Художник Театра кукол рассказывает об особенностях своей профессии

02.03.2018 в 10:06, просмотров: 1181

О том, что мы «всегда в ответе за тех, кого приручили», нам приходится слышать с детства. Уже устав от банальности этого высказывания, все-таки стоит признать: в нем есть доля правды. Интересно, что оно также подходит к некоторым профессиям. К одной из таких можно отнести профессию кукольника, вот только кто в паре прирученный – человек или кукла – так и остается большим вопросом.

Художник Театра кукол рассказывает  об особенностях своей профессии
Фото: vk.com

В 1997 году Андрей Ефимов получил Национальную театральную премию «Золотая Маска» за спектакль «Картинки с выставки» (номинация «Лучшая работа художника театра кукол»). Также он удостоен премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» и премии Областного конкурса Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации «Лучшая театральная работа года» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика».

В рамках нашей постоянной рубрики «Врать не буду», где мы рассказываем об особенностях интересных профессий, Андрей Ефимов поговорил с нами о своем деле.

– Что значит иметь призвание артиста театра кукол?

– Для меня и нашей команды Театра кукол «ФиМ» значение призвания «артист театра кукол» формируется как сохранение чистоты кукольного жанра. Есть тонкая, но очень важная граница между спектаклем с применением кукол и кукольным спектаклем. Нужно четко понимать, зачем кукла появляется на сцене, и если без нее можно обойтись, то это уже не кукольный спектакль. Работа с куклой на сцене – сложный и трудоемкий процесс, актер подобно суперкомпьютеру должен одновременно следить за тысячей мелочей, происходящих в одно мгновение: где находится партнер по сцене, выгодно ли персонаж попадает в сценический свет, действует ли он в ритме спектакля, музыки, и многие другие нюансы, а ведь при этом самое важное – это именно «кукловождение». Своим персонажем нужно управлять как собственным телом. Достигается это только путем многочасовых тренировок. Каждое движение должно быть найдено, обосновано и отрепетировано до предельной точности исполнения. Зрителю не важно, что костюм неудобен, лески перепутались и вообще возникла поломка управления, из зала все должно выглядеть легко и красиво. Поэтому некоторые рисунки заучиваются до автоматизма, чтобы максимально не думать о технике, а сосредоточиться на эмоциях и на задачах спектакля.

– В чем состоит уникальность кукол?

– Самым уникальным в кукле можно назвать ее масштаб. В драматическом театре актер привязан к своей физической величине и никак не может на нее повлиять, а кукла может. Например, в нашем спектакле «Солнечные зайчики» главный герой в высоту не более 30 сантиметров и спокойно удерживает внимание зрителя в зале на 400 мест. В постановке «Иллюзион» финальный номер состоит из нескольких лампочек, зажигающихся поочередно в полной темноте, но образы, которые вызывают у зрителей эти маленькие светящиеся персонажи, являются настолько широкими, что каждый раз срывают овации и крики «браво». Кукла вообще может творить чудеса со зрителями, им может казаться, что кукла улыбнулась, пустила слезу, моргнула, и все это возможно даже в том случае, когда механика этого не предусматривает. Мы верим кукле, потому что считаем, что она не может нас обмануть.

– Что переживает актер, владеющий куклой?

– Актер и кукла – это партнеры на сцене, они мыслят и переживают исключительно самим спектаклем. Очень важно правильно донести режиссерское видение до зрителя и при этом добавить в игру свои собственные, живые чувства, чтобы спектакль получился хорошим. Это как хороший музыкант на сцене: он не смотрит на гриф своей гитары или на клавиши пианино, он полностью в материале, полностью в музыке. От слаженности игры кукольника и его персонажа зависит многое, нужно максимально чувственно, обдуманно и точно играть каждую сцену, чтобы весь спектакль не развалился. Переживает актер не во время работы с куклой, он переживает до и после спектакля, потому что во время работы на эти переживания не должно оставаться времени. Бывает, что во время работы сделаешь неверный шаг, который потянет за собой несколько других неточностей и кукла в конкретном номере не «выстрелила», зал отреагировал в разы слабее, чем обычно. Актер переживает это после спектакля, иногда даже возникает желание принести извинения кукле, что так получилось.

– Какая таинственная связь существует между актером и куклой?

– Каждая кукла требует к себе большого внимания, куклу нужно знать как самого себя, какие у нее сильные и слабые стороны. Мы не сторонники различной мистики и мифологии в отношениях людей и куклы, но некоторая таинственная связь действительно наблюдается. Связано это, скорее всего, с тем, что свою куклу нужно любить, без любви вообще ничего не может нормально работать и существовать в принципе. За куклой нужно ухаживать, понимать принципы ее работы, устройство, особенности. Поэтому, когда твою куклу в руки берет какой-нибудь посторонний человек и начинает ей трясти как транспарантом на митинге в надежде, что сейчас будет что-то волшебное, внутри актера в этот момент бушует ураган. В нем и ревность, и обида, и боль. В каждого своего персонажа кукольник вкладывает частичку себя. Когда ты не сам создаешь своих кукол, ты чувствуешь в ней любовь или нелюбовь других людей, которые имели к ней отношение, например, труд художника, труд конструктора, труд оформителя и др. И если все эти люди до тебя делали твою куклу со всей любовью, вниманием и профессионализмом, актер не имеет права работать с этой куклой без должного чувства.

– Как кукла «существует» на сцене и вне ее?

– Проще начать отвечать на этот вопрос с того, как кукла существует без сцены – никак. Она пылится и разрушается временем. Кукла живет только в руках кукловода, и на сцене она может творить чудеса, заставлять людей смеяться и плакать, радоваться и грустить. Вот почему важно это партнерство, про которое я рассказывал чуть раньше, кукла очень хочет, чтобы ей попался хороший и внимательный актер. Все как у людей: в одних руках кукла – безжизненный кусок материй, а в других – она персонаж с характером. Чтобы кукла жила, актеру приходится вкладывать в нее. Чем больше вложишь, тем сильнее потом отдача – и так во всем, а мир кукольного театра - не исключение. Мы находимся в постоянном поиске хороших актеров для своего театра, причем театральное кукольное образование – это вовсе не показатель. Человек должен быть богатым внутри, а не на бумажках. Существование куклы на сцене кукольного спектакля возможно только при хорошем (внутренне богатом, влюбленном) актере, во всех остальных случаях это просто реквизит.

– А почему вообще актер выбирает направление кукольника и какие есть особенности взаимодействия с куклой?

– Чаще всего кукла сама выбирает человека, которому суждено стать кукольником. Для этого существует специальная, очень простая формула: показал человеку хорошую куклу в хороших руках, если человек полюбил ее с первого взгляда и на всю жизнь, значит – кукольник, а если нет – значит, нет. Человек, который любит, готов ради своей любви приносить себя в жертву, отдавать все силы, время и здоровье этой любви. Ни ради славы, ни ради денег, ни ради чего угодно, только по любви, все в ней.

Александр Шишкин, актер театра кукол: «Большинство людей считают Театр кукол только детским театром. Да, бесспорно, в первую очередь репертуар рассчитан на определенный возраст, но границы Театра кукол настолько широки, что можно и не заметить, как проваливаешься в историю и с открытым ртом следишь за сюжетом, за образами, которыми так насыщен Театр кукол. Когда я подавал документы в театральный институт, то как и все, конечно же, хотел поступить на драму, стать великим драматическим актером, но случилось так, что оказался на кафедре Театр кукол. Насчет своего решения сомневался недолго: в первый год учебы в Екатеринбурге проходил международный фестиваль кукольных театров «Петрушка Великий» – именно тогда меня больше удивили зарубежные театры, и не только театры как организации, а кукольные представления как семейное дело, переходящее из поколения в поколение. Каждый спектакль был абсолютно не похож на остальные ни драматургией, ни решением, ни стилем – ничем. Заинтриговало! До сих пор, уже работая практически четыре года в Театре кукол, каждая новая постановка – это новая история. Задача актера Театра кукол – пропустить эмоцию через свою психофизику и, собственно, передать это в куклу – чтобы «жила»! Жизнь – профессиональное слово!»

Андрей Михайлович Ефимов – российский театральный режиссер, драматург и актер, художник театра кукол, композитор, сценарист. Заслуженный артист России. Художественный руководитель Театра кукол «ФиМ», г. Екатеринбург.




Партнеры