Мёртвые полотна

Издевательство над живописью или новый формат выставок?

Выставки проекта «Ожившие полотна» не новинка для жителей Екатеринбурга, уже имевших возможность полюбоваться на репродукции Ван Гога, Айвазовского и Рериха. На этот раз крупнейший проекционный музей «Люмьер-Холл» представил репродукции художницы Фриды Кало. Стоит ли посещение подобных выставок своих денег, откуда организаторы получают репродукции, какова их художественная ценность, расскажем в нашем материале.

Издевательство над живописью или новый формат выставок?
Фото: vk.com

Входя в зал Свердловской киностудии, каждый посетитель видит несколько десятков экранов. Появляются фотографии Фриды Кало, играет национальная мексиканская музыка – выставка начинается. В самом начале организаторы знакомят с фактами биографии известной сюрреалистки, вводят в курс дела. Жизнь Фриды разделили на пять глав, в каждой буквально несколько строк, которые совсем не проясняют перипетии судьбы художницы, из-за которых она вынуждена была писать такие странные, порой ужасающие полотна. Возможно, это и правильно, ведь на любой выставке во главу угла ставится не сам творец, а его работы. Но в случае с Фридой, да и многими другими сюрреалистами, невозможно полностью понять смысл их картин, не зная их биографии.

Ранние работы художницы мелькают, сменяя друг друга, невозможно приглядеться к деталям, отличить, где кончается одна картина и начинается другая, все происходит слишком быстро. Экраны поставлены таким образом, что образуют подобие круга, они все разного размера и формы. Если на самом большом (навскидку метров шесть в длину) можно что-то рассмотреть без искажения, то на узких и высоких, которые стоят по три штуки в углах, репродукция сильно искажена, потеряны некоторые детали. Видимо, организаторы пытались сделать из картин триптихи, но попытка не увенчалась успехом.

С самыми известными работами дела обстоят еще хуже. Они представлены как пазл – несколькими фрагментами, вырезками, причем части подобраны таким образом, что можно только догадываться, что это одно полотно. Я насчитала всего несколько картин, которые не были обрезаны. Внимание также привлекает один экран, стоящий отдельно от остальных, на нем транслируются в несколько раз увеличенные изображения, но дело в том, что увеличено было совсем не то, что нужно: фон, обезьянка, ухо и правый глаз Фриды. Складывается ощущение, что организаторы с закрытыми глазами ткнули лупой в репродукцию. Загадкой остается причина, по которой один проектор направили в пол, по Фриде Кало в буквальном смысле можно пройтись.

Что же касается жизни в полотнах, то ее найти сложно. Фрида моргает, трубы заводов выпускают дым, который медленно растворяется в воздухе, некоторые детали появляются постепенно, как будто художник пишет их на наших глазах. Снимки картин действительно двигаются, но душа полотна, экспрессия Фриды остались в картинной галерее, где находятся подлинники, это нельзя передать через проектор.

Посетительница выставки «Фрида Кало. Ожившие полотна» Мария Чужакова поделилась своим мнением: «Я посещаю подобные выставки уже не первый раз, их можно сравнить с невкусной конфетой в привлекательном фантике. Перед тобой мельтешат картины, которые являются гениальными полотнами, но их смысл и посыл понять просто нереально, иногда они так быстро движутся, что начинает кружиться голова. Организаторы молодцы, что пытаются приобщить массовую аудиторию к прекрасному, но репродукция, даже мультимедийная, не может передать той глубины, которая заложена в подлиннике».

Галерея или гугл – вот в чем вопрос

Один из организаторов выставки Полина Бальчугова рассказала о ее значимости: «Сейчас к нам приходит не так много людей, как раньше, ажиотаж немного спал, но в выходные дни все равно народу достаточно много. Наша выставка – это хорошая альтернатива кинотеатру, куда люди приходят отдохнуть. У нас в отличие от галереи можно разговаривать, можно сидеть на креслах и погружаться в творчество художника. У «Живых полотен» доступный формат, ведь не каждый может позволить себе ездить за границу, чтобы увидеть оригиналы, а на таких выставках объединено очень много картин, которые разбросаны по всему миру. Конечно, выставки на любителя, мультимедийный формат привлекает в основном молодежь, находятся те, кто приходит постоянно, а кто-то предпочитает галереи».

Внятного ответа на вопрос, откуда взяты репродукции, девушка дать не смогла, но уверяла, что с документами все в порядке. Мы попытались связаться с арт-директором «Люмьер-Холла» в Санкт-Петербурге, на момент написания материала никто из руководства так и не ответил. Стоит отметить, что наши коллеги из казанской электронной газеты «Бизнес Online» больше года назад уже пытались вывести организаторов на чистую воду, попытки также не увенчались успехом. Директор выставки лишь уверял, что с законом все в порядке, но документального подтверждения предоставить не смог. Ничего не мешает предположить, что картинки могут быть взяты из общего доступа в сети Интернет.

Мнение эксперта

Куратор музейно-выставочного центра РОСФОТО Яна Михалина дала свою экспертную оценку «Живым полотнам»: «Выставки подобного рода не критичны, они не раскрывают проблем общества, их даже актуальными можно назвать с большой натяжкой. Подобные проекты не заставляют зрителя задуматься, а скорее усыпляют мозг. Подавляющее большинство посетителей приходит туда не чтобы полюбоваться работами великих, а лишь для того, чтобы сделать фотографии на красивом фоне. Главная цель многочисленных выставок в мультимедийном формате – это неприкрытая коммерческая выгода. Данный проект не имеет ничего общего с культурой, обладает скорее художественной вредностью, нежели ценностью».

После посещения «Живых полотен» остается много вопросов, ответы на которые организаторы упорно не хотят давать. Кто-то находит подобный формат выставок современным и прогрессивным. Но стоит учитывать, что увиденное не имеет ничего общего с настоящей живописью и искусством в целом. Даже на увеличенных снимках, проецируемых на экран, не видно мазков краски, рельефа картин. Словом, если вы дома через проектор на экран выведите репродукции из интернета, то результат будет тот же, разве что масштаб чуть меньше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру