В ноябре нынешнего года на всю Россию прогремел скандал, связанный с внедрением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Амбициозный проект, направленный на упрощение жизни всех россиян из-за бардака с информационными данными, сделал граждан заложниками ситуации, при которой они не могут ни зарегистрировать квартиры, за которые платят налоги, ни продать их. Истории людей, столкнувшихся с данной проблемой, легли в основу материала телеканала «РЕН-ТВ». Среди прочего, в телесюжете прозвучала информация, что в Свердловской области зависшие на несколько месяцев заявления граждан в региональном управлении Росреестра числятся как успешно закрытые.
Выход на федеральном телеканале сюжета, в котором дается нелицеприятная оценка деятельности Росреестра в Свердловской области, вызвал негативную реакцию со стороны руководителя управления Игоря Цыганаша, который обвинил главу областной Кадастровой палаты Владимира Вафина в травле. При этом, по данным СМИ, между руководителями палаты и управления Росреестра конфликт возник гораздо раньше, а выход телесюжета (в котором, к слову, сам Игорь Цыганаш не упоминается) привел к его эскалации. Примерно через месяц после скандального эфира Владимир Вафин оказался в больнице после нападения неизвестных. После этого печального события мы решили тщательно разобраться в сложившейся ситуации и провели свое собственное расследование.
Борьба с коррупцией через автоматизацию
Примечательно, что и Владимир Вафин, и Игорь Цыганаш свои посты занимают довольно непродолжительное время. Нынешний глава областной Кадастровой палаты был официально представлен коллективу в июле 2016 года. По словам сотрудников, бывший преподаватель юридической академии свою работу на новом месте начал с внедрения цифровых технологий, а именно с автоматизации процесса распределения поступающих заявок. Целью было не только сделать услуги палаты более удобными для граждан, но и уменьшить роль человеческого фактора, а значит – максимально исключить из деятельности палаты коррупционную составляющую.
Вместе с тем новому руководителю палаты «по наследству» достался ворох необработанных заявок, которых к тому времени накопилось критическое количество. Благодаря автоматизации процесса и, как следствие, экономии времени на распределении 2016 год удалось закрыть без просроченных заявок.
В это время региональное управление Росреестра осталось без руководителя. Между уходом Михаила Зацепина и приходом на его место Игоря Цыганаша прошло два месяца. При этом отставка произошла всего за месяц до начала нового года и вступления в силу федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Понимая, что областное управление Росреестра может быть фактически неготовым работать в новых условиях, Владимир Вафин предлагает регистраторам свою помощь в ознакомлении с новыми нормами, и те соглашаются.
Исход регистраторов
В феврале 2017 года в Екатеринбург наконец прибыл Игорь Цыганаш, ранее возглавлявший челябинское управление. Как рассказывают источники, знакомые с ситуацией, на новом месте он практически сразу зарекомендовал себя не с лучшей стороны, в том числе за счет упоминания того, что за его назначением якобы стоит начальник кадрового управления Росреестра Игорь Павливкер.
Неудивительно, что вскоре после назначения Игоря Цыганаша из свердловского управления Росреестра ушли многие сотрудники. Только с января по середину мая ведомство покинули 69 человек, в то время как были приняты только 15. Новый руководитель обвинил в этом Владимира Вафина. В письме, направленном в аппарат Росреестра, он указал, что глава Кадастровой палаты якобы переманивает его подопечных, обещая им легкие условия труда и высокую зарплату. Под легкими условиями подразумевалось то, что сотрудники палаты не сидят допоздна на работе. При этом в ходе многочисленных проверок не было установлено, что меньшая продолжительность рабочего дня негативно сказалась на показателях работы, поскольку ее сокращение – это следствие внедрения цифровых технологий.
Примечательно, что на место ушедших из управления регистраторов стали приходить бывшие сотрудники палаты, причем те, кто был уволен по отрицательным мотивам.
«Непреодолимый межличностный конфликт»
Разногласия между Игорем Цыганашем и Владимиром Вафиным начались еще до обвинений в переманивании сотрудников. По имеющейся у нас информации, руководители управления и палаты не смогли договориться о координации работы с заявками. В настоящее время порядок их следующий: заявка подается в МФЦ, откуда передается в Кадастровую палату. Сотрудник, которому после автоматического распределения достается заявка, проверяет ее, изготавливает протокол и проект решения, а удостоверяет документы уже регистратор управления. Владимир Вафин предложил распространить автоматизацию процесса и на стадию передачи заявки из палаты в управление.
Игорь Цыганаш поступившее ему предложение отверг, причем сделал это в довольно странной форме. Во-первых, от служебных писем он почему-то перешел к телефонограммам. Во-вторых, удивление вызывает основание для отказа. Дословно оно звучит так: «Внедряемый управлением принцип «Специалитета» не предполагает автоматизированного распределения дел». Что скрывается за этой фразой, остается только гадать.
Вскоре в Москву стали поступать письма, в том числе ранее упомянутая жалоба на переманивание сотрудников. Помимо руководства Росреестра, Цыганаш обратился и в прокуратуру Свердловской области, сообщив о якобы имеющихся нарушениях. По поручению областного надзорного ведомства прокуратура Екатеринбурга провела проверку. Выявленные нарушения носили чисто технический характер: они касались либо решений, принятых Федеральной кадастровой палатой, либо вообще допущенных управлением Росреестра. Непосредственно в деятельности самой палаты нарушений выявлено не было.
Особое удивление вызывает письмо, направленное руководству Росреестра в апреле 2017 года, в котором Игорь Цыганаш попросил провести внеплановую проверку, указав в качестве основания для ее проведения «непреодолимый межличностный конфликт». Как ни странно, такого обоснования оказалось достаточно, и проверка была проведена. Формально ей были подвержены и управление Росреестра, и областная Кадастровая палата, однако если проверка в отношении ведомства Цыганаша касалась исключительно пресловутого межличностного конфликта, то в отношении палаты проверялись и другие аспекты деятельности. В результате были выявлены нарушения, которые были допущены еще до прихода на должность Владимира Вафина.
В период, когда Игорь Цыганаш активно посылал депеши в Москву, произошел случай, который можно рассматривать как провокацию. 31 мая в Кадастровую палату поступило письмо от кадастрового инженера из Челябинской области, действующего по доверенности от фирмы, также зарегистрированной на Южном Урале. Помимо служебных документов в конверте оказались деньги. О случившемся Владимир Вафин уведомил федеральную палату, а документы были возвращены. Возможно, тут речь идет о совпадении, однако тот факт, что провокационное письмо пришло из региона, где раньше работал Игорь Цыганаш, не может не наводить на определенные мысли.
«Не мешай людям работать»
На фоне проверки в ряде СМИ развернулась настоящая кампания против Владимира Вафина. Руководителю Кадастровой палаты ставилось в упрек отсутствие стажа на государственной службе и участие в коммерческой деятельности. При этом в СМИ сообщалось, что Вафин якобы не прошел проверку и уволился по собственному желанию. В качестве доказательства приводилось его длительное отсутствие на рабочем месте.
По данным Кадастровой палаты, Владимир Вафин в начале октября ушел в плановый отпуск, а затем некоторое время провел на больничном. Именно во время его вынужденного отсутствия вышел сюжет телеканала «РЕН-ТВ». Игорь Цыганаш упоминание своего управления, судя по всему, воспринял как личное оскорбление и обвинил главу кадастровой палаты в том, что это именно он стоял за выходом материала. Выяснить отношения он решил посредством СМС-переписки. Глава управления сначала сообщил руководителю палаты об еще одной готовящейся внеплановой проверке, затем попросил «не мешать работать», а потом и вовсе перешел к угрозам: «Сынок, ротик прикрой. Или я прикрою».
В свою очередь Владимир Вафин решил не оставлять безнаказанными жалобы Игоря Цыганаша и в конце ноября подал в суд иск о защите чести и деловой репутации. Спустя две недели произошел самый драматичный акт этой истории. 10 декабря руководитель областной Кадастровой палаты был избит неизвестными. На записи с видеорегистратора, оказавшейся в распоряжении «МК-Урал», слышно, как Владимиру Вафину настоятельно рекомендуют «не мешать людям работать», затем слышатся звуки ударов и крики. В конце злоумышленник угрожает, что, если Вафин не передумает судиться, ему будет еще хуже.
После случившегося Владимир Вафин был доставлен в больницу, а по факту нападения отделом полиции № 9 УМВД по Екатеринбургу в настоящее время проводится проверка. Игорь Цыганаш свою причастность к нападению отрицает. В ряде СМИ было опубликовано его заявление: «И управление, и филиал высказывают глубочайшую озабоченность в связи с произошедшим событием. Я лично выражаю глубочайшее негодование попыткам привязать это ко мне вне объективных или субъективных предпосылок».
Корреспондент «МК-Урал» попросил Игоря Цыганаша прокомментировать данное нападение и подачу Владимиром Вафиным иска в суд. «Пускай подает, это его право гражданское, ограничить которое никто не вправе, – ответил он. – Я думаю, что еще много чего будет, поэтому все нормально, все идет своим чередом».
Заявление начальника управления Росреестра настораживает. С учетом того, что уже произошло, остается только гадать, что еще может случиться. Да и говорить о том, что «все нормально», когда начальник управления Росреестра признает наличие конфликта с руководителем Кадастровой палаты, а тот, в свою очередь, лежит избитый в больнице, довольно странно. Остается надеется, что правоохранительные органы тщательно разберутся в ситуации, а простые жители области не станут заложниками конфликта между двумя учреждениями.
Кот из дома – мыши в пляс?
В процессе подготовки данного материала мы узнали, что недавно в больницу попал и заместитель Владимира Вафина, исполнявший обязанности руководителя палаты, Владимир Ефимов, у которого медики диагностировали сердечный приступ. В результате управление палатой перешло к другому заместителю Татьяне Янтюшевой, которая, по словам сотрудников учреждения, входит в команду Игоря Цыганаша. В эту же команду также входит руководитель юридического отдела Анна Давыдова, которая напрямую подчинялась Янтюшевой. В палате ожидают, что вскоре могут вернуться две сотрудницы, в свое время уволенные: Ирина Копытова, занимавшая должность главного технолога, и Светлана Карамян, возглавлявшая отдел материально-технического снабжения. В пользу подобной версии говорит то, что Копытова и Карамян являются учредителями юридической компании «АИСТ», название которой, вероятнее всего является аббревиатурой, образованной от имен Анна, Ирина, Светлана, Татьяна.
Судя по всему, временный руководитель уже начала наводить свои порядки в ведомстве. На днях свердловские СМИ получили электронные письма с интервью Татьяны Янтюшевой. Кроме того, из декретного отпуска неожиданно вышла начальник отдела кадров. Вероятно, за время отсутствия Владимира Вафина Татьяна Янтюшева постаралась значительно обновить кадровый состав Кадастровой палаты, выведя на первые роли людей, подконтрольных Игорю Цыганашу, но не успела: 22 декабря Владимир Вафин вернулся к исполнению своих обязанностей.
«МК-Урал» будет следить за дальнейшим развитием событий.