Дворец молодежи – для «рожденных с гаджетами»

Константин Шевченко рассказал о «Поколении Z», современном образовании, новых технологиях и итогах 2016 года

28 декабря 2016 в 03:44, просмотров: 1489

Как увлечь современных школьников естественными науками и убедить их пойти работать на завод? Как создать комфортную среду для обучения одаренных детей и мотивировать подростков изучать аэродинамику и черчение? Что такое центр «Сириус», какое будущее у детского лагеря «Таватуй»? Как преобразится Дворец молодежи к Чемпионату мира? На эти и другие вопросы «МК-Урал» рассказал директор Дворца молодежи Константин Шевченко.

Дворец молодежи –  для «рожденных  с гаджетами»
Константин Шевченко: «Надо не детей переделывать под школу, а школу под детей». Фото из архива Дворца молодежи

– Константин Валерьевич, каковы итоги работы Дворца молодежи в этом году? Чего удалось достичь, какие проекты реализованы, какое событие было самым значимым?

– 2016 год стал очень удачным. В этом году в нашу структуру вошел загородный центр «Таватуй» – бывший пионерлагерь в живописном месте на берегу озера с прекрасной инфраструктурой – шесть спальных корпусов, столовая, спортзал, медблок, разные хозяйственные постройки. Мы заявили, что «Таватуй» станет тренировочной базой для подготовки одаренных детей к всероссийским олимпиадам, чем уже давно занимается Дворец молодежи. В этом же году свердловское министерство образования подписало соглашение с образовательным центром «Сириус» в Сочи. Свердловская область стала одним из двенадцати субъектов России, в котором запущен всероссийский конкурс проектов. А буквально недавно наш президент в ежегодном послании Федеральному Cобранию заявил, что в каждом регионе должен быть свой «Сириус».

– Что такое всероссийский конкурс проектов?

– Если простым языком, это вроде олимпиады. Есть всероссийская олимпиада школьников по предметам, а это олимпиада проектов. 2016-2017 год – это пилотный сезон, поэтому мы предлагаем школьникам с 8 по 11 классы принять участие в конкурсе. Его условия размещены на сайте Дворца молодежи. Задания на разработку проектов, так называемые «кейсы», разрабатываются с участием специалистов ведущих уральских промышленных предприятий, в числе которых заводы УГМК, ПНТЗ и другие. Так мы, по сути, популяризируем проектный подход в образовании. Конкурс проектов проводится по пяти направлениям – физика, математика, химия, биотехнологии и IT-сфера. На новогодних каникулах в загородном лагере «Таватуй» пройдет зимняя сессия по подготовке к всероссийскому конкурсу проектов. Будут отобраны 25 лучших проектов, авторы которых в июле поедут на смену в «Сириус». Там они будут дорабатывать проекты совместно с ведущими российскими и зарубежными учеными и преподавателями. Это абсолютно бесплатно.

– Образовательный центр «Таватуй» станет чем-то вроде свердловского «Сириуса»?

– Задача на ближайшее будущее – подтянуть «Таватуй» к уровню «Сириуса», чтобы у нас появился свой уникальный образовательный центр для одаренных детей. Он работает в круг­логодичном режиме, практически ежемесячно проводятся тематические смены. С 2017 года центр будет больше заточен под естественнонаучный цикл, поэтому мы ряд спальных корпусов переделаем под лабораторные и учебные кабинеты.

– Как в школе?

– Это будет совсем не школа. Там будут помещения, в которых можно быстро организовать любое учебное пространство. Если нужно обсудить проблему, должна быть возможность быстро переставить стулья и сесть полукругом, чтобы общаться и смотреть друг другу в глаза. Для индивидуальной работы нужна возможность расслабиться, усесться с ноутбуком в мягком кресле. Современному подростку в «Таватуе» должно быть удобно и комфортно. И, конечно, там должен быть высокоскоростной Интернет. Это необходимость. Такие задачи мы ставим в 2017 году и планируем их выполнить. Вообще, если говорить откровенно, в настоящее время школа страдает от кондовой классно-урочной системы и не учитывает специфику детей «поколения Z».

– Дворец молодежи входит в перечень объектов для подготовки к Чемпионату мира по футболу. Как ЧМ-2018 повлияет на вашу деятельность?

– Чемпионат мира уже повлиял на нас. Если бы не Чемпионат мира, мы бы не получили новый фасад, это очень важно. Содержание обновляется, но и «упаковка» должна обновляться, быть современной и эстетически привлекательной. У нас эти процессы идут параллельно – мы меняем «упаковку» и наполняем чем-то новым содержание. Одно то, что Дворец молодежи располагается по адресу проспект Ленина, 1, уже дает определенный статус. Он расположен в непосредственной близости к Центральному стадиону, на «гостевом маршруте».

– Как изменится облик здания к ЧМ-2018?

– К новому году будет полностью обновлен стекольный фасад. В начале следующего года запланирована окраска Дворца молодежи. Самое главное при обновлении фасада – сохранить первоначальную цветовую гамму, он должен быть именно такого цвета, каким был изначально. Мы провели работы по очищению чеканки, которая украшает центральный фасад. Если обратите внимание, сейчас она смотрится совсем по-другому.

– Весь район вокруг Центрального стадиона к Чемпионату мира перестраивается. Как изменится территория вокруг Дворца молодежи?

