История
Датой основания Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года. В далекие тридцатые основными задачами ГАИ были борьба с аварийностью, учет транспорта, контроль подготовки и воспитания шоферов. К концу тридцатых Госавтоинспекцией впервые разработаны и введены «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР». С увеличением количества транспорта на дорогах нашей страны возникла необходимость в выделении отдельных подразделений. Так появились дорожно-патрульная служба, отделы регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, приема экзаменов у водителей. Но главным в деятельности сотрудников ГАИ всегда являлась и является борьба с аварийностью на дорогах, а значит, и сохранение жизни и здоровья жителей нашей страны.
Права
Для того чтобы получить «права», будущему водителю нужно пройти обучение в автошколе, сдать внутренние экзамены и после их успешной сдачи снова пройти испытания, но уже в ГИБДД. Сначала теорию – нужно ответить на 20 вопросов за 20 минут, ошибок может быть не более двух. После теории вы должны будете проехать по определенному маршруту с экзаменатором – инспектором ГИБДД. Здесь уже нет права на ошибку. Кстати, если вы еще без «прав» и выбираете автошколу – заходите на сайт ГИБДД, в соответствующем разделе вы найдете все лицензированные школы региона. Ну а когда уже все испытания пройдены, водительское удостоверение выдается в течение нескольких минут – вас фотографируют и прямо при вас изготавливают «права».
Помощь на дорогах
Нанесение разметки на проезжей части, установка светофоров, «лежачих полицейских» и предупреждающих знаков, ремонт дорог – все это в ведении представителей власти. Но, конечно, если ситуация на дорогах становится опасной, на определенном участке повышается аварийность, сотрудники ГИБДД могут составить предписание, которое направляется чиновникам. «Мы не можем не реагировать на состояние дорог – от этого зависят человеческие жизни, – говорит начальник отделения пропаганды регионального управления ГИБДД Татьяна Бердникова. – И наш долг – предотвращать и предупреждать опасные ситуации, в которые может попасть водитель или пешеход. Наши сотрудники постоянно занимаются мониторингом, мы следим за статистикой аварийности в области и, если понимаем, что на каком-то участке стало происходить больше аварий, составляем необходимые предписания. Например, вы замечали, что возле каждой школы нашей области установлены пешеходные переходы и искусственные неровности? Это результат работы нашего руководства и лично Юрия Алексеевича Демина. К сожалению, так не во всех регионах. И, как показывает статистика, отсутствие переходов возле школ является причиной многих опасных ситуаций. А мы обязаны обеспечивать безопасность на дорогах». Кроме этого, инспектора ДПС постоянно помогают людям, которые оказались в сложных ситуациях на дорогах. Недавно полицейские спасли грудного ребенка. Они пересадили девочку, ее маму и доктора из сломавшейся на трассе машины скорой помощи к себе в автомобиль и помчались в город. Не редки ситуации, когда полицейские, оказываясь рядом с горящими домами, вытаскивают людей из огня, спасают детей, очутившихся на опасных участках проезжей части без родителей. Таких примеров бесчисленное множество, ведь любой сотрудник ГИБДД понимает, что главная его обязанность – это спасение человеческих жизней.
Забота о детях
Сотрудники ГИБДД постоянно занимаются просвещением водителей и пешеходов. Правила дорожного движения могут меняться, водители не всегда успевают самостоятельно изучить нововведения. «Основным направлением пропагандистской деятельности является работа в области снижения детского дорожно-транспортного травматизма, повышения правовой грамотности, привития уважения к Правилам дорожного движения и нетерпимости к их нарушению, – рассказывает начальник отделения пропаганды областного управления ГИБДД Татьяна Бердникова. – Особое внимание в этой работе уделяется детям – воспитанникам детсадов, школьникам, учащимся различных образовательных учреждений или посещающим места организованного пребывания – кружки, секции». Детям необходимо понимать уровень опасности на дорогах. Статистика показывает, что большой процент ДТП с участием детей школьного возраста происходит в конце лета. То есть ребенок получает необходимую информацию о Правилах дорожного движения в школе от учителей или сотрудников ГИБДД, но за лето забывает часть полученной информации и может попасть в ДТП. Для того чтобы дети понимали, что на дорогах опасно, что это не место для игр, что нарушение Правил дорожного движения может повлечь за собой серьезные последствия, родители тоже должны постоянно разговаривать об этом со своими детьми, не давать школьникам забывать правила. Также ГИБДД уделяет огромное внимание социальной рекламе. Когда человек постоянно видит перед глазами напоминания о ПДД, о том, что от его действий может зависеть не только его собственная жизнь, но и жизнь других людей, он становится внимательнее.
