В редакцию «МК-Урал» обратились жители Невьянска, чьи дети занимаются в муниципальной художественной школе. С 4 ноября учреждение дополнительного образования работает без постоянного руководителя. У директора Оксаны Жидковой истек трехлетний трудовой договор, а конкурс на данную должность до сих пор не проведен. Уход директора показался удивительным, поскольку за последние годы в школе произошли значительные позитивные перемены: многие педагоги получили высшую и первую категорию, дети стали чаще участвовать в мероприятиях в других регионах. При этом при активном участии Оксаны Жидковой были реализованы многие проекты, получившие оценку на федеральном уровне.
Корреспондент «МК-Урал» связался с главой Невьянска Александром Берчуком, который подтвердил, что администрация как работодатель решила не продлевать срочный договор с директором. Чем обусловлено такое решение, и были ли претензии к работе Оксаны Жидковой, мэр отвечать отказался.
«Оксана Петровна, подписывая договор, соглашалась с тем, что он является срочным, а продлевать или не продлевать его, зависит от работодателя», – заявил Александр Берчук.
Кто станет новым директором, станет известно по результатам конкурса. Когда это произойдет, глава города ответить затруднился, пояснив только, что процесс уже запущен.
Бюрократический этикет
По словам Оксаны Жидковой, отказ в продлении договора для нее тоже стал неожиданным. Директором художественной школы она стала в 2015 году, а через год трудовой договор был пролонгирован сразу на три года, до 3 ноября 2019 года. Поскольку конкурс на должность директора не объявлялся, руководитель школы была уверена, что договор вновь будет продлен.
«30 октября я пришла к главе города за продлением договора, но получила отказ – рассказала корреспонденту «МК-Урал» Оксана Жидкова. – В ответ на мое удивление Александр Берчук заявил, что я якобы два года ни разу не приходила к нему, хотя я постоянно общалась и с его заместителем по социальной политике и с руководителями управлений культуры и образования».
Примечательно, что в вину Оксане Жидковой глава города поставил мероприятия, проводимые в Законодательном собрании и резиденции губернатора, в рамках которых были представлены проекты, реализованные учащимися и педагогами школы.
«С момента моего прихода мы изменили концепцию работы школы, стали уделять много внимания краеведению и патриотическому воспитанию, – отмечает Оксана Жидкова. – За это время мы представили проекты «Невьянская азбука», «Невьянские были». Завершающим стал проект «Знаменитые невьянцы». Работы детей и педагогов увидели десятки тысяч человек. Но Александру Берчуку не понравилось, что выставки в Заксобрании и резиденции мы проводили якобы без его согласия. Он так и сказал: «Почему вы меня выставили свадебным генералом?»
При этом Оксана Жидкова отмечает, что с момента избрания на должность главы Александр Берчук не проявлял интереса к деятельности школы и даже не пришел на юбилей образовательного учреждения.
«Весной этого года я решила встретиться с управляющим Горнозаводским управленческим округом Евгением Каюмовым, который еще будучи мэром Невьянска всегда поддерживал наши проекты – рассказывает Оксана Жидкова. – Встреча произошла в присутствии Берчука, и он был очень этим недоволен. Он посчитал, что я решила «перепрыгнуть через голову», хотя я только хотела поблагодарить управляющего за поддержку».
Случай с Евгением Каюмовым, как считает Оксана Жидкова, сыграл не последнюю роль в ее увольнении.
«Когда глава отказал мне в продлении договора, я прямо спросила, есть ли ко мне претензии профессионального плана, – отмечает Оксана Жидкова. – Он сказал, что нет. Более того, я, по его словам, задала вектор развития школы. Видимо, все упирается в нарушение определенного бюрократического этикета. Александр Берчук даже подписал мне положительную характеристику, но куда с ней идти я не очень понимаю, поскольку у меня предпенсионный возраст, и работу найти будет крайне сложно».
Крючок срочного договора
Беспокоит Оксану Жидкову не только ее собственное будущее, но и то, как будет развиваться школа в дальнейшем.
«За время моей работы ученики стали принимать участие в конкурсах и выставках за пределами Свердловской области: в Казани, Суздале, Владимире – рассказывает Оксана Жидкова. – Проект «Невьянская азбука» стал лауреатом Всероссийского образовательного форума 2016 года, а проект «Невьянские были» – победителем Всероссийского конкурса «Маленький принц». Удастся ли новому руководителю продолжить начатое? Сложно сказать».
По информации «МК-Урал», новым руководителем школы может стать Валерия Устьянцева. Ее отец Сергей Коротаев на протяжении 30 лет был директором школы, занимая эту должность до прихода Оксаны Жидковой. Уйти с работы ему пришлось из-за выявленных нарушений: в должности заместителя работала его супруга Светлана Коротаева, что запрещено законом.
«Кстати, когда Александр Берчук отказался продлевать мой договор, он прямо сказал, что мой предшественник уже все пороги обил», – отмечает Оксана Жидкова.
О сложившейся ситуации Оксана Петровна написала в заявлении на имя городского прокурора
«Считаю, что контракт со мной должен быть заключен или пролонгирован, – говорится в документе. – Меня же оставили без возможности трудиться в предпенсионном возрасте, нарушив мои конституционные права и нормы устава МБУ ДО «Невьянская детская художественная школа».
Помимо прокуратуры Оксана Жидкова обратилась и в суд с требованием восстановить ее в должности. Впрочем, шансов на это очень мало. Формально само по себе истечение срочного трудового договора уже является основанием для увольнения, и, к сожалению, такой инструмент зачастую делает работника крайне зависимым от воли работодателя.
Особенно это касается бюджетной сферы, где практика заключения срочных трудовых договоров является повсеместной. Иногда, это оправдано, поскольку руководитель унитарного предприятия или бюджетного учреждения действительно должен доказывать эффективность своей работы. Но в случае с Оксаной Жидковой остается закономерным вопрос: почему при наличии положительной характеристики, подписанной главой города, этот же самый глава города не считает возможным пролонгировать договор? Вероятно, ответ лежит в сфере не права, а морали.
«МК-Урал» продолжит следить за развитием ситуации