МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

В центре Эрмитаж-Урал открыли выставку в честь Константина Кузнецова

Художник, о котором ничего не известно

В Эрмитаж-Урале открылась выставка, посвященная Константину Кузнецову. Он один из немногих художников, прочно интегрировавшийся в художественную среду Европы.

«Старый бретонский рыбак». Фото: Анастасия Себелева.

Двойная миссия

В период своего участия в московских и петербургских выставках с 1903 по 1909 год Кузнецов транслировал отечественному зрителю подлинное наследие французского импрессионизма, также художник ежегодно представлял русское искусство во Франции. Кузнецов стал одним из самых преданных представителей импрессионистов. Несмотря на активное распространение модернизма и абстракционизма, художник оставался верен себе и своему стилю до конца жизни.

Сегодня произведения Константина Кузнецова хранятся в самых знаменитых музеях мира: в Париже, Онфлере, Гааге. В России первая персональная выставка художника состоялась в 2021 году. Теперь и жители Урала имеют возможность познакомиться с богатым творческим наследием мастера. Работы Константина Кузнецова до наших дней дошли почти нетронутыми.

Художник отказывался от сотрудничества с именитыми галеристами, что помогло сохранить произведения в виде одной коллекции. Сейчас фонд имени Константина Кузнецова бережно реставрирует и изучает картины. На каждом полотне можно увидеть следы истории: авторские подписи, ярлыки выставок, номера и даты парижских салонов.

Буколические композиции

Антропоморфные фигуры в картинах Кузнецова начинают появляться в 1900-1920-х годах, что идет в разрез с основным направлением художника. Но именно такие изображения помогают автору лучше понять природу. Сам же Кузнецов называл эти работы просто – «Пленэр», подчеркивая свою связь с окружающим миром через фантастических персонажей. Вторая половина XX века ознаменовалась для Кузнецова сближением с французским символизмом и влиянием группы «Наби». Он создает крупные декоративные работы, лейтмотивом которых становится таинственность и лирическая гармония. Цветовая гамма в этих работах значительно отличается от его пейзажей – преобладают оттенки розового, фиолетового и перламутрового.

В середине 1920-х в творчестве художника снова происходит изменение настроений. Вместо меланхолий – вспышка темперамента. Кузнецов активно использует черные и земляные краски. Ярким примером таких работ является картина «На пленэре», написанная в 1926 году.

Позднее творчество

Художник начинает использовать беспорядочные и резкие мазки кистью, при этом его палитра наполняется мрачными оттенками черного и серого цветов с яркими контрастами. Именно в этот период мастер открывает для себя выразительную силу экспрессионизма. В начале 1930-х Кузнецов создает работы, поражающие своей яркостью и гармоничностью цветовых сочетаний.

Его картины, такие как «Рыбаки на набережной Тюильри», «Мост Аустерлиц и рыбаки», «На берегу Сены», наполнены насыщенными цветами и комбинациями оранжевого, зеленого и бирюзового. Эти изменения в творчестве Кузнецова могут быть связаны с его личной драмой. После революции в России он решил не сдавать свой имперский паспорт и остался человеком без гражданства. Семья Кузнецовых потеряла свое имущество после национализации предприятия, а деньги, оставшиеся в российских банках, исчезли.

Французы стали негативно относиться к русским эмигрантам из-за экономического кризиса и конкуренции за рабочие места. Представителям русской интеллигенции приходилось искать низкооплачиваемую работу. Трагическим событием для семьи Кузнецова стала смерть его сына Александра, которого ласково называли Шурик.

Невзирая на испытания судьбы, Кузнецов продолжал усердно работать. В 1926-1927 годах совершил последние путешествия в Бретань, где создал пейзажи, передающие мимолетность эмоций. В 1934 году художник покинул просторные апартаменты на бульваре Монпарнас и переселился в скромную комнату на улице Буассонад. Последние годы его жизни были наполнены борьбой с нищетой, старостью и невзгодами. Однако он успел представить свои работы на Осеннем салоне 1936 года. Спустя два месяца, 30 декабря, в возрасте 73 лет художник скончался.

«Кузнецов – это старый боец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», – писал критик Франсуа Тьебо-Сиссон в 1932 году.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах