МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

«Главное – рост качества жизни уральцев»

Евгений Куйвашев – о первом годе работы на посту губернатора Свердловской области

29 мая 2012 года состоялась инаугурация Евгения Куйвашева. По прошествии года на веранде Дома журналистов губернатор встретился с ведущим программы «Акцент» на телеканале ОТВ Максимом Путинцевым и ведущим программы «Стенд» на 4 канале Евгением Ениным. Разговор получился очень серьезный. Обсуждали выборы мэра Екатеринбурга, вопросы о неразграниченных землях областного центра, не обошли стороной и простые человеческие темы. 

О прошедшем годе

Евгений Енин: Вы рады спустя год своему назначению губернатором или подумали: «Боже мой, во что я ввязался?»

– Нет, я не думал так никогда. Когда я соглашался на эту работу, я знал, на что иду. Не в моих правилах о чем-то жалеть.

О друзьях и врагах

Максим Путинцев: Кого вы здесь, в Екатеринбурге, за год приобрели больше – друзей или врагов? С кем-то ведь наверняка отношения все равно испортились?

– Каким бы год ни был содержательным, я думаю, что слово «враг» здесь неприемлемо точно. Безусловно, есть люди, с которыми мы стали соратниками, с ними мы продвигаем идеи и мысли. И безусловно, есть люди, с которыми – я думаю, это вопрос времени – мы несколько разошлись во взглядах. В целом и у тех, и других цель одна – сделать доброе для Свердловской области. Ровно как и у меня.

О бюджете

Евгений Енин: Когда вы в должность вступали, бюджет был 140, сегодня – 160 миллиардов. Вы говорили, нужно двести для того, чтобы все было хорошо.

– Во-первых, я не сказал: «Чтобы все было хорошо». Двести нужно было на тот момент, сейчас нужно еще больше. Мы будем стремиться к тому, чтобы увеличивать доходность.

Евгений Енин: Этого реально можно добиться? За счет чего?

– За счет привлечения инвестиций, реализации программы поддержки промышленности. За счет увеличения заработных плат. Это тоже составляющая часть консолидированного бюджета. Это все реально, и мы над этим усердно работаем. Это и принятие федерального закона о перераспределении налога на прибыль с учетом местонахождения имущества. Это, в свою очередь, тоже повлияет на рост бюджета.

Евгений Енин: Вот это главное из того, что вы делаете?

– Не главное, это инструмент, возможности. А главное я уже обозначал: и во вступительной речи своей, и могу сказать сейчас. Главное – это рост качества жизни уральцев.

О поддержке спорта

Максим Путинцев: Большой спорт – это и радость и беда. Радость, когда выигрывают наши команды, особенно за футбольный «Урал» приятно: вышли в премьер-лигу впервые за много лет. Хоккейный «Автомобилист» пытаемся подтянуть на некий иной уровень. Но где взять денег на достойное выступление?

– Первой задачей мы ставим привлечение спонсоров. Будем стараться, не исключая и увеличения бюджетного финансирования. Но это будет соизмеримо и пропорционально. Сама цель продвижения наших команд – чтобы мальчишки, которые начинают заниматься спортом, могли к чему-то стремиться. К нам будут приезжать лучшие футбольные клубы страны. Если мы добьемся права выступать на международных турнирах, то это возможность приезда к нам звезд первой величины. Это законченная цепочка развития физкультуры и спорта. Без мотивации, без результата, без, если хотите, «американской мечты», сложно что-либо сделать.

О предстоящих выборах

Евгений Енин: Яков Силин, вице-губернатор, ваша «правая рука», идет в мэры Екатеринбурга. Означает ли это, что вы хотите получить контроль над Екатеринбургом?

– Во-первых, никто никуда еще не идет. Еще нет предвыборной кампании. Идет демонстрация возможностей тех или иных людей. Это не только связано с Яковом Силиным, я могу добрый десяток фамилий вам назвать. А по поводу контроля – что значит «контроль»? Речь идет о реализации тех программ, которые мы наметили. Речь сейчас не идет о какой-либо предвыборной агитации, а только о демонстрации возможностей.

Евгений Енин: Возможности Силина стать мэром?

– В том числе, возможно, и это. Речь сегодня идет о другом: мы предлагаем различные подходы к развитию Екатеринбурга, а екатеринбуржцы определятся.

Евгений Енин: Договоренности с мэрией, о которых на прошлой неделе гудели: о том, что Силин – это согласованный кандидат, Высокинский, очевидный кандидат от мэрии, не идет. Были договоренности?

– Я не знаю, о каких договоренностях речь идет. Речь идет о нормальной работе. Нет еще предмета договоренностей. Нет объявления о начале избирательной кампании. Идет нормальная работа по выстраиванию перспективного развития Екатеринбурга, в том числе через политические процессы. Если говорить, что мы тут все договорились, кто будет мэром… Во-первых, екатеринбуржцы должны решать, кто будет мэром.

Евгений Енин: Нет, мы договариваемся, кто идет, а решают потом екатеринбуржцы.

– Это будет неправильно, если я сейчас вам буду говорить и решать за всех. Все будет решаться в рамках партийных праймериз или решения той или иной партии.

О программе «Столица»

Максим Путинцев: Мы много интересного узнаем о взаимоотношениях города и области. Например, нам сообщили, что программы «Столица», юридически по крайней мере, не существует. Что это, по сути, возврат части денег, которые область изымает у муниципалитета в качестве налогов. Причем возвращается гораздо меньше, чем город в областной бюджет фактически отправляет. Что со «Столицей», есть она или нет? И будут ли меняться межбюджетные отношения города и области? Насколько они справедливы сегодня?

– Вообще, это опасные рассуждения – говорить о том, кто у кого сколько изымает. У нас есть бюджетный кодекс. Это инструмент государственного устройства. И рассуждать на эту тему вне рамок законодательства и, тем более, призывать к чему-то – опасно. Есть полномочия органов местного самоуправления, и есть полномочия субъекта Российской Федерации, есть полномочия федеральные. Эти полномочия должны быть обеспечены финансированием. Кто откуда какие деньги берет – это один вопрос. Это вопрос совместных усилий муниципалитета, субъекта Федерации и Федерации. А то, как они распределяются, закреплено в законе. Если рассуждать, кто у кого что забрал, нужно вносить законодательные инициативы. Я бы посоветовал обсуждать это в рамках действующего законодательства. Есть депутаты, есть законодательная инициатива.

Областной целевой программы, написанной на бумаге, нет. Но мы же под программу договорились о 20 миллиардах, мы это подписали, совместно с городской администрацией назвали «Столицей». И мы выделяем эти деньги. А как мне еще это назвать, если бюджет муниципального образования не дотационный? Поэтому вопрос трактовать можно по-разному, но де-факто деньги дополнительно к существующим бюджетным средствам муниципального образования «Город Екатеринбург» выделяются. И в рамках тех договоренностей они будут выделяться. И называется это программой «Столица».

О детских садах

Евгений Енин: Есть вечная тема детских садов, которых все время не хватает, которые обещают дать всем и каждому. А к ним невозможно приблизиться, так как все делают и делают, а их не хватает. А сейчас мы на каком этапе?

– Приближаемся и приблизимся, я вас уверяю. Мы уже вернули 76 детских садов, в этом году вернем еще 31 детский сад. Дополнительно построили 34. И планируем закончить программу к 2016 году, когда дети с 3 до 7 лет будут обеспечены дошкольной образовательной услугой в местных детских садах. Это совершенно точно. Тем более что буквально полчаса назад премьер-министр Медведев проводил видеоконференцию, где подтвердил федеральное софинансирование этой программы.

О неразграниченных землях в Екатеринбурге

Евгений Енин: Зачем вы забрали управление неразграниченными землями у мэрии Екатеринбурга? Я бы не спрашивал, но когда объясняется, что только для того, чтобы дать многодетным семьям, то, наверное, можно было по-другому дать. Мэрия бы дала – только не забирайте у нас.

– Во-первых, сегодня право распоряжаться неразграниченными землями в областных центрах принадлежит субъектам. И субъект вправе передавать такие полномочия.

Евгений Енин: То, что вы сделали все по закону и вернули себе то, что в законе было прописано, – вопросов нет. Просто до сих пор это было по-другому.

