В Екатеринбургском цирке поставили классическую сказку с экзотическими актерами

Новогоднее представление, премьера которого состоялась 20 декабря, обошлось без героев американских мультиков. Импортозамещением на арене занялись герои «Сказки о царе Салтане» – Гвидон, Царевна-лебедь и примкнувшие к ним ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой.

В Екатеринбургском цирке поставили классическую сказку с экзотическими актерами

Конфета в новой обертке

Как часто бывает в цирке, многое делалось «с колес». Костюмы привезли в ночь перед премьерой, и артисты привыкали к ним на ходу. Причем некоторые – исполнители конных трюков – в прямом смысле.

У Юлии Пискуновой, художника по костюмам, было всего две недели, чтобы сделать наряды – от покупки тканей до готовых изделий. К тому же от того, как одет человек на арене, иногда зависит его жизнь при выполнении трюков.

– Но цирковые есть цирковые. Нам не привыкать. Все обошлось нормально, без «завалов», – говорит директор цирка, он же – автор сценария и режиссер-постановщик сказки Анатолий Марчевский. – Мы сознательно отказались от всяких телепузиков. У нас есть своя культура, и воплощаем ее на манеже по-своему, по-цирковому. На этой замечательной литературе воспитывалось не одно поколение.

Автору сценария пришлось для связки сюжета заменить литературное диво на цирковое. Например, появляется еще одно диво от Гвидона, восхитившее царя Салтана – «то ли рыба, то ли птах» – пингвин. На вопрос о том, не боится ли Анатолий Марчевский упреков в слишком вольном обращении с классикой, он ответил:

– Ребята, время не стоит на месте. Главное – сохранить идею и правильно в доступной и интересной форме донести ее зрителю.

Ликбез для Деда Мороза

В пушкинском варианте, как известно, нет намека на Новый год и Рождество. Но представление не могло обойтись без Деда Мороза и Снегурочки. И они, конечно, появились в самом начале спектакля. Снегурка решила подарить дедушке огромный том сказок классика русской литературы, но с удивлением узнала, что ее родственник не умеет читать. Пришлось проводить с ним воспитательную работу, которая завершилась полным успехом.

Пожав плоды просвещения и быстро осилив книгу, Дед Мороз щедро поделился своим знанием со зрительным залом.

Цирк принципиально отличается от других видов искусства. Если в театре и кино режиссер подбирает актеров для постановки, то в цирке наоборот: в зависимости от имеющейся программы пишется сценарий. Поэтому в «Сказке о царе Салтане» оказалось много морских обитателей: морж, морские львы, пингвины… Впрочем, все они пришлись кстати, если вспомнить, что все действие происходит «на море-океане», начиная с варварской казни двух главных героев, брошенных в пучину вод. Душераздирающая сцена расправы с матерью и младенцем заставила ребятню на время примолкнуть и перебрать в памяти все случаи своего непослушания родителям. Бочку столкнули с довольно большой высоты на арену, которая к тому времени уже превратилась в морское дно с помощью световых и дымовых эффектов. Кстати, в успехе представления немалую роль сыграли хорошо поставленные свет и звук.

«В свете ж вот какое чудо…»

Вписались в сюжет все «неведомы зверюшки», поскольку в городе князя Гвидона не могло не быть всяких диковин. Белка, правда, золотые скорлупки не разгрызала, но посмотреть детям было на кого.

Очковые пингвины могли на арене вообще ничего не делать, чтобы захватить внимание зрителей. Чаплинская походка этих птиц во фраках – уже готовый цирковой номер. Тем не менее, они по команде дрессировщицы Галины Майхровской взбирались на искусственные айсберги и ловко с них скатывались. Открывшим рот маленьким зрителям было невдомек, что они видят единственных в мире дрессированных пингвинов.

Как ни странно, уральский мороз не радует обитателей южных широт. Оказалось, что они родом из Африки и самая комфортная температура воздуха для них – плюс пятнадцать градусов. И вообще, как рассказала Галина Майхровская, ее подопечные довольно привередливы. Черноморскую хамсу они игнорируют, подавай балтийскую кильку, в крайнем случае – каспийскую. Приходится возить вместе с ними бассейн, готовить для него соленую воду, покупать в Англии специальные подкормки. Если что не по нраву – могут пустить в ход мощный клюв.

Царю Салтану на удивление

Классический артист русского цирка, помнящий времена шапито и уличные представления, – медведь. И без него, конечно, не обошлось. Он отличился тем, что долго летал по воздуху, цепко ухватившись за якорь корабля небезызвестных купцов, время от времени курсирующих между Салтаном и Гвидоном и выполняющих функции мобильного средства связи.

Кошки и собаки тоже занимались совершенно несвойственными им в привычной обстановке упражнениями. «Маленькие тигры» бесстрашно прыгали через огненные кольца, а пудели играли в волейбол со зрителями. Попугай самозабвенно крутил педали на собственном велосипеде, и только ловкость дрессировщиц не позволила ему укатить на историческую родину.

Чудеса ловкости показали заокеанские гости – американские носухи. Индейцы майя в редкие минуты хорошего настроения называют их более ласково – коати.

Когда по ходу сюжета надо было наказать одного негодяя, это вызвалась сделать кенгуру в красных боксерских перчатках. Впрочем, руками (извините, передними лапами) австралийская гостья почти не пользовалась, а все норовила поразить мужчину коварным ударом двумя ногами одновременно снизу вверх. Точкой опоры в момент экзекуции служил хвост. Наверное, в тот день это был один из самых опасных для человека трюков.

Представление было интерактивным. Время от времени герои советовались со зрителями в затруднительных ситуациях. В случае с кенгуру, например, решение наказать гонца с плохими известиями было принято детьми. Причем на удивление единодушно, словно в Государственной думе.

Тридцать три богатыря действительно были в горящей золотом чешуе. Числом они уступали своим литературным прототипам, зато превосходили их кавалерийскими навыками. Трехэтажная человеческая пирамида на полном скаку, переворот под брюхом лошади и другие подобные трюки впечатлили не только маленьких зрителей, но и их родителей.

Загипнотизированный гусь

Театральных актеров не приглашали, поэтому цирковым пришлось стать и драматическими артистами, даже рабочие по уходу за животными примерили на себя роль бояр. Впрочем, знаменитый клоун Май (Евгений Майхровский), которому 78 лет, как выяснилось, играл шута в знаменитой экранизации пушкинской сказки. А в цирковой постановке он, кроме всего прочего, загипнотизировал живого гуся.

Как и положено русской сказке, представление завершилось благополучно. «Я там был; мед, пиво пил – и усы лишь обмочил».

«Сказка о царе Салтане» будет идти до 8 января включительно. Билеты продаются только в кассах цирка и расходятся как горячие пирожки, поэтому стоит поторопиться с их покупкой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Пингвины от Гвидона

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру