– Виктор Александрович, что из вашей деятельности в 2010 году вы считаете наиболее успешным?
– Я начал исполнять свои обязанности с февраля 2010 года. Сначала знакомился со Свердловской областью, с руководством субъекта, с представителями федеральных органов исполнительной власти, с прессой. В первые месяцы я участвовал в мероприятиях, совершал ознакомительные непубличные поездки по районам. И постепенно получал представление о проблемах региона. Затем были внесены коррективы в план моей деятельности, утвержденный полномочным представителем Президента РФ в УрФО Николаем Александровичем Винниченко. И я перешел к содержательной части работы.
Вероятно, главное достижение за год – то, что сегодня субъект не считает меня «москвичом». Я перестал слышать, что приехал из Центра с иными задачи, нежели работа на благо субъекта. Сейчас и политическая элита, и граждане видят, что я работаю для Свердловской области.
– Судя по вашей активности в течение года, сделано было немало?
– Все планы на 2010 год выполнены уже в ноябре. Правда, не завершен цикл выездных совещаний в районах области. Но это несущественно, ведь общая картина уже ясна и методы моей работы известны и приняты. Мы бы сделали и больше. Но, к сожалению, у нас максимально сжатый аппарат – всего 12 человек. И раздувать его невозможно. Приходится решать все вопросы при имеющихся ресурсах.
Еще один важный результат года: в рамках полномочий контрольной деятельности я, как представитель власти Президента, перешел к конструктивному сотрудничеству с областной властью. С губернатором Александром Сергеевичем Мишариным мы достигли полного взаимопонимания, создали замечательную конструкцию отношений между властью субъекта и президентской вертикалью. Я не только выявляю какой-то негатив, но и оказываю главе области, законодательному собранию, правительству, главам муниципалитетов содействие в реализации тех или иных задач. И это эффективно.
– Каковы результаты ваших поездок по области?
– Первое масштабное совещание было организовано в Каменске-Уральском, где глава муниципалитета – Михаил Семенович Астахов. Ранее подобные мероприятия не проводились нигде в стране. Выезды ГФИ на совещания с руководством муниципалитетов – это свердловское ноу-хау, которое было принято и поддержано полпредом Президента в УрФО.
Благодаря таким выездам мы встряхнулись, повернулись лицом к реальным заботам муниципалитета. И сегодня мы имеем с Астаховым внятный и понятный диалог. Да, еще не все реализовано. Но человеку необходимо дать время, чтобы поправить положение. И оно поправляется. Конечно, при участии Александра Мишарина, ГФИ, правительства области.
Также я вменил себе в обязанности постоянный мониторинг проблемных предприятий. Мы ездим и вживую видим, что там происходит. Возьмем Кушвинский электромеханический завод. Там есть конкурсный управляющий Владимир Геннадьевич Сивоплясов. Когда мы с ним говорили, он начал с того, что 195 человек из 215 уволил. Просто отправил на улицу… В общем, здесь есть вопросы. Мы работаем над этим материалом, оцениваем возможность воссоздания предприятия или создания на его базе чего-то нового, чтобы вернуть рабочих на места. Просто так оставлять подобные проблемы без внимания уже не получится.
Были на Красноуальском химическом заводе. Его предлагают продать по частям. Но это оборонное предприятие стратегического назначения и разделить его сложно. По моему мнению, конкурсный управляющий Родионов в достаточном объеме проблемами предприятия не занимается. Кажется, что его главная задача – перевести завод из разряда стратегических и разбить на лоты. В итоге завод перестанет существовать. Но ведь на нем производили оборонное сырье! Хорошо, производство гексогена остановлено решением правительства РФ. Но тротиловое производство можно реанимировать и оно будет востребованным. Данную проблему поставил на жесткий контроль полномочный представитель Президента в УрФО. И, по мнению правительства Свердловской области, при нормальном собственнике предприятие может работать.
– Ваше ноу-хау по объезду районов востребовано в других областях?
– Востребовано. Николай Винниченко регулярно проводит семинары с ГФИ в субъектах, мы обмениваемся опытом. По нашему пути проведения совещаний в городах уже пошел Челябинск, на будущий год заложили в свои планы подобную работу ГФИ в Кургане, в Ханты-Мансийске. Люди посмотрели, как это работает, на опыте вашего покорного слуги. И сегодня этот опыт поддержан и востребован.
– При общении с жителями страны Владимира Путина просили чаще совершать неожиданные визиты. Как вы относитесь к такой практике, насколько она эффективна?
– Я отношусь с большим уважением к главам муниципалитетов. И я соблюдаю рамки человечности и деликатности. Перед визитом на территорию всегда заранее сообщаю, что приеду. И прошу письменно меня проинформировать о той или иной проблеме. Не считаю, что прямо сейчас ГФИ нужно сесть в автомобиль, приехать в любой муниципалитет и разворачивать там свою деятельность. Эффективнее, когда между главами муниципалитетов и ГФИ есть понимание. И мы этого понимания добились. Я вижу позитивную реакцию на нашу совместную работу. Но в случае неисполнения законодательства, затягивания выполнения поручений Президента, полномочного представителя, ГФИ ничего не мешает выехать и провести внезапную проверку. Пока я такой необходимости не вижу. Работа и так идет.
– Как вы взаимодействуете с общественными организациями?
– В Свердловской области создана Общественная палата во главе со Станиславом Степановичем Набойченко. Мы договорились, что в моих мероприятиях члены Палаты будут принимать участие. Существует здоровая общественность в муниципалитетах. Кроме того, у нас уже готов проект организации общественной приемной при полпреде по оказанию содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Эта приемная будет мобильной, ее члены будут принимать участие в выездной работе ГФИ, будут оказывать поддержку, консультативное содействие, чтобы граждане смело развивали малый и средний бизнес.
– Как в работе ГФИ используются электронные средства коммуникации?
– Мы проводим видеосовещания, телефонные линии. Начал работать сайт ГФИ. Он пока молодой. Но скоро, в том числе с помощью СМИ, мы его наполним информацией. В рамках сайта работает электронная приемная, куда уже поступают обращения граждан.
– Есть интересные примеры работы с гражданами?
– В Верхней Пышме осталась забытой родственниками 87-летняя женщина, ветеран войны. Она встречалась со многими чиновниками, они обещали помощь, но результата не было. Пришлось вмешаться ГФИ. Поработали и оказали женщине содействие. Работали с Курганом. Там после избиения на улице человек стал инвалидом. Следствие по его делу было вялотекущим. Мы отреагировали после его обращения на портал E1. ГФИ, прокурор Свердловской области и прокурор Кургана совместно выработали схему работы. Отдельные сотрудники были наказаны за бездействие. Следствие ведется, человек доволен, прислал нам письмо с благодарностью.
– Что для вас стало неожиданным, не вписывающимся в планы?
– Летние пожары. Природа всегда готова преподнести сюрпризы. И мы извлекли из этих сюрпризов необходимые уроки. Беда помогла сконцентрировать и объединить усилия всех органов власти для решения конкретной задачи. И Николай Винниченко, и я выезжали и вылетали на места пожаров, все было взято под жесточайший контроль. Принимались решения, устранялись недостатки, в ежедневном режиме проводились штабы. Мы работали и днем, и ночью. И погорельцы без внимания не остались... Честно говоря, я никогда не сталкивался с такими масштабными проблемами. Но общими усилиями беда была преодолена. По результатам работы я провел коллегию. Были высказаны все замечания, особенно в адрес руководителя заповедника Денежкин камень, где была потеряна значительная часть леса. Необходимые выводы были сделаны. Пересмотрело свою роль в таких ситуациях Министерство природных ресурсов. Изменены планы работы в пожароопасной обстановке органов внутренних дел. Решили даже проблему отсутствия индивидуальных средств борьбы с огнем – наладили производство ранцев для ручного тушения пожаров. Сегодня главы городов мне говорят, что ранцы уже есть и поступают новые. За зиму мы нарастим потенциал, который позволит минимизировать риски в дальнейшем.
