Принципиальный процесс
В конце апреля 2014 года состоялось заседание Первоуральского городского суда, на котором было оглашено решение по иску начальника полиции Сергея Чирко к местной жительнице Елене Казанко и газете «Городские вести». Напомним, поводом к разбирательству в суде стал материал в газете за ноябрь прошлого года. В нем жительница Первоуральска Елена Казанко говорила о беспределе в родном городе и о том, что правоохранительные органы преследуют её родных и близких. После публикации главный полицейский заявил, что несколько строчек в газете принесли ему невыносимые нравственные, психические и физические страдания, и потребовал в качестве компенсации 6 млн рублей.
Судья Александр Кутенин принял решение частично удовлетворить иск полицейского. Вместо 6 млн рублей нравственные страдания г-на Чирко были оценены всего в 20 тысяч рублей. Однако к мотивировочной части решения суда есть ряд вопросов. Например, почему стороной в деле является ОМВД Первоуральска, в то время как иск к Казанко и «Городским вестям» заявило физическое лицо, хотя и являющееся должностным, то есть Сергей Чирко. Или, к примеру, отчего Кутенин не принял во внимание, что материал опубликован в рубрике «Личное мнение» и в целом подпадает под определение оценочного суждения, а никак не под распространение недостоверных сведений (на чем настаивал Чирко). А высказывать личное мнение оценочного характера, как известно, у нас разрешает Конституция РФ.
Словом, спорных моментов хватает. Елена Казанко и «Городские вести» решение, само собой, обжалуют. По их мнению, позиция начальника первоуральской полиции о необходимости защиты чести и достоинства безосновательна, они намерены добиться полного отказа в иске.
В разговоре с корреспондентом издания Елена Казанко пояснила, что была уверена в решении суда еще до начала заседания. Она не сомневается в том, что на судью оказывали давление во время всего процесса.
– Хотя конституцией гарантировано право каждого высказывать свое мнение, суд решил, что честь и достоинство Сергея Петровича (Чирко. – Прим.) каким-то образом пострадали. Обжаловать это решение я буду в любом случае, готова обратиться в Страсбургский суд по правам человека. Считаю, что имею право высказывать свое мнение. Нисколько не сомневалась, что решение суда будет таким. Представитель г-на Чирко, адвокат Рудик, еще до заседания суда, выйдя от судьи, сказал представителю местного ОМВД Буяновой, что решение будет сегодня и там все хорошо. Это при условии, что на тот момент еще не был заслушан свидетель и многое еще не было сделано, – делится своими впечатлениями от слаженной работы первоуральских правоохранителей и судебной системы Елена Казанко.
Процесс носил принципиальный характер – достаточно сказать, что судья Кутенин рассматривал в этот день только данный спор. Кроме того, нашего журналиста пропустили на открытый процесс только с разрешения председателя суда. Стоит отметить, что такие моменты очень нехарактерны для судопроизводства. Как нам стало известно из достоверных источников, сам начальник первоуральской полиции очень «беспокоился» о результатах процесса и обращался к председателю суда, видимо, давая определенные указания. Судья Кутенин также неоднократно совещался с председателем суда. Видимо, по поводу того, какое решение следует вынести.
Боль существования Сергея Чирко
Представитель г-на Чирко, адвокат Сергей Рудик, в зале суда вел себя не совсем корректно. Он позволял себе эмоциональные выпады в сторону не только ответчицы, но и нашего журналиста, а также постоянно повторял заученную фразу о том, какую душевную и физическую (адвокат не уточнил, в каком именно месте. – Прим.) боль принесла начальнику полиции Первоуральска газетная публикация. Не смог пояснить Рудик и то, почему человек с такой тонкой душевной организацией, как у Чирко, работает на такой ответственной должности, как начальник полиции целого города. Так ведь и до нервного срыва рукой подать.
На левой руке адвоката наш корреспондент заметил наколку плохого качества. Было написано «Сергей», то ли для того, чтобы адвокат не забыл свое имя, то ли в честь кого-нибудь (уж не в честь ли Сергея Чирко?).
В начале процесса Рудик потребовал от судьи сделать замечание всем, чтобы «вели себя поскромнее». Что означало в его понимании «скромность» – неизвестно, поскольку шумел весь процесс только сам адвокат. После требования, которое осталось без удовлетворения, была произнесена пафосная речь о том, что в лице Сергея Чирко ответчица якобы оскорбила уж если не всю Россию-матушку, то уж жителей Первоуральска точно.
И теперь город якобы жаждет восстановить «справедливость».
– Мы имеем дело с посягательством на госпорядок в лице Чирко! Это неуважение к госпорядку! – распалился было адвокат, но в этот самый момент случился конфуз. У Рудика зазвонил телефон, и судья призвал уже самого адвоката соблюдать порядок и уважать власть. После этого пафос сошел на нет. Смущенный адвокат поспешно выключил мобильник и еще несколько минут что-то «бухтел» заученное про глубокие нравственные страдания Сергея Чирко. К слову говоря, Рудик так и не объяснил, как мнение одного человека, опубликованное в газете, может посягать на госвласть. Но оно и понятно – видимо, роль адвоката в этом процессе была предельно проста: наговорить как можно больше «страшных» вещей. С этим он справился.
«Досталось» и нашему журналисту. В какой-то момент Рудик вдруг решил, что корреспондент что-то произнес. Адвокат довольно грубо обратился к нему со словами: «А вам слово давали?». Его остановил судья, ведь говорил все это время только сам Рудик. Создавалось впечатление, что представитель г-на Чирко вдобавок к «словесному недержанию» находится в каком-то своем юридическом мире. Ему, как казалось, постоянно «мерещились» какие-то голоса, которые он приписывал присутствующим.
Тайная жизнь первоуральской полиции
Представительница ОМВД по Первоуральску, госпожа Буянова, тоже была под стать адвокату Рудику. Сотрудница «полиции нравов под прикрытием» откровенно негодовала по поводу написанного в статье Елены Казанко. В доказательство кристальной чистоты г-на Чирко из уст полисменши полились нагромождения цифр, которые касались статистики преступлений. Из них следовало, что в Первоуральске преступность резко падает, а раскрываемость резко повышается и вообще все прекрасно.
Только вот озвученные ею цифры никак не вяжутся с официальной статистикой ГУ МВД по региону, согласно которой Первоуральск находится на последнем (!) месте среди 41 муниципалитета, а деятельность местных правоохранителей в главке оценивают отрицательно. Для наглядности мы приводим таблицу, в которой вы сами можете увидеть и сравнить цифры.
Также хочется добавить, что местные сотрудники полиции уже много раз «прославились» разными ЧП: тут и пьяная езда с ДТП, и даже убийства. Причем в аварию в нетрезвом виде попадал и заместитель Чирко, г-н Синицын, и другие высокие чины первоуральской полиции. Однако все они отделываются «легким испугом». Наблюдатели связывают это с «пониманием» происходящего у Чирко, который заступается за своих близких.
Конечно, скрыть все невозможно. Такие факты, как, например, апрельская трагедия в Новоуткинске, где участковый Веснин зарезал жену, все-таки выходят наружу. Но и тут непосредственный руководитель полицейского капитан Быков отделался выговором. Всего лишь выговором. Видимо, он тоже слишком «ценный кадр» для г-на Чирко. Кстати говоря, после этого случая Первоуральском серьезно заинтересовались в главке – с визитом туда приезжал начальник управления по работе с личным составом ГУ МВД региона Виктор Бердников. Так что в ближайшее время может начаться «чистка рядов».
Однако вернемся к делам судебным. В своем выступлении Елена Казанко отметила, что своего мнения за время процесса она не поменяла и по-прежнему считает Сергея Чирко коррумпированным правоохранителем. По словам Казанко, её преследуют из-за жалоб на начальника первоуральской полиции.
– Есть ощущение, что меня преследуют за мои жалобы на г-на Чирко. Неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями о проверках. Мне много раз отказывали, потому что жалобы спускаются на местный уровень, а местные правоохранители пишут отказы, – пояснила суду Елена Казанко. – В отношении меня были возбуждены уголовные дела. Сколько было обращений и жалоб, столько и эпизодов в уголовном деле.
Многомесячная борьба с коррупцией серьезно подорвала здоровье жительницы Первоуральска. Однако, когда она была госпитализирована в городскую больницу, г-н Чирко лично приезжал и «руководил» процессом лечения. Если быть точным, требовал немедленно выписать. Причем, поясняет
Казанко, вопрос был для него настолько принципиальный, что полицейский приехал в больницу буквально посреди своего отпуска. Правоохранитель своего добился – ответчицу тогда забрали в СИЗО под сомнительным предлогом прямо из больничной палаты.
Из-за системного «давления» мог потерять работу и экс-начальник Первоуральской ГИБДД Денис Мохирев, гражданский муж Елены Казанко. Его г-н Чирко пытался использовать в роли рычага давления на ответчицу. Как пояснила Казанко, Мохирева неоднократно заставляли «повлиять» на нее. Поводом стали все те же жалобы, которые писала она и другие жители Первоуральска. В конечном итоге Мохиреву приказали писать рапорт на увольнение без объяснения причин. И только благодаря вмешательству начальника областной ГИБДД Юрия Демина полицейскому удалось добиться перевода в Новоуральск.
Сестра Елены Казанко, Ольга Кардашина, также вынуждена была сменить место работы из-за аналогичного давления. Она выступила в суде в качестве свидетеля со стороны ответчика и подтвердила написанное в материале «Городских вестей».
По словам Кардашиной, давление на нее началось с 2012 года, когда она работала старшим инспектором РЭО. Ей настоятельно рекомендовали перейти на нижестоящую должность, а после отказа стали нагружать подчас невыполнимой работой. Начальство прямо заявляло: дескать, все происходит оттого, что ее сестра пишет заявления на г-на Чирко.
В итоге после нескольких месяцев работы в тяжелейших условиях она приняла вынужденное решение уйти на пенсию. В противном случае её могли перевести на нижестоящую должность или уволить по отрицательным мотивам.
И снова о ЖКХ
Материал, вышедший в «Городских вестях», напрямую касается проблем сферы ЖКХ.
В прошлых публикациях мы уже достаточно подробно рассказывали о том, что рынок ЖКХ в Первоуральске давно поделен между определенными управляющими компаниями и всех, кто пытается конкурировать, активно «давят» любыми методами.
Жители нескольких домов, сменивших УК «Наш город» (одна из управляющих компаний, которую связывают с бывшим чиновником администрации Первоуральска Константином Болышевым) на УК «Жилищный сервис», продолжают получать двойные квитанции. Как мы писали ранее, есть все основания полагать, что правоохранители «покровительствуют» определенным управляющим компаниям. Именно на это и жаловались сначала в полицию, а потом и в вышестоящие инстанции Елена Казанко, а также жильцы пострадавших от беспредела домов. Однако проблема состоит в том, что все жалобы в итоге попадают в руки Сергея Чирко и он уже распоряжается ими в своих интересах.
Формально Казанко не единожды приходили официальные отказы в возбуждении уголовных дел. По факту, это отписки о том, что некоторые сотрудники полиции привлечены к ответственности. Ничего конкретного в бумагах не написано.
– Жалобы в основном были на то, что в Первоуральске постоянно идет банкротство управляющих компаний, а жилфонд поделен. При этом большие долги перед ООО «СТК» (Свердловская теплоснабжающая компания) списываются, а правоохранительные органы видят ситуацию, но ничего не предпринимают, – говорит Казанко.
Напомним, жилфонд Первоуральска «поделили» в 2007 году. С 2010 по сегодняшний день в Первоуральске сменилось несколько компаний, так или иначе аффилированных с бывшим чиновником администрации Болышевым и его близким другом Сарафановым. За это время обанкротились «Уралагрострой 99», «Уралагрострой», «ПЖК», сейчас в стадии банкротства находится «Городская управляющая компания».
Самое интересное, что первоуральская полиция даже в отписках прямо пишет, что ей известно о многомиллионных долгах банкротов. Правоохранителям известно о том, что та же «ПЖК» должна «СТК» 190 млн рублей, «Уралагрострой» не заплатил 170 млн рублей, а «Наш город» влез в долги на 51 млн рублей. О том, что эти же компании задолжали местному «Водоканалу» 25 млн на троих, им тоже известно. Тем не менее, полиция считает, что оснований для возбуждения уголовных дел в отношении руководства банкротов нет. Официальная причина – правоохранители не видят признаков состава преступлений.
И в этом первоуральская полиция блестяще демонстрирует политику двойных стандартов. Если миллиардный долг перед поставщиками со стороны управляющих компаний «Болышева-Сарафанова» для них не повод задуматься об уголовном деле, то конкурентов, честных предпринимателей, они «трясут» даже по самому незначительному поводу. Например, на Елену Казанко (является руководителем УК «Жилищный сервис») было возбуждено уголовное дело. Изначально ей пытались вменить хищение 400 тысяч рублей, которые она должна была перечислить «СТК». Но доказать этого преступное деяние не удалось. Тогда был использован обходной маневр. Дело в итоге возбудили по факту причинения ущерба в 37 тысяч рублей «Городской управляющей компании».
В двойных квитанциях, которые получают первоуральцы, полиция тоже не видит ничего криминального и считает, что эту проблему можно решить в суде в гражданском порядке. Их ничуть не смущает, что согласно решению суда законными являются квитанции УК «Жилищный сервис». Сотрудники полиции честно отписываются: да, мол, нам известно, что УК «Уралагрострой» собирала с жильцов деньги, однако это не является уголовно-наказуемым действием.
А знаете, чья подпись стоит под отказными? Мы вам скажем – это подпись оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД по Первоуральску капитана полиции Быкова. Да-да, это тот самый Быков, подчиненный которого зарезал свою жену в Новоуткинске. А самому Быкову потом всего лишь вынесли выговор. Как видим, свою «неприкосновенность» правоохранитель отрабатывает сполна, строча бумажку за бумажкой, в которых подчас меняются только даты.
Сам Сергей Чирко остается как бы в стороне, поскольку лично ничего подобного не подписывает. Но оно и понятно: «бригадир» никогда не делает работу своими руками, он всего лишь дает распоряжения.
Стараниями великолепных бизнесменов Болышева и Сарафанова и благодаря их связям в правоохранительных органах жилфонд Первоуральска приведен в ужасное состояние. А всех несогласных с такой отлаженной системой, похоже, будут пускать по проверенной схеме: уголовное дело на ровном месте, иск за нравственные страдания и пр. Вот так и живет славный город Первоуральск.
После публикации с редакцией связался начальник УИ и ОС ГУ МВД по Свердловской области полковник внутренней службы Валерий Горелых. Полицейский прокомментировал первоуральские события с позиции областного главка.
«Окончательную точку в этой нашумевшей истории ставить пока преждевременно. Это сделает суд, причем по обеим ситуациям: и по иску полковника Чирко, и по Елене Казанко, которая в настоящее время обвиняется в хищении более 2 млн рублей в сфере ЖКХ. Суд по этому делу уже идет, обвиняемая находится под подпиской о невыезде. Действия начальника первоуральской полиции и его помощника неоднократно проверялись по многочисленным обращениям представителями ДСБ МВД РФ, УСБ ГУ МВД по области, регионального УФСБ и свердловской прокуратурой. Подтверждения фактов коррупции или действий иного характера не выявлено, – говорит Горелых. – Уверен, момент истины наступит уже в ближайшее время, и мы все об этом узнаем. А к решению суда нужно относиться уважительно и в случае несогласия обжаловать в суде вышестоящей инстанции, как это и сделала Казанко».