Мясокомбинат отпущения
Работающий в полную мощь еще два месяца назад, сегодня Талицкий мясокомбинат практически остановлен. Простаивает дорогостоящее германское оборудование, а склад готовой продукции пустует уже почти 3 недели.
Более 300 человек в скором времени рискуют остаться без рабочих мест. Для такого небольшого поселка, как Троицкий (Талицкий городской округ), – число критичное, тем более что мясокомбинат считается градообразующим предприятием.
Справедливости ради стоит отметить, что альтернатива для работников мясокомбината все-таки есть – работа на Рефтинской птицефабрике вахтовым методом. Другими словами, всем сокращенным сотрудникам предлагается продолжить трудиться за 200 км от дома – в поселке Рефтинский, а жить в летнем лагере… Эта идея принадлежит лично Николаю Топоркову, который и обратился в администрацию поселка с просьбой подыскать временное жилье для таличан.
– Это, может быть, не один из лучших вариантов. Но я провел ряд мероприятий, изучил ситуацию и дал ответ Николаю Васильевичу, – рассказал «МК-Урал» глава Рефтинского Сергей Пшеницын, – что поселок имеет возможность разместить рабочих на базе оздоровительного лагеря «Искорка». На определенных договорных условиях. Но, конечно, до летнего периода.
Но, несмотря на безвыходную ситуацию, в которой сейчас находятся 300 жителей Талицы, желающих поехать в «рефтинский трудовой лагерь» оказалось немного – около 15–20 человек.
О непростой ситуации в Талице стало известно и в Законодательном собрании Свердловской области. Об этом «МК-Урал» заявила областной спикер Людмила Бабушкина, которая подчеркнула, что в случае, если талицкая площадка все-таки будет закрыта, областным властям придется дать оценку эффективности такого менеджмента.
– Этот вопрос находится на контроле и у главы Талицкого городского округа, и у депутатов, и у председателя правительства, – отметила Людмила Бабушкина. – Я думаю, что, если что-то пойдет не так, правительство вынуждено будет дать оценку этой ситуации, в том числе эффективности работы нового руководителя. Что касается меня, то обращения от сотрудников мясокомбината ко мне не приходило, хотя я неоднократно наталкивалась на сообщения в СМИ о том, что письмо направили и на мое имя. Тем не менее я постоянно держу связь с главой Талицкого городского округа Александром Толкачевым.
Сам Толкачев кардинально на ситуацию повлиять не может по объективным причинам, ведь дальнейшая судьба мясокомбината полностью зависит от решений собственника и руководителя птицефабрики. Тем временем глава Рефтинского Сергей Пшеницын уже высказался о возможности переноса перерабатывающей площадки из Талицы.
– Я как глава муниципалитета, конечно, заинтересован, чтобы площадка по переработке была на моей территории. Это мои рабочие руки, это мои налоги. Первоочередная задача – обеспечение жильем. И мы сейчас реализуем проект социального жилья, в том числе для работников птицефабрики, – рассказал Пшеницын.
В свою очередь, будучи главой дотационного муниципалитета, Александр Толкачев понимает, что переезд мясокомбината будет иметь самые негативные последствия для Талицы, потери которой будут не соизмеримы с прибылью экономически успешного Рефтинского.
В кабмине, после получения писем от таличан, решили провести служебную проверку, по итогам которой было установлено, что Николай Топорков по отношению к мясокомбинату фактически вел политику самоуправства.
– Руководство Рефтинской птицефабрики в лице Николая Топоркова решило отказаться от переработки мяса курицы на талицкой площадке. Было решено оставить на ней только переработку свинины и говядины, – прокомментировал ситуацию свердловский министр АПК и продовольствия Михаил Копытов. – «Рефтинская» поторопилась вывезти из Талицы все сырье, а завезти – не завезла. Поэтому комбинат действительно простаивал некоторое время. Но сейчас Топоркова обязали завезти сырье в самое ближайшее время и возобновить в Талице производство. Как и говорилось ранее, талицкая площадка будет работать при Рефтинской птицефабрике. Закрывать ее никто не даст. Люди без работы не останутся.
