Евгений Малахин был по образованию далеко не художником, скорее это было его призвание. Он был инженером-энергетиком, окончившим Ижевский механический институт. Проработал он на этой должности до пенсии, после ушел в дворники и продолжал создавать свое искусство в подвальных помещениях города. В своих мастерских создавал целый мир фотографий, искал более глубокий смысл, создавал «свое», экспериментируя, даже варил пленку.
Позже Старик Букашкин стал увлекаться росписью икон и даже начал сам их вырезать из дерева. Именно Букашкин стал продвигать на Урале современное народное искусство, разрисовывал бетонные заборы и мусорные урны, контейнеры. Впоследствии выработал «теорию помойки», которая гласила, что любой мусор может стать искусством и рассматриваться как художественное произведение, наверное, поэтому он был непонятен народу, ведь видел все по-другому.
Творчество
Его начали называть самым экстравагантным художником Екатеринбурга. Б.У. Кашкин, К.А. Кашкин не ограничивался только живописью, но также писал стихотворения и прозу, создавая что-то новое и непонятное для народа. Со временем художнику пришла в голову идея создания антиалкогольных плакатов. Он также выступал в роли скомороха, добавляя элементы театральности в свою работу. В 1989 году вместе с друзьями основал свободное художественное общество «Картинник», которое быстро набрало популярность и признание.
В том же году «Картинники» получили множество приглашений для участия в фестивалях, что еще больше укрепило их позиции в мире искусства. Кроме этого, общество занималось музыкальной деятельностью. Их выступления представляли собой абсурдные песни, выполненные в формате частушек и затрагивающие повседневные темы. Эти творческие достижения были запечатлены в единственном любительском альбоме под названием «Поём & плачем. Последние хиты».
За свое творчество Махалин никогда не брал деньги, он всегда все дарил, часто раздавая досочки, которые расписывал собственноручно. Сегодня досочки, созданные в рамках проекта «Картинника», рассматриваются как яркое искусство на фоне сложных, мрачных и зачастую агрессивных граффити, характерных для urban-культуры. Творчество художника излучает свет и позитив, что делает его основной темой противостояния хмурой городской эстетике. В отличие от завуалированных сообщений, звучащих из городских стен, работы «Картинника» пронизаны гуманизмом и теплотой, они напоминают о важности доброты и оптимизма в нашей жизни. Этот проект оставил заметный след в культурной памяти Свердловска и Екатеринбурга, став символом надежды и созидания, напоминая всем, что даже в самых сложных условиях можно находить светлые моменты и вдохновение.
«В нем была одновременно абсолютная народность – русский сказочный персонаж... в нем была абсолютная рок-н-ролльность… Ты понимал – это художественные объекты, то, чем он занимается, – это искусство», – вспоминает Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф».
Уральский университет и Букашкин
Кафедра истории искусств в 1990 году организовала конференцию под названием «Авангардные направления в советском изобразительном искусстве», которая сопровождалась рядом выставок. Стоит отметить, что в то время термины и концепции только начинали формироваться, но представленные работы были разнообразны и многогранны.
Конференция привлекла интерес как московских, так и зарубежных искусствоведов, которые были впечатлены множеством аспектов. В частности, их привлекали национальные корни живописи Геннадия Райшева, уникальный «ботеровский» примитивизм Александра Свинкина, концептуализм Владимира Жукова и сюрреализм Валерия Гаврилова. Однако самой притягательной фигурой среди всех представленных артистов оказался сам Букашкин, вокруг которого сложилась особая аура. Исследователи и эксперты отмечали «Картинник»: «Берегите Букашкина».
Живая легенда
На протяжении всей жизни Евгения Михайловича окружали выпускники университета, которые были готовы поддерживать и помогать ему, обеспечивая тем самым его творческий комфорт и эмоциональную привязанность к университету. В 1995 году в московском альманахе «Сезоны» была опубликована подробная статья Елены Егоровой, в которой рассматривался «Картинник» К.А. Кашкина. В статье приводились примеры различных безымянных псевдонимов, которые использовал маэстро: «К-А-Кашкин», «СТ-АРИ-Кашкин», «Б-РЫ-Кашкин», «Бука», а также его поэтические тексты, что подчеркивало многообразие его художественного и литературного творчества.
«Пару раз я принимал участие в разрисовывании досочек. Придешь в плохом настроении, а Евгений Михайлович тебе: «Давай чаю попьем, попишем...» У меня есть три дощечки «картинников», на которых все стишки его рукой написаны, почерк узнаваемый. Надо сохранять такое народное творчество...» – делится воспоминаниями Владимир Шахрин.
Старик Букашкин умер в 2005 году в городе Екатеринбурге, но даже спустя почти 20 лет он является живой легендой. Почему живой? Потому что его искусство все еще живет на улицах города Е, различные фонды и фестивали поддерживают и стараются удержать уходящие следы народного дворника России. Ему посвящают новые граффити, книги, научные работы, и даже этот материал посвящен ему – легенде уральской столицы. Он ушел как городской сумасшедший, но сейчас он пример доброты и искусства, которое должно быть таким, каким хочет видеть его художник, а не народ, это и сделало его живым.