Люди научились передвигаться по воздуху, и теперь никакие расстояния не являются для них препятствием в путешествии по земному шару. Но многие ли задумывались о том, каково это – управлять огромной небесной машиной? Для постоянной рубрики «Врать не буду» профессиональный летчик Николай Иванов (который, кстати, мечтал о такой работе с самого детства) поделился с нами секретами своей профессии и поведал о том, каково это – быть пилотом.
– Можно ли стать пилотом, если боишься высоты?
– Высота иначе воспринимается. В динамике проще. Если с крыши высоченного дома посмотреть, то будет страшно даже мне. А в самолете на любой высоте я страха не чувствую.
– Остается ли у вас время на какое-то хобби или же вы все время в небе?
– Мое хобби – моделизм, но нечасто успеваю им заниматься. Еще люблю фото и делаю их по ходу совершения полета. А вообще, нужно все время что-то учить, так как пилоты постоянно что-то сдают. Поэтому обычно свободное время трачу на учебу.
– Что вы чувствуете за штурвалом самолета и в нескольких километрах над землей?
– Вообще, надо понимать, что я на работе и не должен впадать в эйфорию или панику. Излишние эмоции нужно гнать. Но иногда бывают действительно впечатляющие вещи.
– Сильно ли сложнее управление самолетом управления машиной?
– Сложно все. На дорогах слишком много не самых умных людей. У нас в ДТП летчиков погибло больше, чем в авиакатастрофах. Но есть одно коренное отличие: если недоучился и что-то не умеешь, на обочине не остановишься и не попросишь помощи. То, что планируется в полете, пилот обязан уметь делать сам, причем четко.
– Во время полета у вас чувство спокойствия или все же есть какое-то напряжение?
– В состоянии напряжения нельзя летать. Запрещено лететь, если не уверен в безопасном исходе, тут не война и не чрезвычайные ситуации. Если такое и возникает в полете, то ненадолго, потому что это чувство подвергает пилота очень большому риску.
– Сильно ли приукрашивают реальность в кинематографе про авиацию?
– Приукрашивают сильно. Много искажений. В частности, из летчиков часто делают героев, которые постоянно рискуют, почти камикадзе. В гражданской авиации это точно не так. Ну какой тут риск, когда нужно безопасно довезти толпу пассажиров? Ответственность и собранность – это да. Геройство – нет. Обычная работа. На подлодках, к примеру, в разы опаснее.
Обучение пилота авиации происходит в средних специальных и высших учебных заведениях. Абитуриент может выбрать между образовательными учреждениями гражданской и военной направленности. Поводом для отказа в принятии абитуриента может стать даже незначительное отклонение в медицинских показаниях.
Главные учебные заведения в России для будущих пилотов гражданской авиации – это Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.