Тем временем, несмотря на заявления правительства о сохранении Талицкого мясокомбината, наблюдатели не спешат ставить точку. Существует мнение, что уничтожение комбината – только вершина айсберга. А традиции управления Николая Топоркова в конце концов могут привести крупнейшую птицефабрику к банкротству, с целью снижения стоимости этого государственного актива перед продажей в 2014 году. Тем более что опыт разорения фабрики у Топоркова уже имеется.
«Великий» фабрикант
В распоряжение нашей редакции попали документы, на основании которых можно предположить, что в период с 2005 по 2009 год деятельность Николая Топоркова нанесла ущерб Рефтинской птицефабрике минимум в 1 миллиард рублей. На всем протяжении этого времени директор ГУПа заключал сомнительные сделки разного толка, явно не в интересах государственного производства. Об этом заявляет и бывший главный бухгалтер Рефтинской птицефабрики Ольга Ткалич, которая была уволена в 2004 году за несогласие «проводить» мошеннические сделки.
По ее словам, с 2004 года птицефабрика заключила ряд невыгодных для предприятия договоров с поставщиками зерновых и другого сырья для комбикорма. Расценки на сельхозтовары были необоснованно завышены минимум в 2–3 раза. Согласно аналитическим данным, только за 2009 год из-за этих сделок ГУП потеряло около 120–130 миллионов рублей. Значительной суммы в том же году фабрика лишилась из-за невыгодного сотрудничества с аффилированным ООО «Камышловская птица». В отличие от многих махинаций, фактическая принадлежность этой фирмы Топоркову и его близкому окружению (учредителями являлись его дочь, а также близкие родственники заместителя директора и главного зоотехника фабрики) была доказана, именно это и явилось официальной причиной его увольнения в 2010 году.
Нам стало известно, что на протяжении нескольких лет ГУП продавало «Камышловской птице» цыплят по цене ниже рыночной. Например, в 2008–2009 годах цена одной головы цыпленка составляла чуть больше 12 рублей, что было соизмеримо со стоимостью одного племенного яйца. Обратно «Рефтинская» от аффилированного ООО получала мясо птицы, но уже гораздо дороже среднерыночных цен. Не трудно догадаться, что «Камышловская птица» никакой хозяйственной деятельности и не вела, а данная схема была разработана для вывода средств из оборота государственного производства. Ежегодно эта сумма достигала в среднем 17 миллионов рублей.
Среди постоянных партнеров «Рефтинской» было и некое ООО «Свикс», по некоторым данным, аффилированное с г-ном Топорковым. В частности, именно эта компания сегодня является единственным дистрибьютором Рефтинской птицефабрики.
Это далеко не единственные примеры, мягко говоря, неэффективного управления Николая Топоркова. О корыстной составляющей совершенных им убыточных сделок больше всего говорит количество недвижимости, которое Топорков успел приобрести до увольнения. По имеющейся у нас информации, на него и членов его семьи записано четыре элитные квартиры в Екатеринбурге, и это не считая недвижимости в Рефтинском (2 квартиры и один коттедж). Несмотря на высокую в то время зарплату Топоркова (около 200 тысяч рублей), такое количество жилья за счет задекларированных доходов приобрести было невозможно.
Птицепром по дешевке
Не исключено, что и сейчас – во время «второго пришествия» – Николай Топорков продолжает игнорировать государственные интересы. Только этим эксперты могут объяснить его навязчивое желание закрыть Талицкий мясокомбинат, на котором, согласно утвержденному инвестплану, «завязано» дальнейшее развитие Рефтинской птицефабрики.
Так, до октября 2012 года объемы производства перерабатывающей площадки росли согласно расчетам. Если бы после своего назначения Николай Топорков не вмешался в процесс, то к концу года комбинат достиг бы производительности 500 тонн в месяц. В свою очередь прибыль птицефабрики от глубокой переработки превысила бы прибыль от продажи тушки в 10 раз. При таком темпе наращивания объемов производства чистая кумулятивная прибыль мясокомбината, а значит и птицефабрики, составила бы дополнительно131 миллион рублей в год, что почти в 2 раза больше прибыли «Рефтинской» (72 миллиона рублей) за 2010 год.
Эксперты недоумевают, что заставляет Топоркова, далеко не дилетанта в вопросах управления производства, настаивать на сворачивании прибыльного актива. «Здесь больше причины политические, нежели экономические», – рассказал наш источник в областном правительстве, полагающий, что замораживание развития Рефтинской птицефабрики может быть связано с продажей ее акций, намеченной на 2013–2014 годы.
По словам нашего источника, буквально за 10 дней до повторного назначения Топоркова, его предшественник Владимир Вальчук представил областному правительству проект развития Рефтинской птицефабрики до 2015 года. Одобренному документу осталось пройти только процедуру международного аудита.
Согласно презентованному проекту через 3 года Рефтинская птицефабрика могла превратиться в одно из выгоднейших предприятий области с оборотными средствами в 9 миллиардов рублей в год, что в 3 раза выше существующих. Ежегодная кумулятивная прибыль фабрики должна была увеличиться до 800 миллионов в год, а производительность – до 80 тысяч тонн. Но самое главное, проект не предусматривал обязательной продажи акций птицефабрики в частные руки.
– Проект предусматривал проведение IPO (первоначального публичного предложения акций), то есть выход предприятия на рынок ценных бумаг. При этом фабрика могла оставаться и в госудаственном владении, имея дополнительные доходы от продажи ценных бумаг помимо ежегодной выручки почти в миллиард рублей, –
объясняет наш источник в правительстве, который уверен, что такой выгодный для области расклад оказался неинтересным для тех, под кого фабрика уже готовилась. –
Нужно было действовать очень быстро, либо одобрять программу, либо «убирать» Вальчука до аудита. В противном случае запущенный механизм было бы не остановить.
Напомним, согласно утвержденной в правительстве программе приватизации в 2013–2014 годах предстоит продажа акций доходных областных производств, среди которых птицефабрики (Свердловская, Рефтинская, Первоуральская, Среднеуральская), а также Ирбитский молокозавод. По оценке МУГИСО, самым дорогим активом в этом реестре является Рефтинская птицефабрика, стоимость которой сегодня подходит к 2,5 миллиарда рублей, что почти в 2 раза больше стоимости «Свердловской». А в случае успешной реализации проекта развития Талицкого мясокомбината, цена фабрики повысилась бы еще. Ситуация резко поменялась после назначения Николая Топоркова: о плане развития больше никто не вспоминает, что, несомненно, может быть на руку только потенциальному покупателю.
Не нужно иметь экономического образования, чтобы понять, что первые решения Топоркова уже повлияли на прибыль «Рефтинской», причем не самым лучшим образом. Более того, именно с его появлением и началась «антиталицкая» кампания, которая заключается не только в подрывании работы площадки, но и в попытке удешевить ее. Так, в некоторых СМИ появилась информация о том, что настоящая стоимость мясокомбината якобы в десятки раз меньше закупочной. При этом приводятся результаты «независимых» оценщиков. Согласно некоторым из них, комбинат в Талице дешевле даже, чем однокомнатная квартира в Екатеринбурге.
Между тем накануне приватизации смена руководства произошла далеко не на одном производстве, готовящемся к продаже. В октябре этого года новые директора появились еще на двух государственных объектах – Первоуральской птицефабрике (Константин Сурин) и Ирбитском молокозаводе (Сергей Суетин). Назначение этих людей у некоторых наблюдателей вызвало недоумение, ведь все они, в том числе и Николай Топорков, работали в связке с экс-министром сельского хозяйства Сергеем Чемезовым.
Редакция «МК-Урал» не берется утверждать, что в настоящее время Николай Топорков действует в интересах третьих частных лиц. Но, по оценке экспертов, в случае если Рефтинская птицефабрика лишится площадки глубокой переработки, ее стоимость может значительно упасть.
Тем временем эффективность менеджмента Николая Топоркова можно будет оценить в конце 2013-го – начале 2014 года, когда он предоставит отчет о результатах работы Рефтинской птицефабрики.
«МК-Урал» будет следить за развитием событий.