
«Комсомолец», «Катюша» и танки 30-х
История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»

Музеев, в которых хранится техника времен Великой Отечественной войны, в нашей стране – буквально единицы, самый знаменитый из них – на Поклонной горе в Москве, а один из самых уникальных по набору экспонатов – совсем рядом с Екатеринбургом, в Верхней Пышме. Там с 2006 года любой желающий может увидеть настоящие раритеты, в том числе технику, аналогов которой практически нет.
История музея военной техники в Верхней Пышме началась в 2005 году с предложения ветеранов, которые обратились к генеральному директору ООО «УГМК-Холдинг» Андрею Козицыну и директору ОАО «Уралэлектромедь» Александру Козицыну с просьбой украсить военной техникой мемориал павшим в боях работникам завода, расположенный у центральной проходной. Вскоре рядом с Вечным огнем появились две пушки, которые освобождали от фашистов Советскую Белоруссию.
Военная техника так удачно вписалась в архитектурный комплекс мемориала, что практически сразу возникла идея создания целого музея под открытым небом. В 2006 году музей насчитывал уже 10 экспонатов, в 2007 – 20, а на сегодняшний день на площади выставлено 75 единиц военной техники, причем как минимум 15 из них принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. Обновленная экспозиция музея «Боевая слава Урала» открылась для посетителей 9 Мая – в день празднования 65-летия Великой Победы.
Сейчас музей военной техники – настоящая достопримечательность не только Верхней Пышмы – всего Урала. На пространстве от Татарстана до Сахалина другого такого музея попросту нет. Здесь принимают присягу военнослужащие, каждую пятницу в музей приезжают свадебные кортежи, а ветераны обязательно посещают музей по военным праздникам. Каждый экспонат пышминского музея заслуживает особого внимания. В нескольких номерах «МК-Урал» мы расскажем истории самых интересных боевых машин.
Любимый тягач партизан
В конце 30-х годов, когда в советской армии уже существовала противотанковая и батальонная артиллерия, появилась потребность в хорошо защищенной и маневренной машине – для «переднего края» фронта. В Москве, на заводе имени Орджоникидзе, создали такую – тягач Т-20 с клепано-сварным корпусом, автомобильным двигателем и довольно хорошей проходимостью.
Участник Уральского добровольческого танкового корпуса Алексей Степанович Пономарев рассказывает, что советские машины – в том числе и Т-20 – уступали немецким «Тиграм» по толщине брони, но зато были более маневренными, что давало нашим войскам преимущество:
– «Тигры» немецкие и «Пантеры» по броне были мощнее наших танков, но они были тихоходными и неповоротливыми. Наши машины отличались маневренностью, били туда, где пробивное место – сбоку и под гусеницы.
Тягач Т-20 мог перевозить до восьми человек – водителя, командира-стрелка и еще шестерых бойцов. В войну «Комсомолец» чаще всего применяли в боях против пехоты, а партизаны особенно полюбили Т-20 за его проходимость и простоту ремонта, – рассказывает историк Кирилл Якимов:
– «Комсомолец» стал излюбленной машиной партизан. Дело в том, что конструкция его была очень простая, а детали двигателя были автомобильными, поэтому проблем с запчастями не существовало. «Комсомолец» был довольно проходимым и часто применялся партизанами для продвижения по лесным тропам.
Сейчас «Комсомолец» является одним из самых редких экспонатов времен Великой Отечественной войны. В мире их всего четыре – в музее на Поклонной горе в Москве, в финском музее в Пароле и – в Верхней Пышме.
Танки Финской войны
Два других уникальных экспоната музея военной техники в Верхней Пышме – танки Т-26. Двухбашенный и однобашенный. В начале 30-х годов их производили в Ленинграде и Сталинграде по британской лицензии. В музей УГМК попали машины, участвовавшие в Финской войне.
– Однобашенный и двухбашенный танки Т-26 поисковики нашли в лесах под Ленинградом, – рассказывает специалист службы директора по общим вопросам УГМК, полковник запаса Игорь Бугровский. – Поисковики их отреставрировали и передали нам.
Причем на танке, который стоит сейчас в верхнепышминском музее, ездил кто-то из армейского командования.
– У нашего танка на башне установлена «поручневая антенна», которая держится на специальных штырях и огибает башню танка, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Эта антенна – деталь радиостанции, которые устанавливали только на командирских танках. Антенна была заметна издалека, естественно, командирские танки противник старался подбить в первую очередь.
Кроме однобашенного танка Т-26 в Верхней Пышме можно увидеть и двухбашенный Т-26 (их выпускали только до 1933 года). Таких танков в мире осталось всего три, два других находятся в московском музее на Поклонной горе и в подмосковной Кубинке.
Легендарная «Катюша»
Реактивные снаряды в СССР начали разрабатывать еще в начале 20-х годов, а в 38-м была смонтирована первая автомобильная многозарядная пусковая установка БМ-13, которая и получила впоследствии имя «Катюша». Пять экспериментальных установок на базе грузовика ЗИС-6 отправили на фронт в составе батареи под командованием капитана Флёрова.
– Впервые эти машины были применены 14 июля 1941 года для удара по железнодорожной станции Орша и переправе через реку Оршица. Эффект для немцев был ошеломляющим. В своих донесениях немцы сообщали: «Русские применили батарею с неизвестным числом орудий. Удар был подобен урагану. Число потерь – значительное», – рассказывает историк Кирилл Якимов.
Не меньшее впечатление «Катюши» производили и на русских солдат. Василий Петрович Пономарев, бывший в войну командиром минометного расчета и воевавший на Курской дуге, вспоминает, как первый раз увидел БМ-13 на поле боя:
– Это было в 1943 году на Орловско-Курской дуге. Мы как раз были в обороне. И когда сзади нас появилась «Катюша», мы вообще не подумали, что это оружие. Автомобиль, на нем какие-то рога… а под рогами – восемнадцать снарядов длиной больше метра. Когда она заработала, это было как чудо. Снаряды летят, их видно, земля горит. Отстрелявшись, «Катюша» сразу скрывалась в тыл. Это было секретное оружие.
Оружие действительно оказалось очень эффективным при массированном применении. На базе ЗИС-6 устанавливали по тридцать два мощных осколочно-фугасных снаряда, каждый почти два метра длиной и весом больше сорока килограммов. Пульт управления огнем находился в кабине командира. Вращая рукоятку пульта, он мог выпускать за семь секунд до шестнадцати снарядов, которые улетали на восемь километров.
«Катюшей» БМ-13 назвали не сразу. Вообще у этой установки в войну было несколько имен.
– Самое популярное название – «Катюша» чаще всего связывают с одноименной песней на слова Исаковского, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Орудие было настолько секретным, что при ведении огня запрещалось подавать команды «Огонь!» или «Пли!». Чаще командовали: «Пой!» или «Играй!». Есть и другой вариант происхождения этого названия. Снаряды «Катюши» весили по 42 килограмма. Каждый снаряд поднимали два бойца на специальных лямках, а третий устанавливал снаряды на направляющих – «скатах». Этот боец сообщал, что он снаряд «накатил» или «закатил». Поэтому и самого бойца иногда называли «Катюшей». Впрочем, были и другие названия этого орудия. Например, «Раиса Сергеевна» – от наименования снарядов РС. А немцы называли реактивный миномет «сталинским органом» – из-за специфического воя этого орудия.
После войны памятники «Катюше» устанавливали во многих городах, но историки обращают внимание на типичную ошибку – зачастую установку монтировали на базе ЗИС-5, чего быть не могло, или даже ЗИС-151, который вообще начали выпускать уже после войны.
К 1943 году «Катюши» в основном стали монтировать уже не на ЗИСах, а на американских «Студебеккерах» – они были надежнее и проходимее. В таком виде «Катюши» дошли до самого конца войны. Именно на «Студебеккере» смонтирована «Катюша» из музея «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.
– Эта «Катюша» была выпущена в 1943 году и сразу поступила на вооружение в одну из частей Второго Белорусского фронта. В 1945 году она принимала участие в Параде Победы на Красной площади. В наш музей «Катюшу» передал военный пенсионер. Машина, конечно, требовала ремонта, – рассказывает Игорь Бугровский.
Водитель автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Сергей Оборин, который ехал за рулем «Катюши» на Параде Победы в Екатеринбурге, говорит, что машина по-прежнему на ходу и неизменно вызывает восхищение у всех, кто ее видит – от детей до ветеранов.