У 72% техники истек срок эксплуатации
Информационный час на заседании гордумы Екатеринбурга 26 января вылился в жаркие дискуссии и сильно ушел за отведенное время. Причина в том, что на повестку вынесли качество уборки города после снегопадов. Жители столицы Урала в последние недели жестко критиковали администрацию за качество работ, указывали на отсутствие техники на дорогах в городе, который утопает в снегу так, что сложно пройти и проехать.
Отвечать за качество уборки дорог пришлось заместителю главы по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Алексею Бубнову. Сначала он обозначил масштабы работ. Общая площадь дорог, которые содержатся за счет бюджета, – 15 млн квадратных метров, площадь тротуаров – 4,97 млн кв. м, площадь остановок – 94 тыс. кв. м. Общая протяженность дорог, которые содержит муниципальное образование, – полторы тысячи километров.
Уборкой города в зимний период занимается 412 единиц техники. Из указанного количества 72% – техника с истекшим сроком эксплуатации. Наиболее масштабное обновление парка произвели в 2012 году. Тогда при поддержке средств областного бюджета на эти цели было выделено 600 млн рублей. В последний год на приобретение техники направлено 140 млн рублей. На эти средства куплено 22 единицы техники и 6 единиц дополнительного навесного оборудования.
– Несмотря на вливания, темпы обновления парка техники остаются на низком уровне, – сказал Алексей Бубнов. По его мнению, это не позволяет переводить парк на новую технику и проводить реновацию существующей.
Штатная численность дорожно-эксплуатационных учреждений города составляет 1470 человек. Из них 846 водителей и механизаторов, 405 дорожных рабочих и так далее. Постоянно имеются вакансии – на текущий момент 87. Работников не хватает.
Уборка снега в городе предусматривает перемещение его на полигоны. Их общей площади недостаточно для складируемого снега. При этом только один снегоприемный пункт оборудован в соответствии с требованием экологического законодательства. Обустройство данного полигона обошлось бюджету в 46 млн рублей.
– По информации ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», с начала зимнего периода 2020/2021 годов выпало 74 миллиметра осадков. Ежедневно на снежные полигоны вывозится 11,6 тысячи тонн снега. За истекший период вывезли 442 тысячи тонн снега, – сказал Алексей Бубнов.
Далее он обозначил главные, по его мнению, проблемы: высокая заболеваемость сотрудников дорожно-эксплуатационных учреждений (на январь 2021 года – 101 водитель и механизатор), мешающий уборке припаркованный транспорт, недобросовестное исполнение муниципального контракта частными компаниями (заявка на 20-25 самосвалов в сутки, а работают только 10). Среди решений: новые пункты приема снега, круглосуточный диспетчерский пункт, контролирующий работу техники, обновление парка, новые сотрудники.
ГОСТ виновен?
Далее слово предоставили депутатам. Тимофей Жуков поинтересовался, почему такой большой износ уборочной техники и что предпринимается, чтобы выделялись дополнительные средства.
– В бюджете, который принимался в 2020 году, обновление [техники] фактически не предусмотрено, только ремонт. Но есть договоренность [врио главы Екатеринбурга] Алексея Орлова и [губернатора] Евгения Куйвашева на 500 млн рублей. Мы рассчитываем, что при балансировке областного бюджета нам деньги дадут, – ответил Алексей Бубнов.
– Во время снегопадов город завяз в заторах, пробках, повышалась аварийность. Многие связали это с тем, что город не вовремя был убран, – продолжил Тимофей Жуков.
– Я скажу как есть. Этот ГОСТ [по уборке снега], на который ссылаются все надзорные органы, утвержден в 2017 году и утвержден на всей территории Российской Федерации – от Краснодара до Владивостока. У нас любой финансовый документ должен быть обеспечен финансированием, но никто нам финансирование под этот ГОСТ не дал. Согласно этому ГОСТу, очистить проезжую часть мы должны за 6 часов, – ответил замглавы. – На моей памяти за трехлетнюю работу замглавы такой снегопад первый раз. Выпало много осадков, резко поменялась температура. Перестал работать противогололедный материал. Плюс к этому был вечер пятницы, много машин. Весь снег ушел в накат, а с накатом нашей технике не справиться за шесть часов.
По его словам, основная работа по уборке города от снега ведется с восьми вечера до восьми утра. Если снегопад закончился в 6-7 утра, то его смогут убрать только спустя 12 часов.
– Пробки на улице города у нас навсегда. Мы ничего с ними сделать не сможем. Потому что в 2018 году были введены по ГОСТу пешеходные фазы. Мы уже порядка 200 светофоров перевели в пешеходные фазы, что снижает интенсивность автомобильного движения, – добавил замглавы.
Также он считает, что если делать все по ГОСТу, то только на содержание дорожной сети Екатеринбурга без ремонта необходимо 2,3 млрд рублей в год.
Отвечая на вопрос другого депутата, он уточнил, что необходимо 2,5 млрд рублей для доведения уборочной техники Екатеринбурга до нормального состояния. В течение пяти лет это можно сделать, если выделять по 0,5 млрд рублей ежегодно.
– Мы при принятии бюджета [на 2021 год] вас спрашивали, глав, а хватит ли денег на уборку, справитесь ли? Вы отвечали, что да. Прошло два месяца. И что? – спросил депутат Роман Ступников.
– Я напоминаю, что у нас бюджет дефицитный. Сколько пива, столько песен, – ответил Алексей Бубнов. – Что вы хотели от меня услышать? Чтобы были деньги, их надо откуда-то взять. А где их найти? У нас 70% идет на социальные нужды.
– Я не говорю, что эти деньги надо забирать у садиков и школ. Но, когда принимали бюджет, никто не знал, что техника в плохом состоянии? Вы уж говорите нам об этом, чтобы мы начинали искать деньги, – добавил Роман Ступников.
Мешающиеся машины
Владимир Стругов поинтересовался, как мэрия решает проблему брошенного транспорта, мешающего уборке. По словам замглавы, администрация Екатеринбурга была одним из инициаторов законопроекта, позволяющего убирать брошенные машины. Сейчас такая инициатива разрабатывается на федеральном уровне.
Также мэрия собирается взять вывоз припаркованных с нарушением ПДД машин под свой контроль. По словам Алексея Бубнова, данное решение приняли неделю назад на совещании под руководством врио главы Алексея Орлова.
– У нас есть свои эвакуаторы в Центре организации движения. Мы хотим создать муниципальную стоянку, есть у нас соответствующий участок на улице Гурзуфская. Необходимо подать заявление, получить лицензию и вывозить машины муниципальными эвакуаторами. Вроде бы ГИБДД на это идет, – сказал Алексей Бубнов.
В последнее время, по его словам, нарушившие ПДД машины вывозят все реже. На сегодняшний день ежедневно вывозится 20 машин с улиц города, хотя ранее доходило до 250 машин.
– Получается, как уборщица, убирающая в зале, где есть люди. Мы каждого человека обходим с этой тряпкой, а кто-то еще пытается на тряпку наступить. Могу видео показать, где идет шесть уборочных машин, а водители других пытаются еще между ними влезть. У горожан не хватает культуры, – добавил замглавы.
Поблагодарите уборщиков
Депутат Александр Колесников напомнил, что вывоз снега – затратная процедура. Раньше его скидывали на часть тротуара и оставляли там до весны.
– Мы возим снег – это все равно, что мы воздух возим. Также это дает почву для злоупотреблений на местах. Как проконтролировать, сколько снега вывезено? А деньги потрачены! Я знаю столицы субъектов в России, где снег не вывозится, – сказал Александр Колесников.
Алексей Бубнов все-таки считает, что вывозить снег нужно. Он предложил депутатам весной съездить на полигон и увидеть, какая грязь остается от снега после таяния. Часть из этого могла быть в легких горожан.
– Сейчас коммунальщиков по башке бьют. Хотя этим людям, работающим за небольшую зарплату, надо говорить «спасибо»! Давайте их поблагодарим, вручим благодарности от депутатов. А сейчас как происходит? Только снегопад начался, приехал инспектор и оштрафовал мастера, допустим, на 10 тысяч. При зарплате в 30 тысяч он скажет: «Да пошли вы!» Он уволится. Где человека на это место взять? Может быть, не контролировать надо, а помогать, – заявил Алексей Бубнов.
Он считает, что горожан нужно пересаживать на общественный транспорт, что уменьшит пробки, число машин на обочине, улучшит экологическую ситуацию. Но сначала необходимо привести в порядок общественный транспорт. По его словам, в результате работы удалось попасть в пилотный проект «Безопасные и качественные дороги». Всего 13 городов России получают федеральные средства на эти цели. В прошлом году куплено 57 автобусов, в этом году купят 60. Также Екатеринбург попал в число пяти городов, которым федерация планирует выделить средства на электротранспорт.
Нужны фамилии виноватых
Депутат Дмитрий Сергин был наиболее критичен к работе администрации Екатеринбурга в плане уборки города от снега. Он считает, что виноваты не обстоятельства, которые обозначил Алексей Бубнов, а конкретные чиновники.
– Сегодня я услышал, что виноват снег, автолюбители, ГИБДД, подрядчики, низкая культура. Вспоминаю Сократа: «Кто хочет, ищет способ, кто не хочет, ищет оправдания». Александр Высокинский говорил, что у проблемы всегда есть решение. Нужно понимать, кто виноват: главы районов, заместители глав районов, заместители главы города. Кто за это отвечает? Мне сейчас люди пишут, что на Ботанике дорога завалена снегом – уборочных машин нет, – сказал Дмитрий Сергин. – Парковка возле Зеленой рощи. Ночью там ни одной машины не было, но никто не пошевелился там убрать. Что, у нас снега стало больше выпадать? Фамилия должна быть ответственного.
Он напомнил, что в 2018 году, принимая бюджет на 2019 год, представители администрации Екатеринбурга говорили, что каждому району дополнительно выделено по 100 миллионов рублей, в том числе на закупку техники. Также было в 2019 и 2020 годах.
– Три года мы выделяем на обновление техники и сегодня мы узнаем, что 70 с лишним процентов [техники] в негодном состоянии. Мы на что тогда выделяли деньги? Были времена, когда в городе было чище, – сказал Дмитрий Сергин.
– Когда, Дмитрий Рифович, когда? Назовите дату, а я вам скажу, сколько техники тогда работало, – перебил его Алексей Бубнов.
– Я выступаю, не надо меня перебивать. Пять лет назад было лучше. Не надо меня комментировать, – почти с криком сказал Дмитрий Сергин. – Снегопад был 10 дней назад, прокатитесь по городу, почитайте соцсети. Ничего не сделано!
– Вы уверены, что последний снегопад был 10 дней назад? А по-моему, два дня назад, – парировал Алексей Бубнов.
– Там чуть-чуть подсыпало. Мне кажется, успокаиваться нельзя. Явно недоработка существует, – считает Дмитрий Сергин. – Сегодня в городе уборка хромает, и нужно искать способы, чтобы ситуацию исправить.