МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Голова оркестра

Раскрываем секреты профессии дирижера

Его можно назвать по-разному: регент, капельмейстер, хормейстер. У этих слов немного разные значения, но мы привыкли объединять их в одно – дирижер. Далекие от музыки часто не представляют себе его роли. На самом деле дирижирование – это один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства, который обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения. 

Хотя дирижерское искусство как самостоятельный вид музыкального исполнительства сложилось относительно недавно (а именно во второй четверти XIX века), истоки его прослеживаются с древнейших времен. Еще на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения совместного исполнения музыки несколькими музыкантами под руководством человека с жезлом в руке. Каков же дирижер наших дней? Секреты своей нелегкой профессии нам открыл Руслан Канеев.

– На дирижера ты пошел учиться сознательно?

– Конечно, случилось это не просто так. Музыка – это спутник всей моей жизни. Как и многие другие, в музыкальную школу я попал совершенно случайно: в общеобразовательной школе требовали от нас заполнения свободного времени, и я тогда, не раздумывая, пошел к своей тете. В музыкальной школе она была не последним лицом, и меня приняли туда, хотя учебный год уже начался. Сам я никогда не ожидал таких успешных результатов на музыкальном поприще: уже со второго класса я начал выступать на различных конкурсах и фестивалях – играл на баяне. В музыкальное училище я тоже поступал неосознанно, с подачи своей уже упомянутой тети, за что ей огромное спасибо. А вот вуз я выбирал, уже точно определившись, чего хочу от жизни.

– Почему именно дирижер?

– В среднем звене я был влюблен в руководителя оркестра, а точнее сказать, в ее метод работы и умение заставить звучать оркестр. Масштабное и красочное звучание оркестра также внесло свою лепту. Это и подтолкнуло меня выбрать путь дирижера оркестра.

– Может ли оркестр играть и без дирижера?

– Здесь нужно вспомнить об истории этой профессии. Когда начали писать для больших коллективов, сами композиторы обычно и руководили исполнением, но тогда они еще не стояли с палочкой в руках, спиной к зрителям – они делали все сразу: и играли, и руководили музыкантами, делая жесты руками, головой и даже ногами. Со временем, когда великие композиторы уходили, а их музыка оставалась, возникал вопрос, кому руководить процессом. Из существующих композиторов не все могли, исходя из своих психологических качеств, выполнять столь сложную работу. Тем временем произведения усложнялись, состав оркестра расширялся… Все это способствовало возникновению профессии дирижера.

В начале XX века в Москве создали Персимфанс – оркестр без дирижера. Для хорошего звучания оркестра нужно было как минимум сорок репетиций, а с дирижером хватило бы всего четырех. Дирижер всегда заранее знает, что он хочет услышать: прорабатывает форму, темп, динамику, штрихи и многое другое. Оркестр без дирижера – все равно, что труппа без режиссера.

– Кто важнее: дирижер или музыканты?

– Такой вопрос мне задают впервые! На него сложно ответить, потому что нужно понимать, что здесь имеется в виду. Если в плане субординации, то, безусловно, дирижер. А вообще важны все. Это все равно, что выбирать, кто важнее – режиссер или актер, танцор или балетмейстер, спортсмен или тренер.

– Как отличить опытного дирижера от начинающего?

– Очень легко. Молодые дирижеры час­то берут эмоциональностью, быстрыми темпами, в отличие от дирижеров опытных – последние пользуются интеллектуальной стороной возможностей.

Опыт для дирижера очень важен – только он может в полном размере развить все качества исполнителя. Известный музыкант Иоганн Штраус говорил, что музыканты уже по первым шагам дирижера могут определить, кто будет управлять: он ими или наоборот.

– Существует ли «азбука дирижирования»?

– Как дирижировать – это извечный спор мастеров. Музыка, как и искусство в целом, – довольно спорная область. Здесь нет точных моделей, но есть общепринятые нормы, которых все должны придерживаться – для нас это дирижерская схема на разные размеры, показы штрихов, нюансов. А «азбукой» для нас служат труды известного дирижера-педагога И. А. Мусина.

– Для чего дирижеру его «волшебная палочка»?

– Она появилась со временем. Во времена Вагнера и Берлиоза оркестры стали настолько большими, что многие музыканты просто могли не увидеть, что показывает дирижер. Поэтому и возникла потребность «удлинения» руки дирижера. Палочкой можно более точно изобразить штрихи, темп, движение музыки. Да и музыкантам, которые при этом смотрят еще и в ноты, удобнее смотреть на палочку.

– Какими качествами должен быть наделен дирижер?

– Самое главное – это воздействие на оркестр и умение им управлять, быстро выявлять проблемы и исправлять их. Дирижер является руководителем огромного коллектива, его «головой», поэтому ему просто необходимы педагогические качества: он должен уметь объяснить, достичь исполнения задачи музыкантами. Безусловно, дирижер также должен обладать хорошим музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальностью. Большое значение имеют внимание и музыкальная память. Дирижер должен знать все, что играют музыканты, и быть готовым к любым сложностям, если кто-то не вступил или опоздал.

– Если бы была такая возможность, ты бы сменил свою профессию?

– Для меня это больше, чем просто профессия. Это – целое призвание! Поэтому в нашем случае сменить профессию – все равно что изменить своим внутренним убеждениям. 

Памятка молодому дирижеру:

• Рука не выше диафрагмы.

• Искать выразительность дирижирования, передавая разный характер музыки.

• Использовать левую руку как средство выразительности.

• Использовать разные уровни тактирования, разные части рук.

• Показывать направленность движения мелодии.

• Ощущать «массу» звука, применяя разные части руки (кисть, предплечье).

• Различные жесты при показе духовым, струнным, всему оркестру.

• Избегать поспешной «отдачи», ускоряющей темп движения внутри доли.

• Слушать ритм аккомпанемента и дирижировать на его основе.

• Стоять подтянуто, а не сутулясь.

• Не дирижировать параллельными движениями тактирования.

 

• Передавать оркестру образность музыки, свое увлечение.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах