У журналиста Андрея Мирошниченко есть очень интересная книга «Когда умрут газеты». В ней автор говорит, что «к 2035 году (дата условная), когда уйдет из активной жизни поколение, привыкшее читать газету на бумаге, окончательно умрет бумажная пресса». Меня, как будущего журналиста, затронула эта тема, и мне стало интересно узнать, действительно ли печатные издания ждет такая участь. С этим вопросом я отправилась к жителям города.
Анастасия Овчаренко, студентка:
«Это очень спорный вопрос, но я склоняюсь к тому, что в будущем газеты перестанут существовать. Мы живем в обществе нанотехнологий и передовых изобретений. У каждого второго из нас есть крутой смартфон, компьютер, телевизор с выходом в интернет. Современный человек – человек, который стремится к мобильности. И эту мобильность и дает нам Интернет, телевидение и радио. Нужно что-то узнать срочно, посмотреть, прочитать? Берешь компьютер, вводишь в поисковике вопрос или сайт Интернет-СМИ, которое тебе нравится, и все, готово – ты получил нужную тебе информацию в наикротчайший срок. На данный момент еще не придумана печатная газета, которая могла бы посоревноваться в мобильности, например, с Интернет-порталом».
Яна Белоцерковская, журналист «Областной газеты»:
«Несмотря на развитие информационных технологий и влияние Интернета, печатные СМИ по-прежнему остаются значимым источником информации. Я думаю, что газеты сейчас занимают свою нишу и играют в обществе особую роль – совершенно отличную от роли Интернет-СМИ, радио и телевидения».
На мой взгляд, у печатных изданий есть серьезные преимущества перед онлайн-СМИ. Газеты, проигрывая в оперативности, выигрывают в аналитичности. Обычно дальше сообщения интернет-издания не идут – выиграв гонку во времени, они гонятся за следующей новостью. А печатные издания интересуются значимостью явления, предпосылками к нему, последствиями – иными словами, анализируют ситуацию. Еще одно преимущество — язык. Печатные СМИ пользуются широким набором публицистических средств выразительности. Интернет-порталы зачастую обезличены, тогда как газеты имеют лицо – колумнистов, публицистов.
Шуршащая газета, напечатанная несколько часов назад, еще пахнет свежей краской. Ее приятно раскрыть, например, за завтраком на странице новостей и погрузиться в круговорот мирских событий. Но кто-то скажет, что это все старо, ведь пришла эпоха Интернета, в котором свежие новости появляются ежеминутно. Так на чьей стороне правда?
Николай Курилов, главный редактор газет «МК-Урал» и «Вечерние Ведомости»:
«Борьба печатных и интернет-СМИ будет продолжаться десятилетия. И победителя не будет. Бумажное издание воспринимается читателями и рекламодателями как более солидный продукт, результат тщательного редактирования и проверки фактов. В онлайн-издании информацию можно менять десятки раз за день, а печатная пресса – это строгий документ, в котором «что написано пером, не вырубишь топором». Данное качество делает бумажное издание приоритетным во многих сферах нашей жизни. При этом тылы почти всех бумажных газет сегодня прикрыты собственными онлайн-версиями. Единственное, в чем печатной прессе наверняка придется потесниться, это новости. Самая горячая информация раньше появляется в Интернете. Поэтому «на бумаге» в будущем будут читать в основном эксклюзивные авторские аналитические материалы».
Василий Рогожников, пенсионер:
«У меня есть любимая газета, которую я читаю уже примерно 28 лет. На вопрос «Умрут ли газеты?» я не могу дать точного ответа. Подрастающее поколение меньше нашего знают про газеты и журналы. Но это не значит, что они совсем их не видели и не читали. Просто они предпочитают информацию из интернета.
Надо привлекать к чтению со школы, нет, даже с пеленок. Сначала в детстве мы читаем детям книжки, потом в школе их самих учат читать – и так по нарастающей. С самого детства человек должен сталкиваться с книгами, газетами, журналами и читать их. Конечно, во многом приучение к чтению газет и книг зависит от родителей. Они должны покупать своим детям детские газеты, тем самым формируя привычку и интерес к их чтению».