Эти люди не видят своих пассажиров, но это не мешает им заботиться об их комфорте и безопасности, невзирая на то, что пассажиры никогда не узнают, кто же являлся водителем транспортного средства. И пусть не видят – главное, чтобы знали об особенностях этой удивительной профессии. А рассказать нам о ней согласился машинист железнодорожного транспорта Станислав Воскобойников (а от публикации своей фотографии отказался: этого читателям знать всё же необязательно).
– Кем Вы мечтали стать в детстве?
– Я хотел быть машинистом, пожарным или милиционером. Но, честно говоря, железная дорога всегда нравилась больше.
– Какое образование должно быть у машиниста железнодорожного транспорта?
– Среднего образования по специальности вполне достаточно. Хотя попасть на железную дорогу проще после обучения в железнодорожном колледже или техникуме. В метро разницы нет – берут одинаково и со средним, и со средне-специальным образованием.
– В чём особенности управления железнодорожным транспортом?
– Главная особенность – нет необходимости рулить. Рельсы являются направляющими. А машинисту, разумеется, нужно периодически «давать газу» и «жать на тормоз». У нас это называется управлением тягой и тормозами. Только управление не ножное, как в машине, а ручное. Тягой управляешь левой рукой, а тормозами – правой. Плюс ко всему – управление дверями и контроль за посадкой и высадкой пассажиров на платформах.
– А в чём преимущества железнодорожного транспорта, например, перед дорожным?
– Для пассажира это, прежде всего, безопасность. Железнодорожный транспорт безопаснее авиа и тем более автомобильного. Ещё к преимуществам можно отнести комфорт, если речь идёт о поездах дальнего следования.
– За какой временной промежуток нужно начать замедлять скорость, чтобы совершить поворот и остановиться перед препятствием?
– Однозначно ответить на этот вопрос невозможно – всё зависит от конкретной ситуации, скорости, видимости, погодных условий, наличия спусков или подъёмов и многих других факторов. Машинист это должен чувствовать. Сравните с управлением автомобилем – когда вы начинаете тормозить, скажем, перед красным? Правильный ответ – по ситуации. Чтобы всё сделать вовремя, необходим большой опыт.
– Какие правила дорожного (или, правильнее сказать, рельсового) движения существуют?
– Правильнее сказать – Правила технической эксплуатации. Есть также «Инструкция по движению поездов и маневровой работе» и «Инструкция по сигнализации». Эти три книги и есть наши правила дорожного движения. В последней описаны все знаки, сигналы, применяемые на железнодорожном транспорте, все светофоры и их показания. Есть ещё множество других инструкций, приказов и прочих документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта.
– Можно ли назвать езду по железной дороге монотонной и беспрепятственной?
– Монотонной – можно. Машинисты, как правило, работают на одном и том же участке, знают его от и до.
И если на железной дороге есть ещё хоть какое-нибудь разнообразие (смена дня и ночи, времён года), то в метро и этого нет. А беспрепятственной я бы не назвал. Часто можно увидеть людей, переходящих пути в неположенном месте. Они перебегают их прямо перед поездом, а зачастую ещё и в наушниках. В метро в этом плане проще: только мусор может на рельсах попасться.
– Возможно ли управление без постоянного внимания на дорогу?
– Да, возможно. Хоть это и запрещено Правилами технической эксплуатации.
Становление профессии железнодорожника в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом построили первую в стране железную дорогу, её протяжённость составила 27 километров. Развитие железнодорожного транспорта за прошедшие столетия привело к созданию сложной и разветвлённой системы работы железных дорог. Однако всё острее встаёт вопрос о престижности железнодорожных профессий. Из двух тысяч опрошенных работников железных дорог более 40% отмечают, что престиж профессии железнодорожника несколько снизился, около 40% считают, что престиж резко упал, лишь около 20% – что профессия железнодорожника пользуется уважением.