Свердловским муниципалитетам стоит активнее использовать такую схему партнерства, как концессия. Об этом на прямой линии в конце 2023 года заявил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, комментируя проблемные ситуации в ряде муниципалитетов, где коммунальная инфраструктура находится в крайне изношенном состоянии. В отличие от аренды данный механизм носит долговременный характер: частное предприятие получает в пользование на десятки лет муниципальное имущество, беря на себя обязательства по вложению инвестиций в его развитие.
«Одними бюджетными деньгами и деньгами потребителей нам разово проблему не решить», – сказал тогда руководитель региона, пообещав, что сделает наличие концессионных соглашений критерием эффективности глав муниципалитетов.
В Свердловской области есть ряд успешных примеров решения многолетних коммунальных проблем через заключение концессионных соглашений. При этом речь идет о небольших городах, что особенно важно. Еще в 2020 году нынешний губернатор Тамбовской области Максим Егоров, в то время занимавший пост заместителя федерального министра строительства и ЖКХ, в интервью изданию «Коммерсантъ» отмечал, что компании, имеющие хорошую материальную базу, чаще всего интересуют только крупные города. В том же материале замминистра обращал внимание и на другую проблему:
«Пожалуй, один из главных барьеров – нежелание властей на местах, чтобы инвесторы приходили. Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты: договариваются на одних условиях, а потом завышают объемы потребления, препятствуют передаче имущества или согласованию инвестпрограммы».
Недопонимание между концессионером и городскими властями наблюдается и в Кушве.
Странное внимание к аварии
В конце апреля многие областные СМИ сообщили новость о том, что Свердловская область в лице губернатора Евгения Куйвашева привлечена в качестве третьего лица к рассмотрению арбитражного дела, где истцом выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Кушвинского городского округа, а ответчиком – ООО «Производственно-коммунальное предприятие Синергия». Данная компания в 2019 году заключила с муниципальными и областными властями концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения в Кушве. Теперь же муниципальные власти пытаются расторгнуть это соглашение через суд.
«Свердловская область привлекается к делопроизводству, потому что была одним из участников трехстороннего соглашения, это стандартный процессуальный момент, – прокомментировали новость в Департаменте информационной политики региона. – В ходе следующего заседания суд определил привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство ЖКХ Свердловской области».
Отметим, что СМИ поспешили связать расторжение договора концессии с проблемной ситуацией, которая возникла в Кушве в середине января 2024 года и которая оказалась в центре внимания как региональных изданий, так и областного правительства. Напомним, что в части города произошло снижение температуры в квартирах.
«ПКП Синергия» объяснило произошедшее следующим образом:
«В последние дни новогодних праздников технические специалисты «ПКП Синергия» обратили внимание на проблемы, связанные с горением газа в котельной и дисбалансом гидравлического режима. В связи с тем, что температура воздуха достигала 30 градусов мороза, остановить работу объекта в тот период не представлялось возможным. Было принято решение отложить проведение ремонта до улучшения погодных условий, которое наступило только 15 января».
Восстановление температурного режима, по данным компании, началось уже на следующий день после проведения ремонтных работ. Несмотря на это, в ряде СМИ и социальных сетях ситуация была преподнесена в духе «Кушва замерзает».
При этом о происходящем писали региональные и даже федеральные издания. Это наводит на предположение, что некоторые публикации в соцсетях могли быть частью спланированной кампании, рассчитанной именно на внимание СМИ, реально не знакомых с положением дел в городе. По имеющимся в распоряжении «МК-Урал» документам, за весь отопительный сезон 2023/2024 годов в Уральском управлении Ростехнадзора была зарегистрирована всего одна авария на системе теплоснабжения г. Кушвы. И это при экстремально низкой температуре воздуха, которая в некоторые дни доходила до значений 47-48 градусов ниже нуля.
Вопрос о расторжении
Впрочем, как бы то ни было, ситуация середины января 2024 года к судебному процессу не имеет отношения. Хотя бы потому, что слушания начались еще в прошлом году.
«МК-Урал» обратился за комментариями к начальнику КУМИ КГО Светлане Орловой. Светлана Владимировна от комментариев воздержалась, посоветовав обратиться в Правовое управление Администрации Кушвинского городского округа. Его руководитель Александр Божко заявил, что позиция муниципалитета заключается в том, что концессионер не выполняет взятые обязательства.
«Если говорить общими словами, то время идет, ничего не делается, становится только хуже», – сказал Александр Валерьевич.
Заявление звучит довольно громко. Особенно учитывая, что несколько лет назад руководство муниципалитета, напротив, отмечало большой объем работы, выполненный концессионером в рамках подготовки к отопительному сезону. А теперь получается, что якобы не делается ничего. Согласитесь, что для подобных утверждений хотелось бы знать о конкретных проектах и мероприятиях, оставшихся нереализованными.
Ознакомившись с исковым заявлением, мы не нашли в нем конкретики. КУМИ указывает на невыполнение условий инвестиционной программы без указания конкретных объектов (новых и модернизированных котельных, теплосетей, подлежащих ремонту и т. д.). Главным доказательством невыполнения обязательств чиновники называют получение муниципалитетом актов о неготовности к отопительному сезону в 2022 и в 2023 годах. При этом такая ситуация является довольно стандартной, когда Ростехнадзор выявляет недостатки, которые затем устраняются перед началом сезона.
В то же время в отзыве «ПКП Синергия» содержатся указания на конкретные мероприятия и на то, почему некоторые из них не удалось реализовать. Кроме того, в соответствии с приложением к соглашению срок внесения платы администрацией за выполненные работы установлен до 2020 года. Это лишает предприятие возможности получить заработанные средства. И этот пункт также нуждается в изменении.
Обращает на себя внимание и список приложенных к иску и отзыву документов. Если в иске значится всего четыре позиции (в том числе копия доверенности на представителя), то список ответчика включает более 60 документов, в том числе акты приема уже выполненных работ, переписку и т. д.
Возможные последствия
К чему может привести расторжение концессионного соглашения? Очевидно, что уход из города компании, которая в настоящий момент полностью обеспечена кадрами и запасом товарно-материальных ценностей, вынудит городские власти срочно искать замену.
Даже если это произойдет летом, последствия для жителей могут быть довольно тяжелыми. Любой человек, работавший когда-либо в сфере теплоснабжения, знает, что подготовка к новому отопительному сезону начинается сразу же после окончания предыдущего. Даже на то, чтобы выполнить необходимый минимум работ, времени очень мало. И передача хозяйства от одного субъекта к другому сделает этот срок еще меньше. Что уж говорить про ситуацию, если соглашение будет разорвано в течение отопительного сезона.
Следующий вопрос заключается в том, кому передавать хозяйство в случае вынужденного ухода нынешнего концессионера. С этим вопросом мы обратились к руководителю МКУ «Комитет жилищно-коммунальной сферы» Александру Шурыгину, но тот ограничился фразой «Мы будем действовать в рамках закона». Рассмотрим возможные варианты.
Напомним, что ранее теплоснабжением занималось МУП КГО «Теплосервис», которое было признано банкротом, а в 2022 году ликвидировано. Создать новое муниципальное унитарное предприятие не получится – в России действует мораторий на учреждение новых МУПов. Более того, реформа управления государственным и муниципальным имуществом предполагает почти полную ликвидацию МУПов до 2025 года.
Передачу котельных и теплосетей в какой-нибудь имеющийся МУП тоже сложно назвать выходом. На данный момент в городе нет предприятия, которое располагало бы необходимой материальной и кадровой базой для того, чтобы принять в пользование котельные и теплосети (а это опасные объекты, работать с которыми могут лишь люди, получившие соответствующее образование и/или прошедшие соответствующую подготовку).
Создание материальной базы, по приблизительным расчетам специалистов, обойдется в сумму порядка 700 млн рублей. И расходы лягут не только на бюджет Кушвинского городского округа (и, скорее всего, Свердловской области, которая будет вынуждена прийти на помощь муниципалитету), но и на простых граждан. По тем же расчетам, рост тарифов на тепло и горячее водоснабжение может составить от 15 до 20%.
Негативно на бюджете всех уровней и материальном положении конечных потребителей скажется и тот факт, что в случае разрыва соглашения концессионер будет требовать компенсации расходов. В прежние годы были выполнены мероприятия концессионного соглашения, в том числе магистраль по улице 8 Марта, а также различные проектные и изыскательные работы. При этом работы продолжаются ежедневно. Поскольку данные расходы компания «отбить» не успела, то закономерно, что она будет требовать компенсации, включая выпадающие доходы на 190 млн рублей.
Кроме того, деятельность МУПа сильно ограничена №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных закупок», выполняя требования которого, предприятия становятся довольно неповоротливыми. Из-за необходимости тратить время на проведение закупочных процедур, МУП фактически способен лишь поддерживать имущество, а Кушва нуждается в серьезной модернизации теплового комплекса.
Возможно, муниципалитет рассчитывает привлечь нового концессионера? Но, как уже говорилось, еще несколько лет назад на уровне федерального правительства было отмечено, что бизнесмены, желающие вкладывать средства в инфраструктуру малых городов, мягко говоря, в очереди не стоят. А разрыв соглашения с одной структурой по инициативе муниципалитета заставит потенциальных участников как следует подумать. Да и времени на проведение нового конкурса уйдет немало.
Наконец, последний оставшийся вариант – передача сетей в аренду. Но данный механизм рассматривается федеральным руководством как менее желательный по сравнению с концессией. Именно поэтому в 2022 году Госдума приняла закон, позволяющий в упрощенном порядке преобразовывать арендные договоры в концессионные.
Выход есть
Проанализировав вышеперечисленные варианты, мы приходим к выводу, что оптимальным выходом из ситуации является продолжение работы в рамках имеющегося концессионного соглашения. Такой позиции придерживаются и в «ПКП Синергия».
