МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Курган промышленный

Территории, которую принято считать сельскохозяйственной, есть чем удивить

Для промышленности Курганской области прошедший 2010 год оказался напряженным, но обнадеживающим: большинство предприятий начали планомерно справляться с последствиями экономического кризиса, показатели их работы выровнялись, а руководство к концу года было готово вернуться к реализации долгосрочных программ развития. Нынешний год вполне может стать периодом полного восстановления промышленного потенциала территории. Создание благоприятной среды для роста производства и совершенствования работы всех остальных курируемых отраслей экономики является одной из основных задач Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области. Его директор, заместитель губернатора Курганской области Василий Жаров рассказал «МК-Урал», какие шаги предпринимаются для решения самых первостепенных вопросов, и чем регион может удивить инвесторов.
 

Автобус производства «Курганского автобусного завода»

– Василий Иванович, Курганская область воспринимается соседями как регион, ориентированный в первую очередь на развитие сельского хозяйства. Вместе с тем Курганское региональное отделение Союза машиностроителей России по итогам работы в марте заняло четвертое место среди 60 региональных отделений в общероссийском рейтинге эффективности. Каков уровень развития промышленности в регионе на сегодняшний день?

– Говорить о том, что промышленное производство в нашей области слабо развито – серьезное заблуждение, которое не имеет к реальной действительности никакого отношения. Наша промышленность – это весомый, многопрофильный комплекс, объединяющий добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, машиностроение и металлообработку. Она имеет наиболее прогрессивную структуру в УрФО. Можно смело говорить о том, что крупные масштабы производства и широкая номенклатура выпускаемой продукции, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке, придали ей статус основы экономики области.

Промышленные предприятия Курганской области выпускают более 5 тысяч наименований продукции. Боевые машины пехоты, колесные тягачи, гусеничные вездеходы, автобусы, пожарные машины, противопожарное оборудование, буровые машины, трансформаторы, топливозаправщики, автоцистерны, дорожно-строительные и коммунально-строительные машины, мостовые металлоконструкции, оборудование для химической и нефтедобывающей промышленности, атомных электростанций, дизельные установки, медицинские препараты, антибиотики, различные лекарственные формы – это лишь малая толика того, что производится в нашем регионе!

Многие промышленные предприятия Курганской области в своих рыночных нишах занимают лидирующие позиции в России, а выпускаемая ими продукция пользуется устойчивым спросом не только в нашей стране, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.

– Насколько я знаю, в прошлом году губернатор Курганской области Олег Богомолов поставил перед вашим департаментом задачу выстроить эффективную систему отношений с собственниками и руководством предприятий. Как это скажется на развитии курируемых вами отраслей и что было сделано для налаживания рабочих связей?

– Взаимодействие производства и власти, безусловно, необходимо для нормального развития и промышленности, и энергетики, и транспортной отрасли, и связи. Сейчас наши отношения конструктивны, мы открыты к диалогу, а значит, готовы вырабатывать совместные решения для любых проблем, тормозящих производственные процессы. В минувшем году департаменту удалось заключить ряд соглашений о социально-экономическом партнерстве с крупнейшими промышленными предприятиями области. Таким образом, мы объединяем усилия для продвижения продукции на внутреннем и внешних рынках, роста производственных мощностей.

Благодаря двустороннему анализу результатов работы отраслей, нам удалось заранее обозначить основные проблемы и наметить пути их решения. Результат говорит сам за себя: по итогам 2010 года предприятиями области произведено и отгружено продукции, оказано услуг на общую сумму 66,8 млрд рублей. Признаюсь, изначально мы рассчитывали на более скромный показатель – примерно в 59,7 млрд рублей, но в итоге план был выполнен на 111,9%.

Основная доля продукции (74%) была произведена на предприятиях обрабатывающих производств. Объем отгрузки составил 49,3 млрд рублей. На долю добывающих производств приходится всего 2% общего объема, но и их выручка в прошлом году выросла на 33% и составила 1,6 млрд рублей. Энергетики заработали 16 млрд рублей, что составляет 24% от общего объема отгрузки.

Радует и то, что 11 предприятий нашей области выпустили в прошлом году более 1 млрд единиц продукции. В статус «миллиардника» наконец-то вернулся «Курганский автобусный завод». Кроме того, в группу этих предприятий впервые вошел «Петуховский литейно-механический завод».

– Такие темпы развития требуют современной производственной базы.

– Мы это прекрасно понимаем, поэтому в Курганской области действует целевая программа «Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области на 2008–2012 годы». Она создана, чтобы стимулировать переход областных предприятий на путь инновационного развития. В рамках этой программы планируется повысить темпы модернизации промышленных организаций. В первую очередь это касается предприятий, ориентированных на машиностроение и металлообработку. Обновление оборудования и внедрение новых технологий повысит инвестиционную привлекательность Курганской промышленности, положительно скажется на качестве и конкурентоспособности продукции наших предприятий. Мы понимаем, что современные условия – это качественно новый вызов нашим предприятиям, и нам совместно нужно подготовить адекватный ответ на него. На мой взгляд, пора уже переходить от применения антикризисных мер к постепенному наращиванию инновационной активности. Именно это должно стать актуальной задачей нашей промышленной политики в ближайшее время.