Внимание, велосипедисты!
Дорогие друзья, если вы уже являетесь велосипедистом или собираетесь им стать, то помните, что ПДД распространяются на вас, как и на любого другого участника движения. «Самая основная проблема велосипедистов – правовая безграмотность, – рассказывает Татьяна Бердникова, – из-за этого и происходят многочисленные нарушения, часто создаются опасные ситуации на дорогах. Если вы решили стать велосипедистом – изучите ПДД. Во-первых, незнание Правил не освобождает от ответственности, во-вторых, вы рискуете своей собственной жизнью и жизнью окружающих». Но, к сожалению, многие любители велосипедов не просто не осознают уровень опасности несоблюдения Правил дорожного движения, но и создают напряженные ситуации на дорогах.
Дорожно-патрульная служба
«И в дождь, и в снегопад, когда хозяин даже собаку за порог не выгонит гулять, мы каждый день в наряд, мы каждый день на страже, и долг святой для нас – законность соблюдать», – пел когда-то знаменитый Михаил Круг о сотрудниках дорожно-патрульной службы. В его вроде бы лирических словах не было ни капли лирики. Ежедневно на службу в любую погоду выходят тысячи сотрудников ДПС. И в минус тридцать, и даже в минус тридцать пять, и в ливень, и в зной, в туман и снег, в любую непогоду наши жизни оберегают стражи дорог. Служба на посту длится 12 часов. Пост оставлять нельзя, поэтому в наряде обычно несколько полицейских. Во-первых, так безопаснее – на дорогах не только останавливают нарушителей ПДД, но и нередко задерживают преступников, находящихся в розыске. А сотрудник ДПС – такой же полицейский, и, если он понимает, что перед ним находится социально опасный человек, он может задержать его до прибытия коллег из других подразделений полиции. Во-вторых, полицейским дорожных служб, так же как и нам всем, необходимо время на тот же самый обед. И в-третьих, следить за безопасностью на дорогах 12 часов во время непогоды одному человеку просто невозможно.
Дороги детям не игрушка
В последнее время в больших городах России у подростков появилась опасная, а порой и смертельная забава – перебегать улицу на красный сигнал светофора. По некоторой информации, дети делают это даже на спор. К сожалению, ребята редко осознают последствия своих действий. Для того чтобы ваши дети, племянники, братья или сестры не стали жертвами опасной «моды», им нужно объяснять возможные последствия. «Дети не осознают, какую боль они могут причинить своим родителям, когда рискуют своей жизнью на спор или под влиянием сверстников, – говорит начальник отделения пропаганды регионального управления ГИБДД Татьяна Бердникова. – Для того чтобы трагедия не произошла, нужно постоянно разговаривать с ребенком, показывать ему видео ДТП с участием школьников. Только нашей работы недостаточно – родители должны объяснять своим детям, что проезжая часть – не место для игр».
Иногда мы ругаем сотрудников ГИБДД за то, что инспектора останавливают нас, когда мы куда-то опаздываем, «всего лишь» для проверки документов. Иногда мы удивляемся штрафам за небольшое превышение скорости и снова недовольны инспекторами. А теперь давайте представим, что же было бы на дорогах, если бы нас не останавливали и не штрафовали. Вполне возможно, что и вы, и я, и наши близкие – порядочные водители и все мы соблюдаем ПДД. Но можем ли мы ручаться за, например, нашего соседа, который принципиально не замечает разницу в цветах сигнала светофора? Или за человека, который садится за руль в нетрезвом состоянии недалеко от школы, в которой учатся наши дети/племянники/братья/сестры? Чаще всего сотрудники ГИБДД предотвращают аварии именно своим присутствием на дорогах. Кого-то ловят за нарушения, а кто-то, замечая инспекторов ДПС, сам начинает ехать по правилам. И поверьте, «обычная проверка» документов может спасти чью-то жизнь. А это в работе сотрудников ГИБДД самое главное.
Алиса Левина, при содействии отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области