– Мы подписываем большое количество соглашений с различного рода вертикально интегрированными компаниями, с компаниями крупного бизнеса, с соседними субъектами, где мы берем на себя определенные обязательства. Если я подписываю и беру на себя ответственность за исполнение того или иного соглашения под размещение каких-либо объектов, то я должен быть уверен, что оно будет выполнено. И мы сегодня являемся равноправными субъектами земельных правоотношений. Это нормальная практика, в большинстве столичных городов страны она существует. Земля осталась в городе, в муниципалитете остались серьезные полномочия по утверждению правил землепользования и застройки, по проектам детальных планировок и так далее, т.е. никто ничего ни у кого не забирал. Здесь просто идет более детализированная работа с процессом, где Свердловская область будет являться равноправным субъектом земельных правоотношений.

О свердловчанах

Максим Путинцев: Спустя год, после того как вы начали работать губернатором, можете ли вы себя назвать уже настоящим уральцем, екатеринбуржцем? Мы помним, что вы в Тюмени долгие годы работали, потом к нам переехали в должности полпреда. И вообще, чем наши люди, которые здесь живут, от тюменцев отличаются? Есть какие-то принципиальные моменты, на которые можно обратить внимание?

– Начнем с того, что я гражданин Российской Федерации. У каждого свой жизненный путь, и так случилось, что мне выпала большая честь и счастье работать в Свердловской области. По-другому я к этому не отношусь и никогда не буду относиться, как бы тяжело ни было. Для меня это счастье и шанс сделать что-то доброе, в том числе и для Свердловской области. А люди везде разные, абсолютно. Я работал и в Москве, и в северных регионах, в Тюмени. Они все разные, но, поверьте, все достойные люди. Жители Свердловской области целеустремленные, настроенные на производство. Это все связано с укладом жизни, если мы говорим про людей, которые живут на Ямале или в ХМАО, нефтяников, у них совершенно другое мышление. Работа определяет характер, стиль жизни.

О работе правительства области

Максим Путинцев: Довольны ли вы работой кабинета министров, и ждать ли нам в ближайшей перспективе или более отдаленной каких-то кадровых перестановок?

– Глобальных перестановок не будет, я считаю, что правительство очень профессиональное. Безусловно, нет предела совершенству. Я считаю, сегодня там собрались люди, которые искренне хотят изменить положение дел к лучшему. Это основная их мотивация. Штрихи к работе мы всегда будем добавлять, без этого не обходится нигде. Это постоянная работа механизма, который требует в том числе и замен, но это лишь дополнения.

Максим Путинцев: В этом вы будете на местные кадры полагаться или приглашать тех, кто вам известен по предыдущей работе?

– Конечно, на местные. Вы в этом убедились: упор в работе правительства Свердловской области мы делаем на местные кадры. Я считаю, что здесь достаточно подготовленных людей, которые могут возглавить то или иное направление.

О телебашне

Евгений Енин: Чего не вычеркнуть из ваших достижений за этот год, это получение телевизионной башни в областную собственность. То, что вокруг будет парк, – это решено. Это гениальное решение. Когда будет окончательно решено, что будет с самой башней?

– С 1 мая начал работать комитет по приемке предложений, МУГИСО собирает эти предложения. На ИННОПРОМе будут подведены итоги, с привлечением архитектурного сообщества, общественности. Победитель получит денежное вознаграждение, и будут еще два утешительных приза. Я все-таки склонен считать, что башня должна стать символом Екатеринбурга.

Об итогах прошедшего года

Евгений Енин: В принципе за этот год что вы оцениваете как свои удачи и неудачи?

– Я бы не сказал, что какие-либо неудачи были. Об удачах мне самому неудобно говорить, самого себя хвалить. Во-первых, я считаю, знаковый год для нас всех был. Удача для Екатеринбурга, для всей Свердловской области – получение права на проведение чемпионата мира по футболу. Я считаю, что мы достаточно активны в продвижении Екатеринбурга в борьбе за право проведения ЭКСПО. Сдвинулся с мертвой точки, – уж извините, что так говорю, хотя все работали, нельзя кому-либо в заслугу отнести, – вопрос реализации проекта особой экономической зоны «Титановая долина». На новые рельсы стал промышленный комплекс, точнее его отдельные подотрасли – машиностроение, металлургия. Мы видим хороший экономический рост. Мы наметили массу направлений, по которым нам необходимо двигаться. И сегодня эти направления достаточно известны, перечислять их смысла нет. Практически каждый день мы подводим промежуточные итоги реализации тех или иных проектов либо предлагаем новые. По крайней мере, все то, что я начинал, о чем мы говорили, – мы двигаемся. Двигаемся в том темпе, который мы декларировали при запуске этих программ. 

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах