочая встреча. Попыталась разобраться, в чем причина. Связалась с директором компании. По его словам, водители сами берут заказы через электронную систему. Посмотрела систему: время подачи машины там не указано. Администраторы говорят, что водители получают звонки-предупреждения за 3-4 минуты до того времени, когда уже должны подъехать к месту вызова, – рассказывает клиентка такси «Везет» Надежда.
После беседы с правозащитниками или знающими свои права гражданами руководство служб такси, как правило, соглашается вернуть деньги. Обращения на некачественное оказание услуг рассматриваются в соответствии со статьями 28 и 29 закона «О защите прав потребителей». Согласно им клиент имеет право компенсации за просрочку в оказании услуги, а при некачественном обслуживании может отказаться от услуги и потребовать назад уплаченные за нее деньги. Правда, в какой из государственных органов направить жалобы на работу нерадивых такси, не известно. Пока на страже интересов граждан в этой сфере остаются только общественные организации. В комитете по товарному рынку Екатеринбурга, сотрудники которого контролируют оказание компаниями различного вида услуг населению, жалобы на такси переадресуют в комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети.
– Ведение такси ни за кем не закреплено. 21 апреля вышел федеральный закон, по которому на работу такси будут выдаваться разрешения. Кто будет их выдавать, не известно. В Свердловской области (после выхода федерального) разрабатывается свой закон, – говорит главный специалист отдела организации транспортного обслуживания населения комитета по транспорту Сергей Темняков.
Закон № 63 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нацелен на избавление улиц от так называемых «бомбил». Он прописывает требования к такси, которые начнут действовать в стране с 1 сентября. В частности, разрешение на работу смогут получить юрлица и предприниматели, имеющие собственный автопарк. Все автомобили необходимо будет оборудовать контрольно-кассовыми аппаратами и опознавательными знаками – желто-оранжевым фонарем или шашечками. Водители по новому закону должны будут ежедневно перед выездом проходить медосмотр. За нарушение требований предусмотрены штрафы от 1 до 5 тысяч рублей за каждую машину такси.
Разрешение на работу фирм по частному извозу будет выдаваться на 5 лет. Правда, какие органы будут вести эту работу, федеральным законом не определено. Как отмечает депутат Свердловской областной Думы Владимир Машков, возможно, выдачей разрешений займутся органы регионального Министерства транспорта. Однако пока областной закон не принят и структура, осуществляющая контроль за работой такси, отсутствует, единственным способом восстановления своих прав для граждан остаются обращения в правозащитные организации и правоохранительные органы. Возможно, что массовые жалобы и штрафы действительно заставят екатеринбургские такси изменить свою работу в лучшую сторону еще до появления областного закона.