Хорошо, что похолодание не принесло нам неожиданностей. Сделав вывод о том, что с природой шутки плохи, полномочный представитель Президента и ГФИ со всей серьезностью отнеслись к подготовке Свердловской области к зиме. Это была непростая работа, ведь в области очень большой парк изношенных тепловых сетей. Конечно, зима еще покажет свои зубы. Но в целом по проведению контрольных мероприятий, по работе с управляющими компаниями мы видим, что субъект готов благополучно пережить зиму.
– Неожиданным могло стать обострение проблемы водоснабжения – из-за засухи и потери миллионов кубометров при ошибочном весеннем сбросе воды в Чусовую?
– Ситуация с водоснабжением была непростой. Но сегодня опасности для граждан не существует. Вопрос воды обсуждался на совете по безопасности при губернаторе. Был разработан план восполнения водных ресурсов. И мы можем быть уверены, что без воды область не останется. В этом плане неожиданностей точно не будет.
– Главный федеральный инспектор может заниматься такими «бытовыми» проблемами, как, например, уборка улиц?
– Конечно, в рамках своих полномочий. Прибыв сюда 24 февраля, я приступил к исполнению обязанностей, ходил пешком, смотрел город. Шел по неубранным тротуарам с черными наледями. Сначала поскользнулся и упал я. Потом упала женщина, которая шла впереди меня. Я ей оказал помощь. И тут же принял решение разобраться в проблеме. Собрал совещание с представителями городской власти, ГАИ, ГУВД, прокуратуры. Прошло две недели, и я увидел, что изменения есть. Снова собрал совещание, внес предложение не только чистить тротуары, но и следить за сосульками. И мы знаем, что в этом году никого сосульками не поранило. Тротуары в центре были убраны, дорожное полото чистили. Снег вывозили.
– Какие у вас планы на 2011 год?
– План работы ГФИ, который ушел на утверждение полпреда, имеет социальную направленность. Мы планируем увеличить контрольную составляющую, взаимодействие с общественными организациями, развивать интерактивные формы деятельности, оперативной работы с населением, властью и обществом. План имеет социальную направленность. В нем заложена работа с молодежью, с ветеранами. Юбилей Победы мы уже отметили. Но, конечно, будет продолжена работа ГФИ по линии ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, мы работаем с участниками боевых действий в Афганистане, в Чечне и других «горячих точках». Они тоже являются ветеранами и не должны быть забыты.
– Будут ли у вас новогодние каникулы?
– У меня в последние десять лет личные планы на праздники – это работа. Так и сейчас: чтобы эффективно вникать во все дела, я был вынужден практически жить на работе. Мой главнокомандующий семейными войсками скоро приезжает в город. Конечно, она поддержит меня. Но слишком много она меня не увидит. Я все равно буду часто появляться на рабочем месте, посещать мероприятия, вместе с дежурными службами работать над устранением внештатных ситуаций… Конечно, я тоже человек. Хочется сходить в театр, пообщаться в хорошей компании. Может быть, это произойдет. Есть масса предложений: охота, поездки… Но самое сложное для ГФИ – это выходные. Чтобы люди отдохнули, ГФИ должен быть на месте.
– Что бы вы пожелали жителям области накануне Нового года?
– Хочу поздравить всех жителей и гостей Свердловской области с новогодними праздниками. Желаю вам крепкого здоровья, тепла в доме, чтобы все планы были реализованы, чтобы вы чувствовали себя счастливыми! А журналистам желаю успехов с делах и дальнейшей плодотворной работы.
