В преддверии 80-летия Победы пресс-служба Свердловской магистрали подготовила цикл передач о работе железных дорог в годы Великой Отечественной войны. Несколько коротких рассказов публикуем на наших страницах.
У коллективного подвига много лиц и имен. Уральские железнодорожники на фронте и в тылу водили тяжелые поезда, ремонтировали вагоны и пути, прокладывали новые линии для решения стратегических задач страны.
Сегодняшнее поколение железнодорожников – последнее, кому повезло жить рядом с героями Великой Отечественной, видеть их глаза, слушать рассказы. Молодые работники СвЖД благодарят каждого, кто помог отстоять свободу страны, приближая заветную Победу. Собирают и бережно хранят историю победителей, передают эту память потомкам.
Великие почины Великой Отечественной
Любимый народный маршал Георгий Жуков сказал, что, если бы не четкая работа железнодорожного транспорта, если бы не геройский труд железнодорожников, не было бы Победы. Это действительно так, потому что объем перевозок, выполненных железнодорожниками в годы войны, не имел аналогов в мировой практике.
Работники стальных магистралей проявляли массовый героизм. Слаженной и самоотверженной работой обеспечивали рост промышленности и доставку всего необходимого для фронта.
Осенью 1941 года, когда недостаток в локомотивных бригадах становился все острее, лучшие машинисты депо Чусовская решили работать на двух электровозах, соединенных по системе многих единиц. Инициатором патриотического начинания был коммунист Игнатий Чурин. Он первым начал водить двумя электровозами поезда тройного веса. Вместе с этим электровозники решили вдвое сократить простой локомотива в периодическом ремонте и его большую часть производить собственными силами. За проявленную инициативу и успехи Игнатий Чурин получил высокую награду Родины – орден Ленина.
Казанцевские бригады и Лунинское движение
В 1943 году путевой обходчик Свердловск-Пассажирской дистанции Михаил Казанцев организовал бригаду и стал во внеурочное время совмещать свою работу с планово-предупредительным ремонтом пути. Мысль его была предельно проста: «А что, если каждый путевой обходчик после смены проработает часик-другой как слесарь на своем участке?» Идея сработала, через два месяца участок Казанцева стал образцовым. Через год на сети железных дорог насчитывалось уже свыше 5 тысяч «казанцевских» бригад. Это начинание получило продолжение и в послевоенное время. Михаилу Казанцеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Настоящую революцию в составлении поездов совершила бригада Николая Фетисова. На станции Свердловск-Сортировочный им удавалось формировать не один, а одновременно три, а то и четыре состава, причем сразу и с головы, и с хвоста. Это походило на хорошую шахматную партию. В итоге вместо 60 минут по норме бригада Фетисова стала готовить поезда за 20-25 минут, а при благоприятном стечении обстоятельств хватало и семи. Николай Фетисов в 1942 году был отмечен высокой правительственной наградой – орденом Ленина.
Широкое развитие получило «Лунинское движение»: когда при острой нехватке специалистов паровозные бригады осваивали смежные профессии, обеспечивая максимальный пробег техники без отправки в ремонт.
Одним из самых прославленных «лунинцев» Свердловской дороги был Ананий Черепанов: он работал машинистом крана на угольном складе паровозного депо, грузил топливо в паровозные тендеры. Крановщик обратил внимание, что много драгоценного времени локомотива тратится в ожидании экипировки и когда его заправляют в поездку углем, водой и маслами.
Черепанов стал ставить на загрузку одновременно два паровоза: пока бригада одного разравнивает в тендере высыпанный туда ковш угля, крановщик успевал опорожнить следующий ковш в тендер второго. Не терял он времени и тогда, когда происходила замена паровозов на загрузке: подгребал уголь поближе к месту, где встанут паровозы, собирал его в кучу.
Много времени экономил на экипировке самого крана: каждый заезд на гидроколонку отнимал примерно полтора часа, а набирать воду приходилось четыре раза в сутки. Черепанов приспособился набирать воду из паровозного тендера. Только эта операция позволила обслуживать дополнительно четыре-пять паровозов в сутки. А в целом нормы выработки он перекрыл в четыре-пять раз.
Ананий Черепанов не просто «расшил» узкое место и решил проблему у себя в депо. Он подтолкнул к поиску источников экономии времени и средств тех людей, которым их профессия казалась в этом отношении бесперспективной. Поэтому почин крановщика был оценен особенно высоко: ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.