Как сообщал «МК-Урал», организатором поездки журналистов в Дагестан выступил президент ассоциации «Центр межконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» Сергей Павленко. В прошлом материале (читать здесь) мы рассказали о поездке в Буйнакск, где состоялась встреча ныне проживающего в Екатеринбурге героя России Сергея Воронина с новобранцами 136-й гвардейской мотострелковой бригады. Вместе с военнослужащими мы почтили память бойцов, павших во время вторжения боевиков в Дагестан в августе 1999 года, и мирных жителей Буйнакска, погибших в результате теракта в сентябре того же года.
Вместе с нами в этих мероприятиях принимал участие Нурбаганд Нурбагандов, отец лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова, погибшего четыре года назад. 9 июля 2016 года возле села Сергокала группа людей, называющих себя сторонниками «Исламского государства» (деятельность запрещена), напали на группу отдыхавших местных жителей. Среди них оказались юрисконсульт вневедомственной охраны Магомед Нурбагандов и его двоюродный брат Абдурашид Нурбагандов. Абдурашида боевики застрелили на месте за попытку защитить малолетнего родственника, а Магомеда, у которого с собой было служебное удостоверение, вывезли в лес.
Террористы засняли убийство лейтенанта Нурбагандова на видео. Перед выстрелом от полицейского потребовали обратиться к коллегам с призывом уйти со службы. Вместо этого Магомед произнес «Работайте, братья!». После того как обстоятельства гибели братьев Нурбагандовых получили огласку, многие полицейские по всей России стали выкладывать в соцсети фотографии с надписью «Работаем, брат». Флешмоб российских коллег поддержал даже офицер полиции Нью-Йорка Крэйг Поттер, узнавший о гибели лейтенанта Нурбагандова из СМИ. Указом президента России Магомед Нурбагандов посмертно удостоен звания Героя России, а Абдурашид Нурбагандов – ордена Мужества.
Любимый спорт героя
Вполне понятно, что в Дагестане к подвигу братьев Нурбагандовых относятся особенно чутко. В этом мы смогли убедиться лично. После мероприятий в Буйнакске мы направились в Махачкалу, в Дагестанский государственный университет. Именно юридический факультет этого вуза закончил Магомед Нурбагандов, причем с красным дипломом.
В день нашего приезда в вузе состоялось торжественное открытие очередного сезона футбольной лиги ДГУ, розыгрыши которой с недавних пор посвящены памяти братьев Нурбагандовых. С приветственной речью выступил ректор Муртазали Рабаданов.
«К сожалению, в этом году мы не смогли провести многие наши традиционные мероприятия, – сказал Муртазали Хулатаевич. – Но турнир мы решили обязательно провести, чтобы ребята поддерживали себя и показывали, на что они способны. Я хочу пожелать азартной игры, пусть победит сильнейший».
15 коллективов с разных факультетов до конца года определят сильнейшую команду университета. Первый символический удар по мячу нанес Нурбаганд Магомедович.
«Мне очень отрадно, что памяти Магомеда и Абдурашида посвящен именно футбольный турнир, – сказал отец героя России. – Потому что они буквально горели футболом. Часто, приходя вечером после службы домой, Магомед собирал вещи, и они с Абдурашидом ехали за 18 километров от села, где располагалось футбольное поле, и играли там до ночи. И я рад, что здесь участвует юридический факультет, который закончил Магомед».
Слова приветствия участникам произнесли и гости из Свердловской области.
«На Урале знают о подвиге братьев Нурбагандовых и гордятся ими, – отметил Сергей Павленко. – У нас второй год проводятся посвященные им мероприятия. И мы горды тем, что эти люди не испугались нелюдей и остались до конца мужчинами».
Пример в учебе и жизни
После церемонии в ДГУ мы направились в Сергокалу, родное село братьев Нурбагандовых. Но произошло это не сразу: Нурбаганд Магомедович не мог перед отправлением не показать нам достопримечательности республиканской столицы, в том числе Центральную Джума-мечеть, построенную по образу знаменитой Голубой мечети Стамбула, а также памятник Русской учительнице, который воздвигнут в знак благодарности не только педагогам, но и представителям других интеллектуальных профессий, переехавших из центральных регионов России в Дагестан.
