Начальник ГИБДД Свердловской области о поборах на дорогах, «блатных» номерах и кадровом обновлении

Юрий Демин: «Непотопляемых людей не бывает»

Юрий Демин — одна из самых легендарных и знаковых личностей на Среднем Урале.

Он «пережил» трех губернаторов и четырех начальников полицейского главка. Полковник неоднократно становился участником скандалов, но каждый раз выходил «сухим» из воды. О его «непотопляемости» ходят мифы, а фамилия «Демин» известна каждому водителю, хоть раз севшему за руль. В преддверии 80-летия образования ГИБДД в России Юрий Демин рассказал в интервью «МК-Урал», как ему удается бороться с коррупцией среди подчиненных, с чем пришлось столкнуться в начале работы, а также анонсировал увольнения в ГИБДД уральской столицы.

Юрий Демин: «Непотопляемых людей не бывает»
Юрий Демин – «страшилка» для начинающих автомобилистов. Но только для нарушителей. Фото: УГИБДД по Свердловской области

«Сложный был период»

– Юрий Алексеевич, в этом году 11 лет, как вы возглавляете ГИБДД Свердловской области. Практически каждый год появляется информация об отставке, но каждый раз вы оказываетесь «непотопляемым».

– Я считаю, что непотопляемых нет. Без всякой лести я отношусь к людям-пахарям, и для меня работа превыше всего. В 1985 году я избрал свой крест Госавтоинспекции, и у меня так и пошло дальше. Когда мне в звании старшего лейтенанта предложена была должность замначальника отдела ГИБДД, я трижды отказывался, но мне сказали – будешь ты.

– А спустя несколько лет поступило предложение возглавить Управление…

– Здесь тогда сложная ситуация была, но я понимал, куда иду. Я согласился. Первые три года приходилось жить на работе. Нужно было объехать огромную территорию. Вплоть до Ивделя. Я территорию не знал, они меня не знали. Вот вы сказали «непотопляемые» – как раз на территориях были князьки, которые сидели десятилетиями. И когда мы начинали анализировать работу, понимали, что пользы от них никакой, но убрать их оттуда было крайне сложно. Да, они бездельники, но у них хорошие связи с главой администрации, начальником ОВД. Сложный был период. Нужно было все восстанавливать, в том числе доверие.

– Все удалось, что планировали?

– Если сравнивать то, что было 7-8 лет назад и сейчас, то это небо и земля. Требования повышаются. Мне порой как-то обидно, когда говорят, что вот он – непотопляемый. Да какой бы покровитель не был, он не будет бездельника держать.

– Автомобилисты из других регионов это тоже замечают, сравнивая, например, пермских и башкирских гаишников со свердловскими. Отзывы положительные.

– На каждой территории разный подход. Мы поставили для себя задачу: как бы тебе сложно ни было, если ты можешь быть инспектором ДПС – работай. Если у тебя не получается – на тебя жалуются, ты не можешь общаться с участниками дорожного движения, давай мы найдем тебе кабинетную работу. Полиция – это не воспитательно-учебный центр. Мы только учим их профессиональным навыкам. Что, мы учим быть грубым, хамоватым и прочее? Да нет, конечно! Это в семье, в школе его в свое время не воспитали.

«Футбольная» зачистка

– Несмотря на отклики, в регионе сохраняется высокая аварийность. Недели не проходит без смертельного ДТП.

– Аварийность – понятие относительное. Невозможно, чтобы каждый год на протяжении 7-10 лет было постоянное снижение. Это как в экономике – не бывает до бесконечности динамики роста, всегда произойдет спад. В прошлом году у нас было минус 13% по общему количеству ДТП, меньше на 17% по погибшим и минус 12% по раненым. Но этот год начался с трагичного января – у нас всегда этот месяц дает всплеск, народ любит выпить в новогодние праздники.

– За последние годы сформировалось мнение, что Серовский тракт – это «трасса смерти». Он продолжает держать лидерство в печальной статистике ГИБДД?

– В прошлом году лидером по аварийности у нас была Тюменская трасса, она самая интенсивная по движению транспортных потоков. В текущем году – Пермское направление: 42% от всех дорожных происшествий на федеральных дорогах в области дает Пермский тракт. На втором месте – Тюменская трасса, там рост ДТП на 2,5%.

«Питик» для пацана не деньги?

– В последнее время жители обращают внимание, что в Екатеринбурге выросло количество наглухо затонированных авто. Инспекторы стали более снисходительны?

– Раньше, когда тонированные автомобили останавливали, составляли протокол, выдавали требование об устранении и снимали номерной знак. Водитель был обязан что сделать? Устранить, предъявить машину без пленки и обратно получить номер. Законодатель сказал: снятие госномера незаконно. На сегодняшний день штраф сколько? 500 рублей. Покажите мне водителя, которого мы удивим 500-рублевым штрафом. И когда идут разговоры об увеличении штрафа до 5000 рублей – только бурные аплодисменты. Вот когда водитель утром заплатит пять тысяч, вечером пять – это будет ощутимо. А так работа ведется – за первое полугодие около 24 тысяч штрафов выписали за тонировку, из них только в Екатеринбурге 7,5 тысячи.

Мотогонщики в форме

– Есть у нас категория водителей, которая почти не употребляет – мотоциклисты. Но те как бешеные носятся по улицам. В этом году в Екатеринбурге появилась мотогруппа ДПС на новых мощных «БМВ» – результаты, если судить по сообщениям в СМИ, похвальные.

– Чтобы все понимали: наши мотоциклы запущены не для того, чтобы устраивать облавы на мотоциклистов. Да, на них, но на недисциплинированных. Тех, кто носится из ряда в ряд, подрезает, по ночам спать не дает. Это темное пятно на все мотосообщество. Поэтому мы и решили выщелкнуть из общего ряда тех, кто некорректно себя ведет.

– Приобретение новеньких мотоциклов – дорогое удовольствие для ГИБДД?

– Мы покупали их за счет внебюджетных источников, это было еще до введения санкций – не в прошлом и не в текущем году.

– Ну, а лично вы любите прокатиться на «коне» с ветерком?

– Я вырос в сельской местности, поэтому мотоциклом владею в совершенстве – как одиночкой, так и с коляской. Хотите, чтобы я кого-то удивил, проехав по городу? Ну, может быть, и такое возможно.

«Достоин – работай, не достоин – до свидания»

– Кадровый вопрос. Почти два года полк ДПС Екатеринбурга оставался без постоянного руководителя. В мае на эту должность назначили выходца из свердловской ГИБДД Дмитрия Панфилова. У него все получается?

– Думаю, что он наведет порядок. В идеале, чтобы он здесь был, он мне тут нужнее. С другой стороны, мы понимаем, что полк – это войско большое и там нужен командир. Он согласился. Вот сейчас у него сложная задача. Он пришел, видит большое количество недостатков, вникает в процесс и понимает, что от определенной части инспекторов придется избавляться.

– Это не приведет к увеличению некомплектности штата?

– Если брать в целом по области, то у нас и сейчас есть некомплект – 258 человек, но он, что называется, «рабочий». У нас всегда в заделе есть 100-150 человек, которые собирают документы, проходят медкомиссии, присматриваются к работе. Но есть другой момент: сегодня, например, при проверке службы у инспектора выявим нарушения, а завтра его выгоним – плюс к некомплекту. Но это не должно пугать. Достоин – работай, не достоин – извините, до свидания.

Из полковников – в депутаты?

– Любая шумиха невольно бросает тень на самого начальника областной ГИБДД – то есть на вас. Когда-то уйти все равно придется – например, в силу возраста. Готовите на свое место сменщика?

– Смену я готовлю давно, с первого дня. Я понимаю, что у меня в каждой службе должен быть человек, который может заменить кого-то. Незаменимых людей не бывает. И если возникнет вопрос, я думаю, мои рекомендации учтут.

– Не обсуждаете вариант уйти в политику? Бывший замначальника ГУВД Владимир Филиппов и руководитель тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров решили попробовать себя в депутатском статусе.

– Да, наверно, фамилия моя известная, чтобы можно было куда-то пойти. На сегодняшний день мы делаем полезное дело, но все его воспринимают по-разному. Есть 50 человек, которые похвалят, а другие 50 человек упрекнут. А депутатство – это та сфера, что если сейчас начать, так в отношении Демина припомнят все, вплоть до восьмого колена. Политика – это очень неблагодарная вещь. Дай Бог, что фамилия Демин ассоциируется с Управлением ГИБДД.

О коррупции: «В душу каждому не заглянешь»

– Очень хочется надеяться, что проработаете еще не один год, в том числе решив вопрос о продаже «блатных» номеров.

– Разговоров ходит много, но их кто ведет в основном? Те, кто лежит на диване. Хоть один факт подтвердится – отправим материалы в Следственный комитет. Мы открыты – есть информация? Сообщайте. Любую информацию перепроверяем на 18 раз, в кабинках стоят видеокамеры, мы слушаем, смотрим, мониторим. У нас были определенные лица, которые довольно часто приходили и имели контакты с отдельными сотрудниками. Выявили, кто приходил, выявили, к кому приходили, – выгнали всех.

– Думаю, что читатели подключатся, и если такой факт будет иметь место – проинформируют органы. Хотя некоторые поощряют коррупцию – иначе можно остаться без красивых номеров.

– Мы в свое время заказывали серии, но отказывались от первых 10 номеров – от 001 до 010. Юристы нам говорят – это незаконно, серия должна быть полная. Мы опять уперлись в тупик. Давай выдавать нулевые номера на грузовики, ассенизаторские машины. Но номера лежат, а мусоровозок не хватает. Когда говорят, что вот такая-то серия красивая, я говорю: «Хорошо, но эта серия будет выдаваться в Ивделе, Шали, Тавде, предположим». Пусть стоит на каком-нибудь ГАЗ-51 в деревне и пусть человек наслаждается.

– А вообще коррупция в ГИБДД – час­тое явление?

– Давайте так: человек, когда рождается, ему взрослые говорят: нельзя это делать, в школе говорят – нельзя, в институте говорят – нельзя. Он потом приходит, берет деньги, а все говорят: Госавтоинспекция не воспитала. Стоп! Мы не собираемся за каждым следить – это абсурд, это физически невозможно. Да, мы проводим негласные проверки, выезжаем по месту жительства, ежемесячно проверяем личный транспорт. Мы заинтересованы в том, чтобы искоренить это зло. Вот, говорят: они взятку взяли. А с другой стороны – вы не давайте, и брать не будут.

– Как проходит отбор на свободные должности?

– У нас были кандидаты из южных регионов, которых мы не берем. Если есть подозрения, то отправляем на полиграф, к психологу. Есть сомнения – не берем. Но в душу каждому не заглянешь. Парадокс ситуации в том, что когда есть семья и маленькие детишки – инспектор идет, делает эту гадость, садится в тюрьму. Кому он лучше сделал? Детишкам?

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру