Об этом свидетельствуют и результаты опроса, проведенного Институтом фонда Общественного мнения (ИнФОМ) среди жителей 37 населенных пунктов Свердловской области и посвященного исследованию телепредпочтений населения региона. 44% опрошенных жителей Среднего Урала заявили, что доверяют телевидению больше других источников информации, на втором месте интернет – 21%. Разница существенная – более чем в два раза, и это несмотря на то, что сфера интернет-СМИ в Свердловской области считается одной из самых развитых в стране и порой задает информационную повестку. Интересно, что с уменьшением размера населенного пункта (опрос проводился как в Екатеринбурге, так и малых городах, включая, например, Тугулым и Арти), возрастает доверие к ТВ, тогда как к всемирной паутине снижается.
Аудитория «ОТВ» выросла
Разнообразие телеканалов не вводит в замешательство зрителя, предпочитающего не испытывать пульт на прочность, а остановиться на двух-трёх, предлагающих разнообразный программный продукт. Согласно опросу, свердловчане чаще всего смотрят федеральные телеканалы, и было бы странно, если бы «Первый», «Россия 1» и «НТВ» не были в тройке лидеров. Сразу после основных федеральных игроков телевизионного рынка – на шестой строчке телепредпочтений свердловчан находится «Областное телевидение» (ОТВ). Динамика просмотра ОТВ растет ежегодно – только за последние два года доля смотрящих областной канал зрителей выросла на 13%. На фоне других региональных участников рынка – Студии 41, АТН, 4 канала и ряда иных, коллективу ОТВ удалось не снизить планку и не только сохранить за собой аудиторию, но и увеличить её. 61% респондентов ответили утвердительно на вопрос «Смотрите ли вы Областное телевидение», хотя еще два года назад доля опрошенных составляла 54%.
Свердловчанам не интересна «Москва»
Что еще интересно – жители Свердловской области стали меньше смотреть федеральную тройку. Это не означает, что общество стало меньше смотреть ТВ – скорее, для них стало ближе региональное телевидение, за последние два-три года сделавшее качественный рывок вверх. В рейтинге местных телеканалов «ОТВ» стоит на первом месте – телеканал смотрят 52% жителей Свердловской области, что выше на 8% по сравнению с 2012 годом. Другие же пока не могут похвастаться таким результатами. Легендарная «Четверка», рейтинги которой, казалось, непоколебимы, существенно отстает от «Областного телевидения» – его смотрят 32% опрошенных. На третьем месте рупор администрации Екатеринбурга – «Студия 41», мощность передатчика которого не позволяет транслироваться на весь Средний Урал, ограничиваясь в пределах областного центра и близлежащих городов.
Лидеры регионального ТВ
Местные телеканалы для зрителей – это не только возможность посмотреть в начале рабочего дня развлекательно-познавательные «Утренний экспресс» на «4 канале» или «УТРОтв» на «Областном телевидении», но и возможность узнать, чем живет родной город и область. По мнению жителей Свердловской области, информацию о жизни Среднего Урала лучше всего передает телеканал «ОТВ» (33% от всех опрошенных), причем за последние два года данный показатель вырос на 18%. На втором месте в рейтинге – «4 канал» (18%), на третьем – «Студия 41» (8%). Информационные программы есть на каждом из этих каналов, но только «События» на «ОТВ» выходят 17 раз в день, позволяя зрителю не отвлекаться от домашних дел, а посмотреть новости в удобное для него время.
Дефицит новостей на телевидении
Опрошенные исследовательским фондом граждане, из числа зрителей ОТВ, считают, что телеканал должен больше внимания уделять новостям области, отдаленных городов и сел – 15%, проблемам ЖКХ – 7%, социальным проблемам – 5%, информационным и спортивным передачам – 4%. О пожеланиях руководству «Областного телевидения» уделить больше внимания криминальным новостям, развлекательным и познавательным передачам заявили 1-2%. Либо телезрителей канала не интересуют эти темы, либо они представлены в полном объёме – одно из двух. Например, значительная часть эфира программы «Новости Иннокентия Шеремета», также выходящая на ОТВ, посвящена убийствам, грабежам и прочим криминальным проделкам, поэтому говорить о дефиците подобной «чернухи» было бы неуместно.
Соцсети помошник ТВ
К сожалению, данные исследования не дают понять, посредством чего зритель смотрит любимые каналы – через телевизор или ноутбук/компьютер. Ведь большинство игроков телерынка на своих сайтах предлагают возможность просмотра программ в режиме онлайн, либо в записи. Еще одним методом продвижения и попыткой охватить более широкий круг потенциальной аудитории, стало использование социальных сетей, в которых зарегистрированы более 50% населения. Данные опроса подтверждают полезность использования социальных медиа в качестве каналов для продвижения бренда и привлечения трафика: 39% опрошенных в 2014 году заявили, что читают новостную ленту в социальных сетях. У данного вида диалога со зрителем есть задел для дальнейшего роста и было бы глупо его не использовать.
Телекомпании переживают кризис
Кризисные явления в экономике потребовали от менеджмента телеканалов оптимизации расходов и поиска путей развития, не требующих серьезных финансовых затрат. Некоторые телекомпании лихорадит от известий о сокращениях штата и снижении доходов от продажи рекламных продуктов, они вступают в период турбулентности. Именно в такие моменты появляется неоспоримый лидер, сумевший завоевать авторитет, благодаря технологическому и творческому рывку прошлых лет. Эксперты считают, что такой шанс есть у «Областного телевидения» – два года назад компания провела масштабную модернизацию, как технического, так и имиджевого плана.
Но и этого может быть недостаточно, если оперативно не реагировать на запросы телезрителей, которым не чужды новые форматы и спецпроекты. Являясь телекомпанией, которая обеспечивает информационное сопровождение деятельности органов государственной власти Свердловской области, «ОТВ» получает шанс стать эффективной диалоговой площадкой между населением и властью.