Заслуженный строитель России Владимир Коньков проанализировал установленные мэрией Екатеринбурга в 2011 году пределы допустимой концентрации загрязняющих веществ в воде, которая поступает в Южный канализационный бассейн. Выяснилось, что по ряду параметров нормы горадминистрации оказались меньше норм, рекомендованных федеральным законом, в десятки раз!
К примеру, принятое в 2013 году постановление правительства РФ №644 допускает концентрацию цинка в канализации на уровне 1 миллиграмма на кубический дециметр воды. Вышеупомянутое постановление мэрии установило планку на уровне 0,044 мг/дм кубический. По концентрации алюминия это соотношение выглядит как 3,0 к 0,49 мг/дм, а в случае нефтепродуктов – 10 к 0,3.
– По сути, нормы, установленные горадминистрацией, настолько жесткие, что человеку достаточно помыть руки водой из-под крана и в канализацию эта вода уйдет уже «штрафной», – рассказывает Владимир Коньков нашему корреспонденту.
Если физлиц никто штрафовать, понятное дело, не собирается, то практически все предприятия Екатеринбурга, пользующиеся водопроводом и канализацией, нормы мэрии нарушают (потому что не нарушить их попросту невозможно). В результате сложилась парадоксальная ситуация: муниципальные чиновники из ЕМУП «Водоканал» имеют законное право оштрафовать практически любое предприятие в Екатеринбурге. Чем они и пользуются.
– С такими нормативами никто в городе не сможет уложиться в эти ПДК, и поэтому все платят штрафы МУП «Водоканал». По моим оценкам, объемы штрафных платежей можно измерять сотнями миллионов рублей в месяц и счет уже давно идет на миллиарды. Это огромные деньги, – продолжает депутат. – Иными словами, предприятия платят энную сумму за право пользоваться водопроводом и еще в 5-6 раз больше за право сливать использованную воду в канализацию.
В августе прошлого года депутат направил запрос в свердловскую прокуратуру, однако реакции со стороны надзорного ведомства не последовало. Устанавливая такие «драконовские» нормативы, мэрия, по мнению прокуратуры, была в своем праве, ведь нормы, установленные федеральным законодательством, носят лишь рекомендательный характер. Правда, удалось установить противоречие российскому правосудию другого постановления администрации Екатеринбурга, касающегося установления тарифов на водоснабжение и водоотведение. В связи с чем правоохранители вынесли мэрии протест.
Между тем в ситуации с установленными в Екатеринбурге предельными нормами концентрации в канализации загрязняющих веществ существует коррупционная опасность.
Как удалось выяснить депутату Конькову, схема освоения денег, полученных в виде штрафов по этой статье, абсолютно «непрозрачна».
– Могло быть логичным, если бы «Водоканал» завел специальный счет для этих штрафов и эти деньги расходовались бы целевым образом: на модернизацию канализационных систем, очистку стоков и т.д. – рассуждает парламентарий. – Но ничего подобного нет. Никаких отчетов, ничего. Деньги, получается, уходят «в трубу», в никуда. Раз уж вы собираете такие огромные деньги с городского бизнеса, то отчитайтесь за них. Или покажите, что тратите на развитие инвестиционной стратегии предприятия. Вместо этого МУП «Водоканал» регулярно жалуется на старое оборудование, отсутствие возможностей для модернизации и так далее.
В связи с этим депутат принял решение обратиться к коллегам из гордумы Екатеринбурга, чтобы те взяли данный вопрос под свой контроль.
– Городские депутаты не вполне представляют масштабы проблемы, – считает Владимир Коньков. – Вдумайтесь, «Водоканал» ежемесячно получает сотни миллионов рублей, однако этот финансовый поток никем не контролируется. Вообще, есть подозрение, что эти деньги муниципальные чиновники расходуют, скажем так, по собственному усмотрению.
По словам Владимира Конькова, депутаты гордумы должны, как минимум, установить контроль над этой статьей доходов «Водоканала», а точнее – за расходованием этих денег.
Во-вторых, стоит пересмотреть установленные нормы предельной концентрации и сделать их более «щадящими». К примеру, говорит депутат, когда размеры платы за подключение к сети водоснабжения в Екатеринбурге привели к общефедеральным, они снизились на 40%. Что, естественно, положительно отразилось и на стоимости строительства жилья.
Соответственно, увеличение «штрафного» порога загрязненности канализационных стоков до норм, установленных федеральным законом, положительно скажется на всем бизнес-сообществе Екатеринбурга. Ведь деньги, которые сейчас предприниматели вынуждены отдавать в виде «дани» чиновникам из «Водоканала», могли бы пойти на модернизацию оборудования или снижение себестоимости продукции. При этом никакой экологической опасности такое решение не понесет, ведь квалификация экспертов, разрабатывающих общероссийские нормы, уж никак не ниже, чем у экспертов мэрии Екатеринбурга.