В то же время, в компании отмечают, что для выполнения всех прописанных в соглашении мероприятий необходимо внести в документ изменения. Данная позиция основывается на том, что уже после начала работы (а именно после первого отопительного сезона 2019-2020 годов) выяснилось, что в концессионном соглашении прописаны долгосрочные параметры регулирования тарифов, плановые значения которых не соответствуют фактическим. В результате, уже за первый отопительный период был выявлен небаланс по газу в районе 45 миллионов рублей. По данным АО «Расчетный центр Урала», за период с 1 мая 2019 года по 31 марта 2024 года данный показатель составляет порядка 190 млн рублей.
Собственно, предлагаемые «ПКП Синергия» изменения и сводятся к тому, чтобы утвердить долгосрочные параметры регулирования тарифов и привести их к фактическим значениям, что позволит избавиться от проблемы небаланса. При этом, по расчетам компании, изменение условий соглашения в конечном итоге позволит снизить тарифы для населения на 2-4 %. И это при том, что все варианты, связанные с разрывом концессии, напротив, приведут к росту, причем очень значительному.
Концессионер уже предпринимал попытку добиться внесения изменений в концессионное соглашение. Данный вопрос был согласован с Федеральной антимонопольной службой, Региональной энергетической комиссией и Правительством Свердловской области. Но Администрация Кушвинского городского округа пока почему-то отказывается от заключения дополнительного соглашения. Это отмечено и в судебных документах.
О данных фактах ООО «ПКП Синергия» сообщило, в том числе, заместителю полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе Михаилу Богинскому. До него была донесена позиция, что внесение вышеуказанных изменений необходимо, чтобы избежать катастрофических последствий для компании и города.
Впрочем, у предприятия есть и другие предложения по изменению концессионного соглашения. Например, в ходе работы на объектах специалисты пришли к выводу о нецелесообразности ремонта котельной «Рудничная». По мнению представителей «ПКП Синергия», разумнее построить новый объект. Это также требует согласования с администрацией города и областным правительством.
Общее дело
Еще одна причина, сдерживающая развитие теплового комплекса Кушвы, – долги за оказанные услуги. По состоянию на 3 мая их суммарный размер более 200 млн рублей, что в совокупности с выпадающими доходами составляет огромную сумму около 400 млн рублей. Основная нагрузка приходится на граждан, но есть долги со стороны бюджетных организаций и других юридических лиц.
Несвоевременное поступление платежей за услуги не только препятствуют реализации мероприятий по обновлению теплоэнергетического комплекса, но и приводит к росту задолженности самого концессионера перед другими ресурсоснабжающими организациями.
Негативное влияние на работу теплового хозяйства Кушвы оказывают действия нерадивых граждан и предпринимателей, которые устраивают незаконные врезки или сливают теплоноситель из системы для использования его в качестве технической горячей воды. Это подтверждается регулярным проведением операции «Уранин», когда в систему добавляется специальный краситель. Такие случаи, в частности, выявлены на улицах Ленина и Станционной.
Несмотря на аномальные холода, в отопительный период 2023-2024 гг. от граждан поступило на 18% меньше обращений в аварийно-диспетчерскую службу «ПКП Синергия». При этом более чем в половине случаев выяснилось, что проблемы с температурным режимом связаны с неисправностью внутридомового оборудования, ответственность за которое несет управляющая компания.
В многоквартирном доме №6 по улице Красноармейской (обслуживается ТСЖ) выявлено заужение обратного трубопровода в подвале дома (вместо трубы диаметром 76 мм использована труба 57 мм), из-за чего была нарушена нормальная работа системы. При этом длина зауженного участка составила порядка 40 метров.
Подобные проблемы выявляются и в бюджетных организациях. Так, в школе №6 из-за работающих не в полную мощность приборов отопления была нарушена нормальная циркуляция теплоносителя. В Центральной городской больнице была установлена погодозависимая автоматика, но она была в нерабочем состоянии, а у некоторых приборов отопления отсутствовала запирающая арматура. Все это негативно сказывалось на равномерности нагрева помещений поликлиники (улица Коммуны, 61) и хирургического корпуса (улица Кузьмина, 48).
Наш материал мы начали с рассуждений, что на сегодняшний день механизм концессии выглядит как наиболее эффективный способ развития жилищно-коммунального хозяйства. Но очевидно, что для модернизации отрасли одних инвестиций и усилий предпринимателей недостаточно. Необходим ответственный подход всех сторон: самого концессионера, муниципальных и региональных властей, других ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и ТСЖ. Не меньше ответственности лежит и на простых гражданах, от финансовой дисциплины которых зависит своевременность выполнения ремонтных и строительных работ. Ситуация, когда тысячи законопослушных жителей невольно страдают из-за безответственного поведения некоторых своих земляков, выглядит возмутительной. Достичь желаемого уровня жилищно-коммунальных услуг можно только за счет своевременного исполнения всеми сторонами своих обязательств.