– Все это требует усилий в основном от руководства и владельцев предприятий. Чем, кроме советов, помогает им ваш департамент?

– Сотрудниками нашего ведомства проводится большая работа. При департаменте создана постоянно действующая антикризисная рабочая группа, которая рассматривает ситуации, сложившиеся на самых проблемных предприятиях. Общими усилиями мы ищем выход и разрабатываем рекомендации по спасению этих организаций. В прошлом году было проведено 20 заседаний этой рабочей группы.

Кроме того, в рамках реализации постановления правительства РФ по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году департаменту удалось включить в соответствующий перечень завод «Старт» и Варгашинский завод ППСО на базе шасси ГАЗ. В целом же нам удалось задействовать в этой работе 5 курганских предприятий, которые произвели 218 единиц техники для данной программы.

 Также правительство Курганской области направило в федеральный центр предложения об ограничении на законодательном уровне срока эксплуатации пассажирских автобусов, что позволит повысить безопасность общественного транспорта и одновременно поддержать отечественный автопром. Сейчас Министерство транспорта и Министерство промышленности совместно разрабатывают программу стимулирования обновления автобусного и грузового парка страны. Она установит запрет на использование автобусов старше 15 лет уже с этого года.

Областные власти помогают предприятиям решать организационные вопросы при участии в отраслевых выставках, как на территории нашей страны, так и за ее пределами. Мы активно сотрудничаем с зарубежными коллегами. В частности, уже достигнуто немало взаимовыгодных соглашений с белорусскими промышленниками.

Наш департамент привлекает предприятия к участию в областной программе снижения напряженности на рынке труда Курганской области. В прошлом году в ней приняло участие 26 курируемых нашим ведомством организаций.

– Эта мера выгодна и самим промышленникам, ведь с помощью данной программы можно хотя бы частично решить кадровую проблему, не так ли?

– Кадровый вопрос у нас действительно стоит очень остро. По оценкам аналитиков, в ближайшие шесть лет промышленным предприятиям области понадобится порядка 4,5 тысячи квалифицированных специалистов 31 специальности. И эти данные не являются окончательными, ведь промышленность будет развиваться, потребности предприятий – расти. При этом нужно учитывать и то обстоятельство, что технологии сейчас изменяются очень быстро, появляются новые материалы, способы обработки, поэтому образовательные учреждения должны тесно сотрудничать с производственными предприятиями, чтобы качество образования соответствовало запросам рынка труда.

Наш департамент при содействии главного управления образования Курганской области, областного Департамента экономического развития, торговли и труда, регионального отделения Союза машиностроителей России, курганской организации Российского Союза промышленников и предпринимателей и ОАО «Кургантехнопарк» прорабатывает вопрос создания на базе Курганского техникума машиностроения и металлообработки учебно-образовательного центра на принципах государственно-частного партнерства. Цель этого проекта – обеспечить промышленные предприятия столь необходимыми им кадрами не только высокой квалификации, но и с наработанными практическими навыками.

– Вы курируете серьезные проекты в других подведомственных отраслях, например в энергетическом комплексе?

– Безусловно. Энергетика – это одна из важнейших составляющих экономики Курганской области, поэтому оставлять ее без внимания нельзя. Для удовлетворения потребности нашей области в электроэнергии реализуется проект «Строительство Курганской ТЭЦ-2». В этот объект уже вложено 9,4 млрд рублей, из них 3 млрд рублей в 2010 году. В этом году планируется завершение строительства и ввод ТЭЦ-2 в эксплуатацию. Также в планах на этот год – выполнение мероприятий «Программы развития электроэнергетического комплекса Курганской области на 2010–2015 годы» и реализация инвестиционных программ энергетических предприятий по развитию электросетевого хозяйства Курганской области.

Если говорить о масштабных проектах в транспортной сфере, то в числе важнейших задач – обновление парка автобусов автотранспортных предприятий. В 2010 году такие организации потратили более 14,6 млн рублей на эти цели.

Большое внимание в прошлом году уделялось вопросам обеспечения безопасности на объектах транспорта. Анализ состояния перевозочного процесса на территории области показал, что требования транспортной безопасности обеспечиваются только на лицензированном пассажирском транспорте. Поэтому было решено совершенствовать систему контроля работы автомобильного транспорта, соблюдения перевозчиками требований по обеспечению антитеррористической защищенности транспортной инфраструктуры.

Главными приоритетами в сфере услуг связи были и остаются повышение качества предоставляемых услуг, расширение их перечня и увеличение контингента пользователей. В 2011 году мы планируем продолжить построение современной региональной телекоммуникационной инфраструктуры, дальнейшее расширение территории покрытия мобильной связи с развитием сетей высокоскоростной передачи данных на основе технологий третьего и четвертого поколений.

Сегодня перед нашим департаментом и областным бизнес-сообществом стоят сложные, но решаемые задачи. Каждая из них – очередная ступень на пути к процветанию нашей территории, так что мы просто обязаны преодолеть эту «лестницу». Тем более, что все возможности для этого у нас есть.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах