Трамвай 71-409 разработан в НПК «Уралвагонзавод» (на заводе «Уралтрансмаш») и, по сути, стал основой для прототипа знаменитого трамвая R-1, произведшего настоящий фурор на «Иннопроме-2014».
Для этой модели конструкторы Уралтрансмаша разработали новую тележку: колесные пары не имеют общих осей, что позволяет разгрузить среднюю часть вагона и сделать пол низким. Кузов трамвая состоит из трех секций, соединенных шарнирными переходами – «гармошками». Передняя и задняя секции опираются на неповоротные тележки, а средняя, мостового типа, подвешена на шарнирах крайних секций. Низкий пол вагона удобен для пассажиров с детьми, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными физическими возможностями.
Вагон не только превосходит своих предшественников по количеству мест (общее количество мест – 210, в том числе для сидения – 40).
Он соответствует всем современным требованиям: имеет опцию автономного хода, асинхронный тяговый привод и компьютерное управление основными системами, оснащен системами видеонаблюдения и навигации.