Директор Департамента потребительского рынка Администрации Екатеринбурга Максим Чаплыгин на заседании комиссии гордумы по экономическому развитию сообщил, что половина НТО в городе, по примерным оценкам, работает по «серой схеме».
Многие арендаторы не платят налоги и сдают декларации с нулевым доходом, в 2023 году таких было 165. Также они практикуют неофициальный наем работников, с целью избежать отчислений в пенсионные фонды. Практикуется продажа контрафактных алкоголя и сигарет, а также указанной продукции без акцизов, такие действия создают угрозу жизни и здоровью покупателей.
«Все неуплаченные деньги могли бы пойти на детские сады, скамейки, зарплаты учителям, ремонт дорог, поддержку многодетных семей и другие социальные меры, но остались в карманах нечестных предпринимателей», – отметил Максим Чаплыгин.
Как сообщил официальный городской портал Екатеринбург.рф, директор департамента предложил вариант решения проблемы – устранение «лазеек» в законе, которые дают возможность недобросовестным коммерсантам уклоняться от налогов.
«Такие предприниматели неправильно трактуют закон. Дело в том, что муниципалитет заключает с победителями аукционов договоры на право размещения на городских землях НТО. Юридические лица, с которыми подписали соглашение, становятся правообладателями. С ними заключается договор, в котором строго прописывается специализация киоска (чем там торгуют) и правила его работы, в том числе запрет на создание свалок. Плата за возможность поставить киоск составляет в среднем 5 000 рублей в месяц.
По закону правообладатель не может передавать права на полученную от города землю третьим лицам – сдавать ее в так называемую субаренду. Но нерадивые бизнесмены нашли лазейку. Они позволяют арендовать сам ларек в обход Федерального закона № 381-ФЗ. Причем нередко стоимость аренды составляет более 50 000 рублей», – обрисовал схему появления «серых» киосков Максим Чаплыгин.
Представитель горадминистрации подчеркнул, что в результате таких сделок третье лицо вступает с обладателем права на размещение НТО в гражданские отношения, которые муниципалитет не имеет права регулировать. В результате мэрия теряет возможность контролировать, кто занимается торговлей в киосках и павильонах, находящихся в субаренде.
В связи с этим Администрация города предложила ввести прямой запрет на передачу земли третьим лицам, а также на ведение третьими лицами торговли на этих участках.
«По сути, мы просто уточняем формулировки федерального закона», – подчеркнул глава департамента.
Присутствовавшая на заседании думской комиссии прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова поддержала инициативу Администрации Екатеринбурга (в феврале сообщалось, что позицию горадминистрации по указанному вопросу поддерживает и прокуратура Свердловской области). Она пояснила, что, с точки зрения закона, право на размещение нестационарных торговых объектов неотделимо от ведения торговли. При этом некоторые представители бизнес-среды пользуются неполнотой формулировок, чтобы получать прибыль за счет муниципалитета.
Предложенное нововведение не ограничивает предпринимателей, оно лишь заставляет их выйти из «теневого» сектора экономики, подчеркивает пресс-служба мэрии. Любой предприниматель имеет возможность победить на аукционе, установить на полученных участках в Екатеринбурге свои киски или павильоны и торговать в них. Однако в этом случае ему придется строго следовать правилам ведения дел: соблюдать права сотрудников, не мусорить, платить налоги и не нарушать законы. Не все «предприниматели» на это готовы.
По итогам комиссии гордумы два депутата проголосовали за нововведение, но два воздержались. Из-за этого инициатива была отклонена.
Ранее сообщалось, что в Екатеринбурге избыток НТО, поэтому борьба с нерадивыми предпринимателями не создает проблем для покупателей.
Согласно приказу областного Министерства АПК и потребительского рынка, минимальная обеспеченность города НТО – 952 объекта.
«Таким образом, норматив превышен более чем в два раза, – говорил в феврале Максим Чаплыгин. – При этом стратегия развития Екатеринбурга направлена на развитие стационарных объектов. А НТО нужны там, где такие объекты отсутствуют».