История становления уральской промышленности, как и биография членов семьи Демидовых, до сих пор покрыта многими тайнами.
Существует немало легенд о том, как Демидовы развлекались на зависть сегодняшним олигархам, избавлялись от лишних работников не увольнением, а казнью, рыли тайные пещеры, печатали поддельные монеты и всячески демонстрировали, что тогдашняя официальная экономическая политика государства им – не указ. В течение десятилетий некоторые объекты, связанные с деятельностью Демидовых, были если не засекречены, то уж точно закрыты, как для простых граждан, так и для прессы. Но сегодня, в ходе борьбы за повышение туристической привлекательности региона, на популяризацию «демидовских» мест делается серьезная ставка. Одно из таких мест – так называемые Демидовские подвалы.
Свердловский минкульт объявил, что вскоре в Невьянске появится еще один важный туристический объект в рамках формирования маршрута «Серебряное кольцо Урала». Впервые за всю историю существования обнаруженных демидовских подвалов 29 октября в них допустили прессу.
Безусловно, местные жители знают о существовании подвалов давно: такое открытие просто так не утаишь от посторонних глаз – с таких слов начал свой рассказ директор Невьянского государственного историко-архитектурного музея Анатолий Малютин. Осмотр легендарного места начался, как ни странно, со стены. По словам нашего проводника, эта стена сохранилась со времен Акинфия Демидова, во времена царя Петра I управлявшего Невьянскими заводами и державшего здесь крепостных крестьян. С его именем как раз связана одна из наиболее интересных легенд, экранизированная в советском кинематографе в 1983 году Ярополком Лапшиным.
Когда Петр I был еще жив, Акинфий Демидов во всю хозяйствовал на Урале и держал в своем подчинении наемных работников. По легенде, они были прикованы в кандалах в подвальных помещениях где-то на территории Господского дома. В качестве возможного местонахождения подземелий рассматривалась территория, над которой стояла и стоит Невьянская падающая башня. Эти наемные работники, как говорят, печатали знаменитые демидовские деньги, о которых спел Александр Новиков в своем «Городе древнем»: «И фальшивые монеты здесь Демидов шлепал где-то. И играючи за это покупал весь белый свет». Как говорят, царь Петр, недовольный такой дерзостью предприимчивого промышленника, послал к нему с проверкой ревизора. Акинфий, узнав о таком решении царя, поставил на самый верхний этаж падающей башни одного из своих работников, который должен был следить за приближением кареты с ревизором.
Корреспондент «МК-Урал», поднявшись на эту самую площадку, воочию смог убедиться в том, что демидовскому работнику пришлось несладко: во-первых, она продувается всеми ветрами. Во-вторых, открытая площадка-восьмигранник из-за своего наклона создает эффект некоторого «синдрома самоубийцы» – оказавшиеся на балконе открытой площадки посетители постоянно ловят себя на мысли, что к наклонившемуся краю буквально тянет неведомая сила. При этом следует отдать должное строителям – действительно, с верхней площадки следить за приближением кого бы то ни было чрезвычайно удобно. Как гласит легенда, «впередсмотрящий» предупредил Демидова о приближающейся карете с ревизором, и тот отдал страшный приказ: открыть шлюзы с водой. В результате подвалы с сидящими там в кандалах работниками оказались полностью затопленными.
В настоящее время в планах создателей туристско-рекреационной зоны «Старый невьянский завод» – воссоздать максимально приближенную к реальности атмосферу того, что происходило в подвалах во времена Акинфия Демидова. Предполагается, что для этого к сохранившейся стене будут пристроены еще три, а из этого помещения посетители попадут непосредственно в подвалы. Сейчас этот вход не функционирует, а в подвал спускаются сквозь провал в крыше одного из них. Нам также пришлось проследовать этим не совсем естественным маршрутом по деревянной лестнице.
Подвалы именно такие, какими их воспроизводят создатели историй о призраках: с повышенной влажностью, теснотой и мрачными сводами. Своды, к слову, здесь полукруглые, также сохранившиеся с демидовских времен почти полностью. По словам Малютина, высота их изначально колебалась в районе трех с половиной – четырех метров. Сейчас входы в два помещения завалены, а еще два наполовину заполнены грунтом и различным культурным слоем.
– Сначала здесь поработают археологи, затем подвалы будут реконструированы, а уж потом мы сможем открыть их для туристов, – говорит директор Невьянского филиала Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Александр Клементьев. – Это небыстрый процесс, но иначе нельзя.
В одном из подвалов в потолок вмонтирован бункер с реечно-шестереночным механизмом открытия люка, который, как предполагается, осуществлял подачу руды и угля в подвал. Из этого же помещения в разные стороны ведут три заваленных лаза, их предназначение пока доподлинно неизвестно. В качестве одной из версий – лазы использовались для перегона теплого воздуха. На первом этаже Невьянской башни сейчас располагается экспозиция, реконструирующая рабочий момент той эпохи: на фоне дверного проема стоит строгий Демидов с кнутиком, возле очага трудятся в поте лица два кузнеца, а в углу сидит еще один невольник и понемногу сходит с ума, уставившись на тусклый свет лучины.
Подвалы оставляют весьма и весьма мрачное впечатление – в итоге, если легенда не врет, то где-то под этими завалами и сейчас находятся останки несчастных, которые провели последние минуты своей жизни, тщетно пытаясь освободиться из оков. Вполне возможно, вскоре археологи найдут и предадут земле их кости.
В планах устроителей выставки – полностью воссоздать момент затопления. Для этого планируется применение иллюминации: по стенам подвала будет подниматься голубой свет, который будет сопровождаться шумом заливающейся воды. Вкупе с атмосферой самого места действия это наверняка произведет неизгладимое впечатление на посетителей и туристов.
Такого же мнения придерживается и министр культуры Алексей Бадаев, который отметил, что объект стратегически важен для развития туризма региона и область будет и дальше поддерживать создание музея в Невьянске. Как пояснил он корреспонденту «МК-Урал», пока не до конца ясно, сколько именно потребуется вложить в реализацию проекта (по данным сзамих работников музея, только первый этап обойдется в 300 с лишним миллионов рублей), но все деньги в итоге окупятся с развитием туризма.
Приятное впечатление от поездки усилилось памятным сувениром – монеткой с отчеканенным изображением Демидова и падающей башни, а также уверенностью в том, что вскоре в нашем регионе может появиться достойный аналог лучшим туристическим маршрутам страны.