Продукцию ОАО «Уральский завод автотекстильных изделий» (тормозные колодки, накладки, диски сцепления, асбестовые ткани и т.д.) потребляют предприятия почти всего СНГ: химкомбинаты, электростанции, металлургические предприятия, а также автозаводы и железнодорожная отрасль.
Как удалось выяснить «МК-Урал», у «УралАТИ» есть завод-«побратим», причем – всего в 80 километрах от Киева: «Белоцерковский завод «Трибо». На нем также производятся различные запчасти для тормозных систем авто- и ж/д транспорта, но это не единственное сходство между предприятиями. Дело в том, что продукция «Трибо» регулярно поступает на Урал и, скорее всего, продается под маркой «УралАТИ».
Выгода схемы очевидна: себестоимость продукции, произведенной на Украине, зачастую значительно ниже российских аналогов (качество тоже хуже, но речь не об этом). Однако возникает вопрос, как вообще оказалось возможно организовать такую полулегальную «франшизу»?
Дело в том, что «Трибо» на Украине является монополистом в своей сфере (отсюда и низкая себестоимость) и владеет этим заводом украинский бизнесмен-чиновник Константин Ефименко. В 2007 году подконтрольные ему киевские фирмы («Урал-финанс», «Уралпромхолдинг» и др.) выкупили контрольный пакет акций завода «УралАТИ». Можно предположить, что эта сделка изначально организовывалась под вышеописанную «схему».
Возникает и еще один вопрос, связанный с логистикой: как дешево доставлять продукцию «Трибо» за тысячи километров на Урал, да еще и в промышленных масштабах? Но и здесь у г-на Ефименко никаких проблем. Имея значительные связи в «верхах», он, в итоге, решил свои проблемы за счет государства – уже в 2010 году Константина Ефименко назначили на пост министра транспорта Украины. Надо думать, что у главы этого ведомства проблем с организацией грузовых перевозок для своего же завода возникнуть не должно.
«Большие дяди»
Понятно, что, не будучи гением, самостоятельно добиться молодому человеку (Минтранс он возглавил в 34 года) столь впечатляющих успехов в бизнесе и на госслужбе одновременно было бы сложно. Но у г-на Ефименко нашлись влиятельные «друзья».
Родился наш герой в городе Белая церковь – райцентре Киевской области, традиционно электоральной вотчине Юлии Тимошенко.
С этим городом у Константина немало связано. Здесь располагается завод «Трибо», здесь же Ефименко с местным мэром Василием Савчуком, как пишет украинское издание «Депо», активно «приватизировали» коммунальные предприятия города. По информации СМИ, в 2008 году подконтрольные Константину Ефименко структуры выиграли иск в суде и стали основными кредиторами городского ДЭУ, причем требования кредитора совпадали с балансовой стоимостью активов коммунального предприятия. Журналисты предположили, что с оплатой долгов у ДЭУ проблем не возникнет (то есть мэрия успешно продаст его активы Константину), ведь в этом же году Ефименко назначил сына мэра, Олега Савчука… одним из руководителей завода «УралАТИ». Вчерашнего студента – топ-менеджером крупного предприятия.
Вероятно, в то время Константин интересовался не только рейдерскими захватами, но и политикой.
К примеру, в 2004 году он занял должность заместителя директора НАК «Нафтогаз Украины», оператора газотранспортной системы страны, а в 2009 году – возглавил компанию. Произошло это, как пишут «Морские бизнес-новости Украины», благодаря покровительству политика Владимира Литвина (лидер «Народной партии Украины»).
Параллельно, согласно тому же изданию, Константин завязал знакомство и со спонсором Литвина, одним из богатейших олигархов Украины Василием Хмельницким, состояние которого оценивается в 437 $ млн.
Как оказалось, г-н Хмельницкий не клал политические «яйца» в одну корзину. «Блок Литвина» начал терять позиции? Не беда, зато Костя Ефименко уже к тому времени стал доверенным лицом Юлии Тимошенко. С приходом к власти Виктора Януковича закатилась политическая «звезда» блока Юлии Тимошенко? Не страшно, сам-то Хмельницкий – в «Партии регионов».
За помощь Василию Хмельницкому Ефименко был допущен в большой бизнес: в фармацевтике, недвижимости, транспорте. Кстати, именно транспортная корпорация «КФК» (общий бизнес Ефименко и Хмельницкого) участвовала в захвате ДЭУ города Белая церковь…
Апофеозом стало назначение Константина Ефименко на специально учрежденную должность первого заместителя министра инфраструктуры Украины. Несколько недель назад он ее покинул, однако есть основания полагать, что во время переворота в Киеве оба бизнесмена быстро сориентировались и своих позиций не потеряли. По крайней мере, Юлия Тимошенко (та самая, что призывала развязать ядерную войну с Россией) от своих «знакомых» не отказывается и сейчас, взяв реванш на политической арене Украины.
Итак, оба: и Хмельницкий, и Ефименко – показали себя оборотистыми дельцами и довольно беспринципными политиками. Логично предположить, что ссориться с хунтой они не стали и что подконтрольные им структуры уже выступают спонсорами новой киевской власти – захвативших власть неонацистов. Таким образом, часть этой «спонсорской помощи», вероятно, оплачивает транснациональная корпорация Ефименко и ее основа – уральский завод «УралАТИ».