МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

Чем удивит зрителя премьера Свердловского театра драмы

Как актер мечтает сыграть шекспировского Гамлета, так режиссер, наверно, мечтает поставить Чехова, особенно «Чайку». Свердловский академический театр драмы никак не мог стать исключением: согласитесь, в репертуаре театра такого масштаба просто необходимо присутствие чеховского начала.

Сцена из спектакля «Чайка» Свердловского театра драмы. Режиссер-постановщик – Григорий Козлов, художник-постановщик – Владимир Кравцев. Фото: Татьяна Шабунина

Петербургский режиссер и художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов поставил обличающую комедию Антона Павловича. Генеральный директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев отметил, что к сотрудничеству с Козловым все в театре отнеслись с особым вниманием:

«Во-первых, мы горды, что для своего первого с 2010 года «выезда» за пределы родной «Мастерской» мастер выбрал именно нашу площадку. И, во-вторых, понимая, что в своих работах Козлов невероятно внимателен к малейшим деталям – неважно, идет ли речь о нюансах актерского существования на сцене или об элементах предметного мира спектакля – мы ценим его доверие к нашим постановочным и творческим возможностям».

Все пространство сцены – поместье Треплевых, окруженное озером в буквальном смысле слова – вокруг одна вода. И это вода стала источником жизни и одновременно смерти. Начиная с монолога Нины Заречной (актриса – Кристина Шкаброва) и заканчивая трагическим финалом, озеро представляется пространством, отделяющим мир, свободный от мира, утопающего во лжи, лицемерии и предательстве.

Говоря о главном герое Константине Треплеве (актер – Александр Хворов), можно обратить внимание на черты, которые позволяют увидеть в нем чеховского персонажа через призму режиссерского взгляда, отличного от традиционного и привычного: созерцатель, не пытающийся как-то подавить или перестроить жизнь на благо своему эгоизму, и единственный способ освободиться он видит в самоубийстве.

Непривычная метаморфоза

Треплев был первым и единственным в своем кругу, кто пытался подняться над сковывающей и гнетущей реальностью (если в начале спектакля герои были облачены в кремовые и нежные тона, то во второй части на смену светлым пришли темные оттенки). Неслучайно в финале после роковой фразы Дорна (актер – Вячеслав Хархота) о гибели Константина на сцене возникает убитая Треплевым чайка, таким образом, происходит перерождение. Метаморфоза «Треплев – Чайка» (что несколько непривычно, ведь чаще с чайкой отождествляют Заречную) усиливает трагическую концовку спектакля, поскольку становится понятно, что ни над чем невозможно подняться, ведь на самом деле не реальность держит человеческую свободу, а сам человек. Александр Хворов сделал своего героя мрачным не от событий, а от собственного разрушения и обрек его дух на вечное заключение в теле убитой птицы.

Нестандартный, не вписанный ни в какие рамки дуэт Тригорин – Аркадина (актеры – Александр Баргман, Ирина Ермолова) существует совершенно независимо ото всех остальных, словно единый цельный организм, и сцена убеждения Аркадиной Тригорина наглядно отражает сущность сказанного. Аркадина в исполнении Ермоловой не только на самом деле красивая женщина и актриса. Ее жизнь не только игра, ее жизнь – продолжение жизни Тригорина, и Баргман настолько аккуратно и тонко ловит яркий посыл Ермоловой, что «этих двоих» только так можно принимать. Ненавидя друг друга (на самом деле Аркадина испытывает к своему возлюбленному те же чувства, что и он, за исключением подачи этих чувств), именно благодаря своему союзу они способны выжить в той реальности, которая их окружает. Именно объединившись, они превращаются в чувственную машину, рядом с которой гибнет все, что должно жить, созерцать, наслаждаться свободой. Посему и любовь Аркадиной и Тригорина убивает тех, кто хоть как-то от нее зависит.

На самом деле история Григория Козлова не о разбитой любви, не о никчемности и бездарности. Во многом она о таланте самого автора видеть красоту там, где, казалось бы, ее совсем нет и быть не должно. Чехов обладал невероятным даром видеть и ощущать окружающий мир, и поэтому гармония драматического текста легко и гладко воплощена на сцене екатеринбургского театра человеком со столь же тонким чувством прекрасного – режиссером спектакля.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах