Освоение денег без фиксации и наблюдения
28 декабря 2021 года гендиректор ООО «Торгово-строительная компания «Стройресурс» Валерий Раев и директор МКУ «Управление городским хозяйством» Андрей Вавилов подписали муниципальный контракт № 106А-21 на содержание автодорог общего пользования местного значения, искусственных сооружений и элементов обустройства в микрорайоне Гавань. Стоимость контракта – около 16 млн рублей.
Депутаты, общественники, СМИ неоднократно обращались в Администрацию РГО и в прокуратуру с жалобами на качество уборки улиц от снега зимой, а грязи и пыли – летом. Ответы были похожи на отписки.
У общественности есть основания сомневаться в работе компании Раева не только из-за неубранных улиц, но и по причине отсутствия контроля и надзора над подрядчиком со стороны МКУ «УГХ» – вопреки условиям контракта.
Подпункты к., л., м. пункта 4.1.3 контракта обязывают подрядчика установить систему ГЛОНАСС/GPS на всю технику и транспорт, используемые при работах. Полученные данные о расположении и перемещении техники и ТС исполнитель должен был направлять МКУ «УГХ». Также подрядчик был обязан осуществлять фотофиксацию результатов работ и направлять фото на адрес МКУ «УГХ» mkyygh@yandex.ru.
При разборе различных нареканий по качеству обслуживания улиц компанией Раева в летний и в зимний периоды депутатам не представляли данные наблюдения за строительной техникой по ГЛОНАСС/GPS или материалы фотофиксации. Также настораживает позиция директора МКУ «УГХ» Андрея Вавилова в ходе общения с депутатами на заседании комиссии в декабре 2022 года.
«Здесь никакой навигации, ГЛОНАСС, фото-, видеофиксации, – рассказал «МК-Урал» заместитель председателя Режевской Думы Александр Алферьев. – В декабре на одной из комиссий возникал вопрос по увеличению стоимости контракта на содержание дорог, которое опять у нас пошло. И тут же – по поводу фото- и видеофиксации: когда она уже у нас будет. На что начальник УГХ сказал, что на следующий год мы все это предусмотрели. И ни слова не сказал о том, что уже в этом году это было (в контракте. – Прим.) и должно быть предусмотрено. Это же 44-й ФЗ, все уже должно было исполняться».
«На 2022 год, который закончился и полностью оплачен, все было предусмотрено контрактами – и система ГЛОНАСС, и фотофиксация, эти данные должны предъявляться перед оплатой, – подчеркивает депутат Режевской Думы Евгений Сурнин. – На основании чего они произвели оплату? При предъявлении справки по форме КС-3 ничего этого нет. Пусть меня убедят, что директор УГХ добросовестно заблуждался, пусть меня попытаются убедить, что это не мошенничество!»
При попытке депутатов выяснить, как подрядчик и МКУ «УГХ» контролируют уборку снега, им заявили, что с помощью подсчета кучек снега. «Это даже не прошлый век, а какая-то глупость!» – возмущается вице-спикер Александр Алферьев и отмечает, что вопросы к подрядчику были и в летний период – по тысячам тонн щебня, которым якобы выравнивали дороги.
«Там тоже не было никакой фото- и видеофиксации, – вспоминает Александр Алферьев. – Депутаты ездили, пресса и спрашивали: где все эти «КамАЗы» щебня. Было видно, что никаких работ не было по отсыпке. Мы говорили: предъявите документы. А вообще нам должны были предъявить фото-, видеофиксацию и данные по навигации. Если бы у подрядчика и у УГХ это было, вопросов бы не возникло».
С кем гуляет прокурор
Не первый раз возникают вопросы к качеству работы режевского прокурора Николая Удалова, со стороны которого так и не поступила адекватная информация о контроле исполнения контракта, о сделанных выводах и принятых по закону мерах в отношении МКУ «УГХ», Администрации РГО и ТСК «Стройресурс».
Почему городской прокурор не призвал к ответственности стороны муниципального контракта, если условия исполнены не были, но деньги из городской казны поступили подрядчику? Может, пора задавать вопросы об ответственности по закону самого Николая Удалова?
При этом не стоит забывать, что неактивная позиция городской прокуратуры идет на пользу не какому-то случайному юрлицу. Речь о компании Валерия Раева, с которым прокурор Николай Удалов тайно встречался в лесу на берегу пруда вечером 14 сентября.
«У них сейчас грубейшее нарушение контракта, если это не соблюдалось, а деньги выплачивались, – подчеркивает депутат Евгений Сурнин. – Он (Андрей Вавилов. – Прим.) уходит от разговора за 2022 год. Они не могут доказать объем, который оплатили. Чем они его докажут? Кучками? Мы ездили с ними, они нам пытались показать кучки снега, щебень разровненный на дорогах, которого там не было. Я им сказал: все делается просто, если вы не предъявляете систему ГЛОНАСС и фотофиксацию, тогда предъявите оплаченный щебень на тысячу тонн и перевозчика, бесплатно никто возить не будет. Покажите платежные документы! Вавилов нам на это сказал: мы не обязаны это делать. Прокурор сидит и все это слушает. Что может прокурор сделать, если он с Раевым на берегу гуляет! Я их там лично отловил, и Раев удрал. Почему мы должны выполнять работу правоохранительных органов? Почему мы им факты выкладываем, а они отворачиваются? Значит, так надо, пусть воруют дальше?»
Суммы растут... незаметно
На фоне скандала вокруг исполнения контракта на 2022 год выглядит крайне странным упорное продолжение сотрудничества мэрии с компанией Раева.
ООО «ТСК «Стройресурс» в конце декабря уже официально получило два контракта на содержание дорог местного значения и искусственных сооружений в Привокзальном и в Гавани на общую сумму более 8 млн рублей. Но депутаты говорят, что эти данные на сайте госзакупок – пока только малая часть средств, обещанных компании Валерия Раева.
В декабре при обсуждении бюджета озвучивали расходы только на содержание Гавани на 24-25 миллионов. Народные избранники полагают, что огромная сумма дойдет до подрядчика частями, чтобы не привлекать повышенного внимания жителей. К сожалению, это звучит правдоподобно, если учесть, что за последние десять лет оплата работ компании Валерия Раева выросла примерно в десять раз.
Как Валерий Раев шел к успеху
Контакт на уборку и техобслуживание улиц и внешнее благоустройство микрорайонов Гавань и Привокзальный ООО «ТСК «Стройресурс» Валерия Раева на 2012 год осуществляло за 5,4 миллиона рублей.
В 2012 году в результате выборов в Режевскую Думу прошло значительное количество ответственных депутатов, которые защищали бюджет от необоснованных трат и контролировали чиновников. Валерий Раев тогда тоже прошел в гордуму и на заседаниях поднимал вопрос об увеличении расходов на дороги. Депутаты предлагали ему обосновать просьбы, но этого не произошло.
В 2013 году благодаря депутатам действовали адекватные расценки на уборку улиц, которые позволили направить значительные средства на благоустройство и капремонт в городе. Тогда впервые удалось провести капремонт дорог за счет местного бюджета.
Раеву и ТСК «Стройресурс» тогда пришлось работать по адекватным ценам. Например, в декабре 2012 года был заключен контракт на санитарное содержание, техобслуживание и благоустройство парковых зон в Гавани, Привокзальном и на Семи Ветрах за 1,5 миллиона рублей.
Когда в 2016 году главой Администрации РГО стал Владимир Шлегель, шансы на поблажки от горадминистрации для Раева еще сильней уменьшились, в этот период он был незаметен в Реже.
Возвращение Раева в сферу освоения бюджетных средств произошло в 2019 году, когда новым главой РГО стал депутат Иван Карташов. По «счастливому» совпадению с этого момента вознаграждения ТСК «Стройресурс» резко выросли.
Например, по контракту от декабря 2019 года на содержание автодорог и искусственных сооружений в одном микрорайоне Гавань ТСК «Стройресурс» причиталась солидная сумма в 12,5 млн руб. А контракт на 2022 год, как мы уже выяснили, стоил еще дороже – около 16 млн руб.
Вряд ли кто-то откажется зарабатывать больше. Но не у каждого зарплата за схожую работу с 2013 года выросла в 10 раз. Казалось бы, в коммерческом секторе таких чудес не бывает, особенно в такой его консервативной части, как исполнение муниципальных контрактов. Однако Раеву при поддержке Администрации РГО не только удалось получить круглую сумму, да еще и много работать не пришлось.
Некачественное содержание дорог
Массу нареканий общественности, депутатов и СМИ вызвала работа ТСК «Стройресурс» Раева по содержанию дорог в микрорайоне Гавань в 2020 году, за которую было уплачено почти 13 млн рублей.
В зимний период улицы в Гавани были покрыты толстым слоем спрессованного снега, ситуацию для автомобилистов ухудшала глубокая колея, даже в тех местах, по которым на работу приходилось ездить самому мэру Ивану Карташову.
Летом на этих дорогах принципиально лучше не стало: здесь частично уложили асфальт, но сделали это так криво, что дорога стала похожа на стиральную доску. Кроме того, депутатская проверка показала, края колей почти не обрабатывались (например, на пересечении Костоусова и Чапаева), максимальная глубина фрезерования составила 20 мм (измерял депутат Режевской Думы Евгений Сурнин), хотя по смете асфальт должен быть 50 мм. Были и другие дефекты.
Позже по результатам обращений депутатов мэрия сообщила, что часть недостатков исправлена, но основные дефекты так называемого ремонта устранены не были (для исправления нужно было фактически перекладывать асфальт заново, этим никто заниматься не стал).
Подобных примеров работы компании Раева еще немало («МК-Урал» о них ранее писал). Иногда они выглядят анекдотично. Например, в сентябре 2020 года ООО «ТСК «Стройресурс» производило отсыпку щебнем улицу Гоголя. Работы оплатили, но при этом, согласно представленной МКУ «УГХ» схеме, прошла оплата даже за отсыпку на заасфальтированном участке улицы Гоголя.
Материал об этом неудивительном случае выпускала газета «Режевская Весть. Округ». Прокуратура на эту публикацию СМИ не отреагировала, как часто бывает в случае с критикой Администрации РГО и их традиционных партнеров, и даже не провела проверку.
Дети в опасности!
Мы закончим данный текст самым злободневным вопросом. Из-за низкого качества уборки улиц от снега на территориях, которые обслуживает компания Валерия Раева, создается угроза здоровью и жизни маленьких детей. Об этом уже не первый год заявляет вице-спикер Режевской Думы Александр Алферьев.
Некачественно очищенная проезжая часть покрыта скользким накатанным снегом, снег с дорог до конца не убран, а просто сдвинут к краям, в результате улицы заужены. Передвигаться по таким дорогам опасно, но это еще не все. Большая проблема в тех самых кучах, что подрядчик оставляет возле дорог. Эти кучи не только портят внешний вид города, но и несут опасность детям.
«Я задавал вопрос начальнику УГХ. Раньше он говорил, что снег должен убираться, а теперь – не уборка, а равномерное распределение снега вдоль улиц. Благодаря этой терминологии они разрешают подрядчику просто разгребать снег. Они нагребают кучи, которые потом тают до конца апреля», – говорит Александр Алферьев.
Наиболее крупные кучи, что подрядчик нагреб возле дорог (как в районе Гавань, около кафе «Среднеуральское»), создают опасность того, что дети используют их как горки, рискуя выкатиться под колеса автомобилей. Не зря ГИБДД в Екатеринбурге и других городах годами проводила операции «Горка» и добилась ликвидации подобных опасных объектов рядом с проезжей частью.
Особенно опасны кучи, что подрядчик с попустительства Администрации РГО нагребает возле остановок и пешеходных переходов. Когда маленькие дети идут в школы или другие учреждения по нерегулируемым переходам, снег скрывает их с головой и закрывает для них обзор проезжей части. В любой момент проезжающий по городу автомобилист рискует сбить неожиданно оказавшегося на дороге ребенка.
И все это – результат сотрудничества Администрации РГО Ивана Карташова с подрядчиком Валерием Раевым. Многолетнего, дорогого и почти бесконтрольного.
Фото: Новости Режа