Спустя некоторое время мы все же покидаем Махачкалу и движемся в сторону Сергокалы. Между республиканской столицей и районным центром – 76 километров. Сегодня путникам ничто не мешает наслаждаться горными пейзажами, но еще несколько лет назад все было иначе. По словам Нурбаганда Нурбагандова, из-за действий боевиков дорога была настолько опасной, что жителям Сергокалинского района приходилось делать огромный крюк.
В Сергокале мы в первую очередь направились в среднеобразовательную школу № 2, которую в 2002 с золотой медалью окончил Магомед Нурбагандов. Теперь во дворе школы установлен памятник: бюст лейтенанта Нурбагандова и звезда с надписью «Работайте, братья!». Именно возле памятника в день нашего приезда и прошла торжественная церемония, в которой приняли участие педагоги и ученики школы, а также участники движения «Юнармия».
Заместитель директора по воспитательной работе Индира Абдурагимова в первую очередь предоставила слово гостям из Екатеринбурга.
«Вам выпала тяжелая, но почетная миссия – учиться в школе, которая носит имя Магомеда Нурбагандова, – обратился к детям Сергей Воронин. – Это большая ответственность перед героем России и его родителями. Пусть он будет для вас примером в учебе и жизни, а из этой школы будут выпускаться лучшие жители Дагестана и Российской Федерации».
Сергей Павленко отметил, что о подвиге Магомеда Нурбагандова узнал в то время, когда сам был бойцом спецподразделения.
«Я для себя сказал: я хочу побывать в Дагестане, хочу познакомится с его родителями. И вот мы сейчас здесь, и я хочу пожелать вам жить в мире, будьте счастливы и живите добром».
В свою очередь Нурбаганд Нурбагандов поблагодарил гостей не только за приезд в Дагестан, но и за организацию прошлогодней поездки в Екатеринбург.
«Это был очень достойный прием, – рассказал Нурбаганд Магомедович. – Где мы только не были: встречались со школьниками, кадетами, суворовцами, работниками органов внутренних дел».
Школьные годы
После минуты молчания и возложения цветов к памятнику нас пригласила в учебный класс тетя героя России Разият Нурбагандова, которая была и его классным руководителем.
«Когда меня назначили классным руководителем пятого класса я предложила Магомеду, который учился в школе № 1, перевестись к нам, – вспоминает Разият Магомедовна. – Он сразу влился в коллектив, стал лидером класса, организовал футбольную команду. Ни одно мероприятие не обходилось без Магомеда. И учеба ему тоже давалось легко. Мы с коллегами называли его ходячей энциклопедией».
К нашему разговору присоединяется Индира Абдурагимова, которая помимо работы заместителем директора преподает обществознание.
«Если бы в те годы были всероссийские олимпиады по нашему предмету, первое место было бы в наших руках, – говорит Индира Магомед-Саидовна. – Я готовила его к поступлению в университет, и достаточно было один раз что-то сказать – он тут же это запоминал».
О событиях четырехлетней давности Разият Нурбагандова по-прежнему не может говорить без слез.
«Я ведь тоже часто выезжала с ними на природу, – рассказывает Разият Магомедовна. – Раньше об этом речи вообще быть не могло. Но в последние годы стало немного безопаснее, и мы стали выбираться семьей в лес. В тот день я не поехала, потому что провожала мужа на курорт. Магомед хотел меня забрать из Махачкалы, но я его отговорила, сказала, что сама доберусь. А утром я узнала, что случилось. Очень страшное утро».
«Магомед и Абдурашид ушли от нас, не посрамив род»
После посещения школы Нурбаганд Нурбагандов пригласил нас к себе домой. Разговор с отцом героя мы публикуем полностью.
– Нурбаганд Магомедович, как в детстве Вы воспитывали Магомеда?
– Я бы сказал, что каких-то шаблонов в воспитании на Кавказе нет. Но в любом случае надо исходить из того, что ты являешься примером для ребенка, и он воспроизводит то поведение родителей, которое видит в детстве. Поэтому мы с женой старались никогда не кричать при детях и быть вежливыми. И Магомед вырос таким: всегда здоровался с соседями, любил своих сестер, своих детей. Мне иногда кажется, что он как будто предчувствовал что-то и хотел отдать людям побольше добра.
– Почему Магомед пошел работать в правоохранительные органы?
– Магомеда еще на пятом курсе звали работать в ФСБ. Он бы великолепно справился с работой: у него была феноменальная память. Но Магомеду тогда это было неинтересно: он хотел работать в судебной системе, но для этого нужен был стаж, и Магомед пошел работать к другу в частную фирму юрисконсультом. Шло время, а пробиться в суд ему не удавалось. Тогда Магомед решил все-таки попробовать поработать в органах и поступил во вневедомственную охрану.
– Никогда не задумывались над тем, что бы было, если бы Магомед выбрал другую профессию?
– Нет. Это был его осознанный выбор. Ничего не поделаешь: все люди смертные. Кому-то 31 год дается на земле, кому-то 90 лет. В любом случае я как отец и дядя горжусь, что Магомед и Абдурашид ушли от нас, не посрамив род.
– Насколько известно, бандиты, убившие Магомеда и Абдурашида, были из села Избербаш, до которого всего 21 километр. Как получается, что одни молодые люди идут в полицию, а другие – в бандиты?
– Многие из тех, кто пошли в бандиты, выросли на наших глазах. Двое или трое ходили в садик с моей старшей дочерью, один – с Магомедом. Это люди, которые не состоялись ни в учебе, ни в спорте, ни в других сферах. Таких людей легко вербовать: для них камуфляжная форма и автомат становится воплощением силы, которой у них никогда не было. Но они как были трусами, так ими и остались. Они только исподтишка и умеют нападать.
– Почему, на Ваш взгляд, в свое время терроризм распространился по территории Кавказа?
– Корни всего этого идут из Саудовской Аравии, откуда проникли лжепроповедники, которые начали нашей молодежи объяснять, что тот ислам, которые исповедовали предки неправильный, что жить надо не так. Конечно, большая часть народа им никогда не верила: гнали их с порога. Хотя в соседнем селе чуть ли не 80 % подались на их речи.
– А почему? То село беднее?
– Не сказал бы. Очень даже неплохо жили по сравнению с другими. Но оттуда многие ехали в Хадж и оседали там на учебу, а потом вернулись обратно проповедовать.
– На ваш взгляд, то что произошло четыре года назад, повлияло на общую обстановку в республике?
– Думаю, да. Народ воодушевился, увидев, что поступок наших мальчиков отметили на самом высшем уровне. Такую школьную линейку, какая была сегодня, три-четыре года назад никто бы не осмелился собирать. Да и молодежь теперь охотнее идет в полицию. На лес больше не смотрят.
Время нашего тура подходило к концу, но Нурбаганд Магомедович не мог отпустить нас, не свозив в древнейший город страны Дербент. В 2015 году широко отмечалось 2000-летие города. Несмотря на то что Дербент вошел в состав России только в 1813 году здесь можно увидеть развалины дома, в котором еще за сто лет до этого останавливался Петр I. Но главная достопримечательность – это, конечно, цитадель Нарын-Кала, включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
У ворот древнего сооружения нас встретил начальник экскурсионного отдела архитектурно-археологического комплекса Керим Рамазанов. Керим Магомедович может часами рассказывать об истории цитадели и всего Дербента, причем его рассказы благодаря оригинальной подаче информации нисколько не утомляют.
Яркой завершающей нотой нашего тура стал ужин в комплексе «Лесная усадьба», где мы не только попробовали лучшие блюда из кухни народов Дагестана, но и обсудили различные вопросы, касающиеся работы общественных организаций двух регионов. За ужином к нам присоединились начальник управления социальной защиты населения Дербентского района Шамиль Ханмедов и председатель районного отделения организации «Боевое братство» Камалетдин Рамазанов.
Всего за три дня мы успели познакомиться со многими людьми: военнослужащими, педагогами, общественными и политическими деятелями и даже с представителем законодательной власти республики – депутатом Народного Собрания Ахмеднаби Магомедовым. И всех их хотелось бы поблагодарить за теплый прием и настоящее кавказское гостеприимство. Каждая встреча за время нашего визита напоминала нам о том, что какими значительными ни были культурные различия между жителями Урала и Кавказа, общенациональные и общечеловеческие ценности связывают нас гораздо сильнее.