Чему научит взрослых премьера детского спектакля «Калиф-аист» в Екатеринбургском театре кукол

Театр всегда брал на себя роль носителя нравственности и морали. Театр действительно поддерживает, а иногда закладывает фундамент культуры и духовности. Легче и быстрее всего это происходит в детстве, поэтому столько внимания уделяется детским театрам во всем мире. В воспитании ребенка театр занимает одно из центральных мест.

Чему научит взрослых премьера детского спектакля «Калиф-аист» в Екатеринбургском театре кукол
Фото: культура.екатеринбург.рф

Новый сезон Екатеринбургский театр кукол открыл детским спектаклем Евгения Сивко «Калиф-аист». Сказать, что была проведена грандиозная работа, значит уменьшить значимость и мощь вложений всего коллектива в создание этой постановки.

Атмосфера – одна из основных задач режиссера. Евгений Сивко с художником Юлией Селаври дает возможность зрителю ощутить «дух мусульманского мира». Использование проектора позволяет «играть» с пространством во всех плоскостях посредством расширения и уменьшения картинки. Зрители издалека смотрят на загадочный Багдад, далее оказываются на одной из восточных улочек, где верхом на своем верном, но капризном и трусливом ослике проезжает ночной сторож Ахмед (Валерий Бахарев). После превращения Калифа Хасида (Глеб Яковенко) и Визиря (Герман Варфоломеев) в аистов в пространстве зала возникает эффект невесомости, будто зрители вместе с героями стали птицами и полетели над бескрайней пустыней.

Самым необычайным является тот факт, что в постановке используются не просто разные виды кукол (гапитно-тростевые, теневые куклы и куклы, управляемые актерами-кукловодами изнутри), но глобально разноразмерные. Все они подобраны с особой точностью. Если это бедняк, то он худощавый, маленький, слабый. Если вельможа, то толстый, одет нарядно, ярко, так, что не засомневаешься. Если кукла – верховный колдун, то он устрашающ, велик и могуч. И вместе они – единый народ, единое государство. Они словно по-настоящему живут по собственным законам, общаются друг с другом, ссорятся, борются за справедливость и собственное счастье. Иными словами, куклы на сцене «одушевлены».

Конечно, можно разбирать спектакль на детали, рассматривать каждую сцену в отдельности, но наиболее ярко показаны две, на которых следует акцентировать особое внимание: наказание мудрецов и встреча Калифа Хасида с принцессой Лузой. Сцена наказания мудрецов примечательна перевоплощением Калифа в чудовищного паука на длиннющих лапах и человеческой головой. Кукла под управлением Глеба Яковенко вызывает мандраж с любопытством и восторгом. Кажется, что вот-вот паук доберется и до тебя, такой пугающий и забавный воспитательный момент: даже самый миролюбивый правитель может быть ужасен в гневе. Во второй сцене примечателен момент, когда обращенная в сову принцесса Луза поет индийскую песню. Быть может, маленькие дети этого не заметят, тем не менее, это вносит не только элемент легкости и юмора, но в действительности такое решение соединяет две культуры воедино, как бы намекая, что человек человеку – друг. Совсем неважно, где ты родился, если есть любовь, вы поймете друг друга без слов.

Таким образом, синтезируя виды средств театральной выразительности, мастерство актеров, доверившись гибкости режиссерской фантазии, Евгений Сивко создал сложный и одновременно простой спектакль, где каждая кукла обладает ценностью, своей ключевой значимостью, характером и индивидуальностью. Методом эксперимента можно попробовать исключить хотя бы одну, но тогда, скорее всего, не случится восточного чуда и сама сказка не состоится. Наличие такой постановки в репертуаре театра – большая удача, ведь именно в ней собрано все многообразие и открывается таинство мира кукол.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру