2 апреля суд рассматривал иск об оскорблении чувств представителем церкви. Привлечь к ответственности настоятеля Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы, протоиерея Евгения Попиченко пытался председатель правления Союза общественных организаций ветеранов военной службы и других силовых структур Свердловской области «Защитники Отечества» Николай Рябчевский.
Поводом стали слова Евгения Попиченко, сказанные в эфире телеканала «Союз» и затем опубликованные в «Православной газете». Представитель РПЦ сравнил
«– Как вы считаете, нам стоит так усердно бороться за то, чтобы имена всех советских деятелей канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала?
– А почему бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же по сути одно и то же – Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые причинили столько страданий, горя, крови… Они – как две стороны одной монеты. Привычка мешает нам здраво подумать. А почему нет? Ведь есть, наверное, люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и они готовы прославить его имя. А нас такая идея немного коробит», – говорит протоиерей Евгений Попиченко. Его слова опубликованы в номере, который вышел в начале января 2018 года.
Эти высказывания затронули не только Николая Рябчевского, который пошел отстаивать свою честь в суде, но, по мнению общественника, и миллионы людей. Кстати, часть из них устроила митинг с плакатами и флагами в день заседания прямо на лестнице Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга. Они говорили о том, что Евгений Попиченко их оскорбил, что он не имеет права сравнивать указанных исторических персон и должен принести извинения.
Протоиерей прошел в здание суда, не замечая митингующих. Поддержка была не только у Николая Рябчевского, несколько человек из Екатеринбургской епархии, в том числе представители юридического отдела, пришли морально помочь Евгению Попиченко. Правда, в отличие от противоположной стороны, они отказывались общаться со СМИ.
Николай Рябчевский решил отстаивать свои права сам. В начале заседания он подал ходатайство, где еще раз изложил свою позицию по поводу слов представителя РПЦ. Он рассказал о роли
– Я с детства крещеный, – подчеркнул Николай Рябчевский. – У нас в доме была икона, и никто меня за это не преследовал. Я требую публичных извинений [от Евгения Попиченко] и не как от представителя церкви, а как от гражданина России.
Защищал протоиерея иерей Виктор Ярич, который ранее требовал заключить под стражу блогера Руслана Соколовского. Представитель ответчика не поддержал ходатайство Николая Рябчевского, назвав его демагогическим.
– Мой доверитель не распространял порочащие сведения об истце. У него было оценочное суждение [о другом человеке], – сказал Виктор Ярич. – Требования истца о признании высказывания вызывающим вражду и ненависть нельзя рассматривать, так как нет состава преступления.
По его словам, если бы Николай Рябчевский был родственником
– Он вам родственник? – спросил Виктор Ярич истца.
Руководитель юридической службы Екатеринбургской епархии
– Просим отказать в исковом заявлении, – добавил
Николай Рябчевский не согласился с этим, еще раз повторив, что это сравнение Ленина и Гитлера нанесло ему личное оскорбление и Евгению Попиченко необходимо извиниться.
– Пусть он занимается благими и великими делами – спасает жизни, – пожелал протоиерею истец. – Но влезать в мирские дела таким способом не надо. Я хотел бы, чтобы мы соблюдали и законы божьи, и законы страны.
В итоге судья Алия Мурзагалиева приняла решение отказать в иске Николаю Рябчевскому. После заседания общественник признался корреспонденту «МК-Урал», что был готов к такому решению и не будет обжаловать приговор.
До суда Екатеринбургская епархия практически месяц хранила молчание, не комментируя подачу иска в суд. Только после решения Евгений Попиченко поговорил с прессой. Журналисты его спросили, не хочет ли он извиниться перед истцом. На это протоиерей сообщил, что собирался это сделать.
– Я подготовил речь с извинениями и хотел ее произнести в последнем слове, но не знал, что в гражданских делах его не произносят, только в уголовных, – сказал Евгений Попиченко.
Правда, возле входа в здание суда представитель церкви не подошел к общественнику, чтобы извиниться.