– В 2017 году у нас запланированы работы по благоустройству территории вокруг Дворца молодежи. О конкретных предложениях пока говорить не могу – они рассматриваются совместно с администрацией Екатеринбурга. Вопрос благоустройства территории очень важный, потому что парк Дворца молодежи – это не только территория «гостевого маршрута» к ЧМ-2018, но и рекреационная зона. По-прежнему остро стоит вопрос со стоянкой. К Чемпионату мира планируется построить большой паркинг, но он будет через дорогу, а это не совсем удобно для приезжающих во Дворец молодежи. Так что пока этот вопрос в подвешенном состоянии.

– Расскажите о проектах в рамках программы «Уральская инженерная школа».

– Дворец молодежи выступает организатором конкурсов World Skills для категорий 7+ и 14+. В летний период на базе «Таватуй» будет организована отдельная смена, связанная с компетенциями World Skills – это прототипирование на 3D-принтерах и работа на станках с программным управлением, инженерная графика, IT, робототехника. Со следующего года мы запустим еще одну компетенцию в рамках World Skills – нейропилотирование.

– Нейропилотирование – это управление силой мысли?

– Да. Впервые услышав о нейропилотировании три года назад, я подумал, что это какая-то ерунда. Как можно управлять машиной силой мысли? С 2017 года мы запускаем образовательную программу. Это выглядит так. Берется ноутбук и контроллер с датчиками, который надевается на голову. Активация мыслительной деятельности – это движение вперед, расслабление – движение назад. Пока это происходит на компьютере, но уже в Китае одна автомобильная компания показала движение управление автомобилем при помощи нейропилотирования. Пилот сидит внутри автомобиля, сложа руки, на голове у него контроллер. Усилием мысли автомобиль едет вперед и назад. И за этим будущее! Поэтому мы пытаемся выхватывать такие инновационные вещи.

Еще одно направление, которые мы запускаем, – это управление беспилотным транспортом. По мнению специалистов центра «Национальная технологическая инициатива», рынок автомобильных грузоперевозок в будущем станет беспилотным, с этим связано понятие «автонет». В США некоторые компании уже используют квадрокоптеры для доставки товаров. На прошлой неделе в штате Мичиган приняли закон о начале продаж беспилотных автомобилей и такси. Они уже подготовили соответствующую инфраструктуру. Все эти инновации мы должны учитывать и готовить детей к будущему.

– Как убедить школьника пойти работать на завод?

– Мы проводим такую профориентационную работу, но не в традиционном виде – привести на предприятие и показать производственный процесс. Я, например, считаю, что это спорный метод. Если ребенка привести в Первоуральск и показать белую металлургию – это одно дело, если показать предприятие с оборудованием времен Демидова, где жарко и холодно одновременно, все задымлено и загазовано – это совсем другое. Пойдет ли ребенок после такой экскурсии работать на завод – большой вопрос. Профориентация – это тонкая материя, которая связана, в первую очередь, с технологиями, инновациями и будущим.

– Есть ли какие-то показатели, свидетельствующие о том, что вам действительно удалось увлечь школьников техническими науками?

– Проект «Уральская инженерная школа» запущен в 2015 году, за пять лет до этого мы начали создавать в разных городах Свердловской области образовательные площадки по робототехнике и 3D-моделированию. За пять лет у Дворца молодежи появилось 40 таких площадок в 37 муниципалитетах. Если в 2011-2012 году мы фиксировали 12 тысяч детей, вовлеченных в техническое творчество, то в 2016-м этот показатель вырос до 21 тысячи. На определенном этапе к созданию таких площадок подключились крупные промышленники, такие как УГМК.

– В чем принципиальное отличие современных детей «поколения Z» от предыдущих поколений?

– Во-первых, они не читают. Кто-то говорит, что это плохо. Но современные дети не читают по своей природе – они с рождения с гаджетами, у них клиповое мышление, и они привыкли воспринимать информацию с экрана мониторов и через картинки. Они воспринимают информацию абсолютно иначе. Детей можно сколько угодно критиковать, но от этого никуда не деться. Поэтому надо не детей переделывать под школу, а школу под детей. Собственно говоря, то, чем занимается Дворец молодежи, система дополнительного образования, позволяет оперативно среагировать на изменения и готовить детей уже в других условиях и формах. Поэтому в «Таватуе» традиционная классно-урочная система не подходит.

– Как обучать детей, «рожденных с гаджетами»?

– Так, как делаем это мы – с помощью системы дополнительного образования. Дополнительное образование несправедливо называют «дополнительным». Школа сегодня слишком консервативна. В школе идет заточка на ЕГЭ.

В дополнительном образовании нет стандартов, мы можем предложить детям огромный спектр. Например, в школе сейчас нет черчения. У нас ребенок начинает заниматься авиамоделированием – он сталкивается с чертежами и начинает изучать черчение не потому, что так надо, а потому что у него есть личная мотивация. Черчение поможет создать ему модель, в которой он заинтересован. Чтобы модель полетела, нужна аэродинамика, и он начинает вникать в аэродинамику. В процессе работы над проектом он получает знания, которые потом не забудет, потому что у него возникает собственная мотивация. Поэтому дополнительное образование – сейчас главное направление. Только так можно вырастить будущего ученого и гения. Я в этом уверен на сто процентов.






Партнеры