Гигант на краю банкротства

СП ОАО «СУС», один из крупнейших свердловских строительных трестов, может не дожить до весны

Уже сейчас долги Североуральского управления строительства превышают 75 миллионов рублей. Строительно-промышленное ОАО «Североуральское управление строительства» – второе по величине предприятие закрытого города Лесной. Когда-то именно этот строительный гигант возвел и комбинат «Электрохимприбор», и сам город, и целые кварталы в соседних Нижней Туре и Красноуральске. До сих пор он оставался, что называется, градообразующим предприятием: сейчас на СУСе работает более чем 1200 жителей Лесного. Для небольшого закрытого города это очень и очень много. Вот только перспективы у строительного гиганта далеко не самые радужные.
 

СП ОАО «СУС», один из крупнейших свердловских строительных трестов, может не дожить до весны

Последние годы предприятие буквально лихорадит. Все меньше становится заказов, как снежный ком растут долги. И первыми это почувствовали именно работники предприятия: на СУСе начались перебои с выплатой зарплаты. Сейчас долг перед рабочими составляет порядка 1 миллиона рублей. Поставщикам, подрядчиками и банкирам строительное управление должно куда больше. По данным Арбитражного суда Свердловской области, только признанных долгов у СУС – более 76 миллионов. Эксперты строительного рынка уверены: предприятие испытает серьезнейшие финансовые затруднения. Не исключено, что уже в ближайшие месяцы Североуральское управление строительства может быть обанкрочено.

Как же один из крупнейших строительных трестов Урала, в недавнем прошлом возводивший целые города, оказался на грани банкротства? В этом попытался разобраться «МК-Урал».

Проблемы

В последний год строительную компанию начали преследовать финансовые трудности. Заказов становилось все меньше, а затраты на поддержание огромного хозяйства не уменьшались. Росли долги, стройки начали превращаться в долгострои. Копились проблемы.

Для того чтобы заткнуть возникающие дыры в финансировании, руководство привлекало кредиты и займы, не особенно задумываясь о том, как будет с ними расплачиваться. Скорее всего, руководители управления надеялись на «русский авось» или некие «будущие заказы». Но новых проектов не появлялось. А старые все глубже и глубже погружались в болото неплатежей. В определенный момент стало нечем рассчитываться с поставщиками и смежниками. А это значит, что уже начатые стройки встали.

Примером может служить строительство жилого дома по заказу администрации города Красноуральска. Сейчас стройка практически заморожена: за последние три месяца не возведено и одного этажа. На все требования городских властей закончить работу в срок представители СП ОАО «СУС» только разводят руками: у компании просто нет для этого денег.

Очевидно, что заказчики в такой ситуации перестают платить строителям. В самом деле – за что, ведь работы не ведутся. Более того, многие из них обратились в суд для того, чтобы взыскать с СП ОАО «СУС» неустойку за срыв строительства. Согласно данным сайта Арбитражного суда Свердловской области, уже сейчас завод должен своим кредиторам 76 миллионов рублей. И денег на погашение этих долгов просто нет.

В ближайшее время Североуральское управление строительства может лишиться большей части своей строительной техники. Дело в том, что техника эта оформлена в лизинг, а перед компанией «УралЛизинг» у СП ОАО «СУС» образовались многомиллионные долги. По условиям лизингового соглашения до окончания выплат вся техника считается собственностью лизингодателя, и он имеет право в любой момент изъять ее у должника.

Образовалась серьезная задолженность по налогам и сборам. Только просроченные платежи в пенсионный фонд России превышают 20 миллионов рублей. Из-за этого счета предприятия работают в режиме картотеки: все поступающие на них деньги автоматически переводятся в счет погашения долгов перед бюджетом.

Не менее сложная ситуация сложилась и во взаимоотношениях с банками. Крупнейший кредитор Североуральского управления строительства – Сбербанк России – согласился реструктурировать задолженность предприятия. Но как предприятие будет расплачиваться по этим долгам с заблокированным счетом – не ясно. К тому же это значит, что новых кредитов СП ОАО «СУС» уже не получит.

В результате предприятие оказалось в замкнутом круге: нет оборотных средств для того, чтобы купить стройматериалы и рассчитаться с рабочими, значит, остановятся стройки, значит, не придут деньги от заказчиков.

Причины

Эксперты в строительной области уверены: главная причина финансовых трудностей на предприятии – ошибки в стратегии развития предприятия, допущенные его руководством. Тест из закрытого города, привыкший работать в тепличных «советских» условиях, оказался не готов к работе на конкурентном рынке, да еще и в условиях кризиса.

Как говорят экономисты, главная ошибка директоров СП ОАО «СУС» – неумение управлять своей себестоимостью в условиях рынка. Привыкнув к государственным и военным заказам, на финансирование которых денег не считают, управление строительства не считалось с затратами на поддержание собственной структуры.

А структура эта оказалась огромной и неподъемной, ведь еще в советские годы Североуральское управление строительства было создано для того, чтобы строить заводы и целые города. Предприятие имеет собственные производства стройматериалов и огромный транспортный цех, множество производственных линий, собственных зданий, многочисленный штат. Все это хозяйство надо содержать. А техника, к тому же, имеет свойство устаревать и ломаться. Нужны постоянные затраты на ее поддержание в рабочем состоянии.

Пока у предприятия были заказы на строительство соответствующих объемов, вся эта махина жила и обслуживала саму себя. Но уже в начале 2000-х годов стало понятно, что в будущем столь масштабных заказов не будет. Казалось бы, надо приспособить строительное управление под нужды времени: распродать все ненужные машины и производства, модернизировать те направления, которые приносят реальные деньги.

Но менеджмент СП ОАО «СУС» решил идти своим путем и сохранить «советского динозавра» в первозданном виде. Строительный монстр за счет собственных «запасов прочности» продержался почти 10 лет. Постоянно возникающие в бюджете дыры кое-как латали за счет новых заказов. Но и они были не бесконечными.

В 2011 году наступила неизбежная развязка. Накопленные за последние годы ошибки в управлении и неподъемный груз долгов наконец поставили на грань банкротства СП ОАО «СУС».

Кто виноват?

Кто же несет персональную ответственность за предбанкротное состояние огромного строительного треста? Кто загнал предприятие и его работников в финансовую ловушку?

Мнение экспертов однозначно: нынешний и бывший менеджмент предприятия, который одновременно является и его собственником. В 90-е годы команда бывших советских строителей приватизировала завод, они же довели его до нынешнего печального финансового положения. На сегодняшний день команда управленцев Североуральского управления строительства владеет более чем 50% акций предприятия.

И в первую очередь это гендиректор СП ОАО «СУС» Юрий Шупенько, руководящий компанией с 2006 года. Именно с его именем и подобранной им командой управленцев наблюдатели связывают все финансовые провалы последних лет.

По информации из ряда источников, непосредственное отношение к СП ОАО «СУС» имеет и глава города Лесной Виктор Гришин. Раньше он работал в должности заместителя генерального директора СП ОАО «СУС». Существует мнение, что через свою жену он контролирует часть акций управления. К сожалению, в мэрии Лесного подтвердить или опровергнуть эту информацию не смогли. Однако точно известно, что родной сын мэра входит в состав Совета директоров ОАО «Среднеуральское управление строительства».

Перспективы

Что же ждет СУС и 1200 его работников в ближайшее время?

Директор компании Юрий Шупенько, похоже, продолжает надеяться на чудо. «Да, у нас есть сейчас свои сложности – не хватает денег, поэтому мы работаем не теми темпами, но мы надеемся, что на этой неделе с финансированием все решится. Приходит новый инвестор, и предприятие получит необходимый оборот», – поделился он с журналистами своими планами на будущее. Другие представители компании надеются на то, что СУС получит заказ на строительство для ТГК-9 новой электростанции в Нижней Туре.

Но эксперты в строительной сфере смотрят в будущее куда более реалистично. По их мнению, перспектив на выживание у СП ОАО «СУС» просто нет. Серьезные инвесторы не готовы вкладывать средства в погибающее предприятие без пула заказов. Что же касается строительства новой электростанции, то заказ на него может получить только крупный строительный трест, который не имеет долгов перед бюджетом и подрядчиками, может продемонстрировать положительный баланс. Таковы стандартные условия конкурсов на проведение строительных работ. И Североуральское управление строительства, находящееся в предбанкротном состоянии, под них явно не попадает.

Что же это значит для самого предприятия? Скорее всего, неизбежное банкротство и распродажу имущества с молотка. Не исключено, что все это случится с Североуральским управлением строительства уже в ближайшие месяцы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру