Яков Силин: «Мы учим тому, что умеем сами»

Ректор УрГЭУ – об аккредитации вуза, патриотизме и цифровом образовании

85 процентов выпускников Уральского государственного экономического университета трудоустраиваются в первые месяцы после окончания вуза. По мнению ректора УрГЭУ Якова Силина, это главный показатель эффективности работы учебного заведения. Ректор рассказал, как вуз продолжает встраиваться в хозяйство региона, развивает онлайн-обучение, совершенствует подготовку специалистов, ориентируясь на вызовы времени и требования работодателей.

Ректор УрГЭУ – об аккредитации вуза, патриотизме и цифровом образовании

«Наши вузы будут конкурировать с европейскими»

– Яков Петрович, Уральский государственный экономический университет сейчас проходит аккредитацию. Готов ли вуз к ней?

– Мы готовы. Еще в марте 2016 года я подписал приказ с планом подготовки университета к аккредитации (у нас она заканчивается в июне этого года). Готовясь, мы детально и тщательно все спланировали. Специалисты-эксперты Российского аккредитационного агентства начали работать в вузе со 2 апреля. Проверка будет идти в течение месяца, за это время эксперты соберут все необходимые материалы. Комиссия в прямом смысле независимая. Это 15 экспертов из разных городов и вузов, специалисты, профессионалы.

– Что они проверяют?

– В УрГЭУ идет подготовка в бакалавриате по двадцати направлениям, в магистратуре по девяти, еще три крупных программы – в аспирантуре и докторантуре. Для аккредитации необходимо, чтобы все программы до единого листика были представлены и расписаны. И так по всем направлениям и профилям подготовки специалистов. У нас порядка 400 программ, 124 из которых – крупные, и мы должны все программы защитить. Это одно из самых строгих контрольных мероприятий последних нескольких лет. В итоге будут выданы детальное заключение на каждую программу и аккредитация на шесть лет работы.

– Почему так строго проверяют?

– Государство ведет политику по улучшению системы высшего образования, поэтому такой строгий спрос. Порядка 1100 вузов за последние несколько лет прекратили свое существование. К сожалению, длящийся уже четверть века эксперимент с появлением гигантского пула частных вузов оказался неудачным. Даже если изначально были благие намерения, потом это у многих стало бизнесом и торговлей дипломами. В нашей стране не было и нет такого количества высококвалифицированных преподавателей, чтобы готовить столько специалистов. Сейчас-то выпускается много – 3,5 миллиона человек, а было, по разным данным, до 7,7 миллиона. За последние пять лет, когда начали проверять качество обучения, многие частные вузы стали «валиться». Это естественный результат халтуры. Спрос очень строгий, если он сохранится и впредь, наши вузы по потенциалу и возможностям будут конкурировать с европейскими.

«Нужна помощь государства»

– Как бы вы сформулировали ключевую задачу для вуза?

– Наша ключевая задача – встроиться в хозяйство региона. По данным министерства образования, у нас одни из самых востребованных выпускников. 85% трудоустраиваются по специальности в первые месяцы после окончания вуза. Это один из самых высоких реальных результатов среди университетов. Наши специалисты в области экономики, хозяйства, финансов, менеджмента востребованы на предприятиях. Если специалист востребован, значит, университет соответствует требованиям.

– В чем секрет УрГЭУ?

– Мы делаем больший упор на практику и качество обучения. Сегодня у нас порядка 20% преподавателей – практики. Они сами управляют системами, бизнес-структурами, работают на предприятиях, в банках, в органах власти. В данном случае очень важно, чтобы вузы находили должную поддержку государства. При нынешних требованиях многим университетам очень сложно выживать самим.

– Почему?

– У них есть объективные ограничения в финансовом плане, так как структура государственная и у нее специфическая социальная функция. Вузы концентрируют знания, вырабатывают их и обучают граждан. Без этого не будет государства. Оно будет безграмотным. Страны мира бьются за умных и талантливых людей, предоставляя им возможность учиться. Но для этого нужны соответствующая материальная база и специалисты. Все это должно хорошо финансироваться государством. Для преподавателей необходимо создавать выгодное материальное положение, тогда они обеспечат наибольшую отдачу, и от этого выиграет все государство. На декабрь 2017 года у нас было 19 тысяч 900 обучающихся, и на них всего 550 штатных педагогов. Представляете, какая нагрузка? И моральная, и физическая. К сожалению, девяностые и нулевые годы сильно изменили отношение в обществе к преподавателям, довели эту уникальную профессию до обычной. Спохватившись, поняли, что врач нужен хороший, учитель нужен хороший. Всем пора понять: если не будем ценить учителя, то не получим и ученика. Задача нашего университета, как и других, – создавать необходимые условия для работы педагогов и обеспечить высокий уровень подготовки, но потенциал у нас не бесконечный, нам нужна помощь государства. Мы показали свой уровень, самостоятельность и состоятельность. УрГЭУ – один из самых малофинансируемых вузов в стране с точки зрения бюджета. При этом мы еще и развиваем свою материальную базу, повышаем результаты, создали систему «зарабатывания денег» за счет знаний. Экспертные заключения за последние годы показали, что самые востребованные, самые высокооплачиваемые и легко адаптирующиеся на Урале – это наши выпускники. Мы высоко держим свою марку.

– Как УрГЭУ подстраивается под современные тенденции, под требования, которые предъявляют работодатели?

– По-разному. Например, создаем новые базовые кафедры, недавно договорились о создании такой кафедры в микрорайоне Академический. Два года назад мы открыли кафедру жилищного и коммунального хозяйства, тогда же создали кафедру экономики социальной сферы для подготовки специалистов по экономике здравоохранения, образования, социальной сферы, спорта, молодежной политики. Система управления везде разная. Это тоже важно: экономист на промышленном предприятии – это одно, экономист в здравоохранении – уже другое. Основа общая, специфика разная. И университет, встраиваясь в эти процессы, создает внутри структуру, разрабатывает программы, проходит аккредитацию и готовит специалистов. Мы работаем с разными крупными структурами и готовим специалистов в сфере информационной и экономической безопасности. Только что завершились соревнования по кибербезопасности. Мы в тройке ведущих вузов на Урале.

– Как работаете с предприятиями региона?

– Чтобы основа образования была сильнее, мы обратились к нашим партнерам. Союз промышленников и предприятий Свердловской области, Торгово-промышленная палата, понимая, что нужны хорошие специалисты, помогли нам. Они берут наших студентов на практику, обучают их, приглашают к себе. Даже простая лекция, проведенная на площадке в банке, на заводе, даст больше результатов – студенты увидят реальную жизнь. Мы должны быть востребованы, значит, вместе с промышленниками, бизнесменами, предпринимателями, органами власти надо готовить специалистов. Тогда разрыв между реальной жизнью и процессом обучения сокращается. Сегодня процессы проходят столь стремительно, что ни один вуз не успевает за ними без поддержки. Глава Ленинского района Екатеринбурга Дмитрий Ноженко уже шесть лет заведует кафедрой государственно-муниципального управления. Бывший министр промышленности, а ныне гендиректор НПО автоматики Андрей Мисюра преподает у нас. Он сам выступил с предложением читать лекции, и сейчас по его заданию мы ведем обучение руководителей среднего звена. Мы работаем с Торгово-промышленной палатой Свердловской области. Ее руководитель Андрей Беседин регулярный и частый гость в нашем вузе. Десятки руководителей крупнейших организаций ежемесячно проводят мероприятия. Прошу всех руководителей: приходите, оценивайте подготовку и забирайте лучших студентов. Мы объединяем усилия, чтобы все стали сильнее: УрГЭУ, регион, Урал, Россия.

«Онлайн-обучение – встраивание в хозяйство страны»

– Многие вузы уже вовлечены в приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Как вы относитесь к программам цифрового и онлайн-образования?

– По факту они уже существуют, но в России еще не приобрели больших масштабов. Это серьезные программы по разным направлениям, в ближайшее время это будет измеряться сотнями и тысячами курсов. Десяти вузам в России поручено стать методическими, образовательными, научными центрами с точки зрения подготовки онлайн-курсов для всех желающих. Не надо бояться онлайн-обучения, оно не сможет заменить классическую систему образования, но в качестве дополнения выгодно и удобно. Благодаря онлайн-обучению можно повысить качество образования и создать конкурентную педагогическую среду.

– Готов ли УрГЭУ внедрять онлайн-образование?

– Мы собираемся оснастить все аудитории системой видеонаблюдения, чтобы шли онлайн-трансляции. Педагогу не нужно этого бояться. Как только мы начали установку видеонаблюдения, сразу пошла реакция: принесли жалобу с просьбой пояснить, не вмешиваемся ли мы в чужую жизнь. Какое вмешательство? Во-первых, это вопросы безопасности. Если мы будем видеть, что происходит, то успеем среагировать. Не дай Бог, возгорание. Нам мало того, что произошло в Кемерово? У нас камеры стоят на кассе, там, где деньги сдают, на входе, в спортзалах и так далее. Значит, там можно, а на лекциях нет? Во-вторых, с помощью этих камер мы будем анализировать качество лекции. В-третьих, студент может заболеть либо уехать на соревнования. И он сможет легко прослушать в записи эту лекцию. Представляете, насколько это выигрышно! Мы хотим, чтобы так было во всем университете. Я не исключаю, что в ближайшее время законодательство позволит студентам учиться с использованием новых современных цифровых технологий. Это же создание условий для очень многих людей. И родители смогут посмотреть, чему обучают их детей, оценить лекции. Это тоже встраивание в хозяйство, в социальную среду. Во многих ведущих российских вузах, я уже не говорю о зарубежных, не первый год успешно действует система онлайн-обучения.

«На первом месте – патриотизм»

– Зачем вам, как ректору хозяйственного университета, так много уделять внимания патриотическому воспитанию студентов?

– Мы стараемся дать знания, которые состоят из нескольких компонентов. Нравственная составляющая должна быть основой. Россиянин должен быть гражданином и патриотом: уважать свою страну, родителей, землю. У него может быть личное отношение к власти или к существующим порядкам, но он не должен быть негодяем и предателем. Свою страну нужно уважать. Она создала условия для получения образования. Мы государственный вуз, у нас всегда будут преобладать государственные интересы. А на первом месте, естественно, воспитание и обучение.

– Скоро начнут работу приемные комиссии. Готов ли УрГЭУ принимать абитуриентов?

– Полностью готов. У нас выстроенная система профориентации. Мы идем на предприятия, в школы, техникумы, приглашаем к нам и рассказываем об университете. Мы популяризируем УрГЭУ, рассказываем о наших возможностях, высоком уровне образования в вузе. Последний день открытых дверей подтвердил востребованность нашего университета. В актовом зале не было свободных мест. У нас учатся студенты из 38 стран, значит, мы даем знания, востребованные во многих странах мира. Приемная комиссия в УрГЭУ работает шесть дней в неделю. Не знаю, что конкретно сказать о 2017 годе, итоги еще не подвели, но в 2016 году среди всех вузов России по уровню качества управления, финансового менеджмента мы были на девятом месте. А ведь даже на пятидесятом месте среди тысячи вузов России быть почетно. Мы учим тому, что хорошо делаем сами!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру