Забастовка адвокатов: свердловчане остались без бесплатной юридической помощи

Адвокаты по назначению недовольны невыплатой гонораров

В Свердловской области 1 ноября стартовала забастовка адвокатов по назначению. С сегодняшнего дня адвокатам, ранее работавшими за федеральные средства, настоятельно рекомендовано не приходить в суды и подразделения областного ГУВД. Причина – долги, накопленные Управлением судебного департамента по Свердловской области и региональным полицейским главком. На заявление адвокатов жестко среагировал председатель областного суда, обвинив защитников в «целенаправленном противодействии» правосудию.

Адвокаты по назначению недовольны невыплатой гонораров

О готовящейся забастовке свердловские адвокаты предупредили 26 октября. Президиум Свердловской областной коллегии адвокатов рекомендовал всем адвокатам с 1 ноября не выполнять заявки судов и органов внутренних дел на участие в уголовном процессе по назначению, сославшись на то, что управление Судебного департамента по Свердловской области задолжало за адвокатские услуги 14,9 млн рублей, а ГУ МВД – еще 6,9 млн.

Решение президиума коллегии поддержали члены совета Адвокатской палаты Свердловской области. Более того, совет предупредил о дисциплинарной ответственности тех, кто все-таки пойдет в суд по назначению. Как пояснил корреспонденту «МК-Урал» адвокат Иван Кадочников, наказание за нарушение указания палаты может быть суровым, вплоть до лишения штрейкбрехера адвокатского статуса.

Свердловская область стала третьим регионом, где за последнее время случилась адвокатская забастовка. Ранее подобный случай произошел в Челябинской области, где адвокаты не ходили в суды около трех недель, пока на совещании с представителями всех заинтересованных сторон и областных властей не прозвучало обещание рассчитаться с долгами, после чего забастовщики согласились возобновить работу по назначению. Еще одна забастовка произошла в Карелии, где президент региональной адвокатской палаты прямо заявил, что республиканское МВД попросту расходует средства на оплату адвокатов на другие цели.

Последствия для сторон

Примечательно, что отказ адвокатов от работы по назначению, прежде всего, ударяет по интересам фигурантов уголовных дел. Отсутствие защитника позволяет продлевать сроки следствия и дознания, тем самым забастовщики подыгрывают тем, кто им задолжал. Исключением является рассмотрение судами вопросов по избранию мере пресечения, поскольку УПК устанавливает ограниченные сроки на рассмотрение данных материалов, и забастовка адвокатов может привести к тому, что правоохранители и суды будут вынуждены отпускать задержанных без рассмотрения ходатайств.

В этом отношении меры, предпринятые свердловскими палатой и коллегией, качественно отличаются от подобной забастовки в соседней Челябинской области. В аналогичной ситуации южноуральские адвокаты уведомили, что в отношении вопросов об избрании меры пресечения они делают исключение, соответственно, тем самым забастовщики отказались наносить удар по наиболее уязвимым для судебной и правоохранительной систем местам. В заявлении же свердловских адвокатов о каких-либо исключениях не говорится.

«Правовой нигилизм и даже правовой экстремизм»

На решение адвокатов о забастовке жестко отреагировал председатель Свердловского областного суда Александр Дементьев. Он направил президенту областной адвокатской палаты Андрею Митину и председателю президиума коллегии адвокатов Игорю Михайловичу письмо, в котором объяснил причину возникновения долгов и назвал действия забастовщиков недопустимыми. Пресс-служба Свердловского областного суда предоставила «МК-Урал» копию данного письма.

Главный судья региона объясняет возникшие со стороны судебной системы долги тем, что в феврале нынешнего года был изменен порядок обращения с платежными документами органами судебного департамента, что привело к определенным организационным проблемам. При этом уже в ближайшее время, по его словам, имеющаяся задолженность, будет погашена: заявка на перечисление соответствующих средств подана «Практика многих лет свидетельствует о том, что федеральный бюджет никогда не имел какой-нибудь значительной задолженности перед адвокатским сообществом на фоне фактически выплачиваемых сумм, – напоминает Александр Дементьев. – Не будет исключением и 2017 год».

Что касается забастовки, то ее председатель суда назвал «осознанными и целенаправленными действиями по оказанию противодействия осуществления правосудия в уголовном судопроизводстве в нашей области, грубому нарушению прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных». При этом, по его данным, не все адвокаты согласны с решением коллегии и палаты, но вынуждены подчиниться во избежание дисциплинарных санкций.

В письме Александр Дементьев затрагивает и этическую составляющую адвокатской забастовки. «Участие адвоката в уголовном судопроизводстве – профессиональный долг и даже более, выполнение которого не может быть связано с личной прихотью, капризами, зависеть от настроений или невзвешенных действий, от кого бы они не исходили, – пишет он. – Для разрешения проблемных организационных и финансовых вопросов, даже временных существуют иные способы, формы, место и время. Следует также отметить, что правовой нигилизм и даже правовой экстремизм никогда не были присущи адвокатскому сообществу Свердловской области».

В завершении Александр Дементьев напоминает адвокатам об ответственности за невыполнение решений и распоряжений судов, не уточняя при этом, о каких именно решениях и распоряжениях идет речь.

Изменение системы

Андрей Митин рассказал корреспонденту «МК-Урал», что реакция Александра Дементьева была ожидаемой: «Мы с представителями судейского корпуса по-разному понимаем ситуацию с адвокатами по назначению – отметил он. – Александр Алексеевич говорит нам о профессиональном долге, но ведь и судьи исполняют свой профессиональный долг, но, получая при этом хорошую зарплату. Гонорары же адвокатов по назначению мизерные – 550 рублей за судодень. При этом даже такие деньги они получают с трудом, хотя для несколько сотен свердловских адвокатов – это основной источник доходов».

Цель акции, по словам Андрея Митина, – не просто добиться погашения существующих долгов, а привлечь внимания к проблемам всего института адвокатов по назначению. Это и размер вознаграждения, который не позволяет адвокатам серьезно работать по делам данной категории, и сам принцип работы адвокатов по назначению и оплаты. «Сейчас деньги нам оплачивает МВД, то есть наш процессуальный оппонент, – пояснил Андрей Митин. – Кроме того, долги возникают уже не первый год и не только в Свердловской области. Каждый раз долги погашаются из средств бюджета на следующий год, что тоже недопустимо, и необходимо искать механизмы, как это изменить».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру