Мэрию Екатеринбурга заподозрили в жульничестве при ремонте дорог

Заявление УФАС по Свердловской области подали представители Transparency International

05.04.2018 в 10:24, просмотров: 987

На митинге в пользу Евгения Ройзмана оппозиционный политик Леонид Волков заявил, что глава города в первую очередь должен иметь «идеи, принципы и мораль». Иначе якобы главными идеями станут «распил денег на снегоуборочной технике» и прочее жульничество. Вскоре после митинга выяснилось, что мораль и принципы мэра Екатеринбурга уже сегодня не мешают нарушать законы на ремонте дорог.

Мэрию Екатеринбурга заподозрили в жульничестве при ремонте дорог
Фото из архива редакции

Руководитель регионального антикоррупционного центра в Екатеринбурге АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» Екатерина Петрова подала заявления в УФАС по Свердловской области, в котором просит проверить законность действий администрации Екатеринбурга при проведении аукциона на ремонт городских дорог в 2018 году.

В феврале-марте горадминистрация провела четыре электронных аукциона на осуществление дорожного ремонта на общую сумму более 1,5 млрд руб. Во всех четырех случаях от участников аукционов требовался опыт строительных работ. Также в один лот объединялись участки дорог, находящиеся в разных районах города, которые, по мнению представителей «Трансперенси Интернешнл – Р», «проще и логичнее ремонтировать по отдельности».

Слишком высокие запросы

Как говорится в официальном сообщении международной антикоррупционной организации, во всех четырех закупках есть признаки установления дополнительных требований к участникам, что запрещено частью 6 статьи 31 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Авторы заявления в УФАС по Свердловской области поясняют, что текущий ремонт отличается от строительства, реконструкции и капремонта, и требование строительного опыта от участников ремонтной закупки избыточно. В заявлении есть ссылка на закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». По этому документу «ремонт автомобильной дороги» – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги». Екатерина Петрова отмечает, что схожая позиция изложена в письмах ФАС России и Минэкономразвития России от 2017 года.

Оптом – дороже

Также, по мнению общественников, в четырех закупках администрации Екатеринбурга есть признаки укрупнения лотов, что запрещается частью 1 статьи 17 Закона о контрактной системе. По мнению борцов с коррупцией, действия администрации Екатеринбурга можно объяснить попыткой усложнить или сделать практически бессмысленным участие в аукционе для нежелательных игроков рынка.

«Никак не связанные между собой участки дорог объединяют в один лот, чтобы увеличить цену контракта (и, соответственно, обеспечительной суммы, вносимой подрядчиком) и тем самым отрезать доступ к закупке небольшим компаниям, которые прекрасно справились бы с работами на любом отдельно взятом участке. Всё это приводит к ограничению конкуренции и неэффективному использованию бюджетных средств», – говорится в сообщении «Трансперенси Интернешнл – Р».

Игра в поддавки?

Рассказывая о трех (четвертый назначили на 6 апреля) проведенных администрацией города аукционах, Екатерина Петрова указывает, что в них участвовало только две организации, и как таковая борьба между ними отсутствовала. В одном аукционе победило ОАО «Трест УТСС», в двух других – ООО «Городское управление дорожно-строительных работ».

Интересно, что в первом и третьем аукционах указанные компании не соревновались друг с другом и использовали одинаковую модель поведения. Два  участника подавали заявки и допускались до участия в аукционе. При этом только один из двух заявившихся участников (в первом случае ОАО «Трест УТСС», в третьем – ООО «ГУДСР») делал минимальный шаг (0,5%), второй  участник не торговался. В результате победителем признавалась та организация, которая делала минимальный шаг, а вторая отклонялась по причине несоответствия второй части заявки предъявляемым требованиям. Все очень просто, не так ли? При такой схеме победитель конкурса, по сути, известен заранее.

«Во всех трех аукционах подавалось две заявки на участие, побеждала поочередно с минимальным снижением НМЦК одна из двух организаций (ООО “ГУДСР” либо ОАО «Трест УТСС»), при этом вторая организация фактически в конкурсной борьбе не участвовала. При таких обстоятельствах разумно предположить, что в конкурсе №4, где подано также две заявки, «победит» одна из двух вышеупомянутых организаций», – заявляет Екатерина Петрова.

По мнению представителя Transparency International, такое поведение участников торгов свидетельствует об их договоренности, которую они реализовывали с целью поддержания цены и имитации конкуренции на торгах.

«Таким образом, в действиях ООО «ГУДСР» и ОАО «Трест УТСС» имеются признаки заключения и реализации соглашения, которое является нарушением п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона о защите конкуренции, что, в свою очередь, имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ», – говорится в заявлении. Екатерина Петрова просит провести в администрации Екатеринбурга внеплановую проверку и привлечь виновных в правонарушении к административной ответственности.