Архитектура продолжается

Екатеринбург нуждается в творческой доработке старинных зданий

В конце XX века страну охватило движение в защиту городской старины. В Екатеринбурге в этом деле немного перестарались. В число охраняемых государством объектов культурного наследия попали как настоящие памятники, так и абсолютно банальные для XIX и начала XX века сооружения. Сегодня многие из этих объектов реально тормозят развитие уральской столицы. И выход здесь может быть только один – реконструкция, которая даст старым зданиям новую жизнь.   

 

Екатеринбург нуждается в творческой доработке старинных зданий
Здание современного «Пассажа» реконструировали уже три раза, начиная с 1925 года. Реконструкция XXI должна стать лучшей

Как ни смешно, сегодня уже не Санкт-Петербург можно называть «музеем под открытым небом», а Екатеринбург. В Северной столице всего 401 объект культурного наследия, а в столице Урала целых 472 памятника. Все бы хорошо, но многие екатеринбургские «памятники с натяжкой» заслужили высокий статус благодаря лишь отдельным элементам конструкции. Простые избы получали защиту за резные наличники (купленные на рынке, как сегодняшняя облицовочная плитка). А коробки из стекла и бетона стали «объектами наследия» за красивое оформление входной группы, лестницы и пары-тройки колонн внутри здания.   

Такое распределение титулов сегодня привело к двум проблемам.

На все объекты не хватает денег. В прошлом году на заботу о каждом муниципальном памятнике в среднем была предусмотрена сумма в 43 тыс. рублей. Понятно, что такие скудные ресурсы обусловлены огромным числом самих «памятников».

Вторая проблема серьезнее. Многие здания, причисленные к памятникам, сегодня уже не могут выполнять свой функционал по причине ветхости, несоответствия нормам безопасности, стандартам торговли, общепита и прочим требованиям. Более того, эти фактически объекты мешают развитию городской инфраструктуры.  

Многие екатеринбуржцы считают, что лучший способ решения проблем – демонтаж всех сомнительных «памятников». Но этот вариант слишком жесток по отношению к истории, да и просто незаконен. Более демократичный и верный путь – реконструкция обветшалых объектов с сохранением всего ценного. В этом направлении и предстоит развиваться Екатеринбургу в XXI веке, как современному городу, уважающему свою историю.  

Реконструкция уже идет полным ходом. И некоторые обновленные объекты воспринимаются жителями как самые настоящие памятники. Отличный пример – здание по адресу Малышева, 29, в котором традиционно продавали часы. Уже сегодня далеко не все помнят, что на рубеже XX и XI веков в нем была увеличена этажность. Но это было, и в результате дом выглядит более статно, солидно. Та же ситуация с Мытным двором. До реконструкции правая часть здания была больше похожа на барак, чем на памятник. После реконструкции была увеличена этажность, и объект получил цельность. Сегодняшний Мытный двор можно считать одним из самых интересных зданий в центре города.

Есть еще Центральный стадион. Если бы его не реконструировали, всем любителям свердловского футбола пришлось бы расстаться с надеждами на выход клуба «Урал» в высшую лигу. Как играть в этой лиге, если у команды нет соответствующей домашней площадки? А уж про футбольные матчи чемпионата Европы и мира мы бы и мечтать не могли.

Похожая ситуация – со зданием екатеринбургского торгового центра «Пассаж». О необходимости реконструкции этого объекта говорится уже давно.

– Единственное, что привлекало меня всегда в «Пассаже» – лестница на второй этаж, – заявил в одном из интервью лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. – А в остальном здание это кажется мне каким-то… невыразительным. Признаюсь честно – я никогда не любил его.

С мнением знаменитого музыканта солидарны многие жители. «Пассаж» давно устарел функционально и не справляется с задачами современной торговли. Эстетически он тоже не радует, представляя собой серую коробку с отдельными художественными элементами, которые и нравятся лишь отдельным ценителям. Кстати, эта «фрагментарная» ценность подтверждается и актом государственной историко-культурной экспертизы, в котором говорится лишь об охране ряда фрагментов здания: дверей, материала лестниц, элементов фасадов, балясин, лепных карнизов и молдингов и т.п.

Получается, сегодня перед владельцами здания и чиновниками должна стоять задача реконструкции здания с сохранением ценных элементов. По имеющейся информации, работа над концепцией реконструкции «Пассажа» уже ведется.

Возможно, когда эта концепция будет воплощена в жизнь, «Пассаж» наконец приобретет законченный и гармоничный вид. И таким образом завершится более чем столетняя история строительства этого объекта. Известно, что здание бывшей товарной биржи уже неоднократно реконструировали: в 1925 году, в 1931 году и даже в 90-х годах прошлого века. И вполне возможно, что именно «Пассаж» XI века станет настоящим памятником и предметом гордости всех свердловчан.

«Иногда можно похулиганить»

О мировых традициях переосмысления городской архитектуры «МК-Урал» побеседовал с депутатом Свердловской областной Думы Владимиром Машковым. Разговор начался с екатеринбургского «Пассажа», а закончился парижской Эйфелевой башней и пражским Танцующим домом.  

– Вполне вероятно, что лет через 60–70 «Пассаж» в реконструированном варианте будет достопримечательностью Екатеринбурга. Просто мы на все смотрим с сегодняшних позиций, поэтому порой не хочется ничего менять, хоть это может быть вполне разумным, – заявил Владимир Машков. – Идея реконструкции «Пассажа» мне кажется интересной. Кстати, в Екатеринбурге есть и более грандиозные проекты реконструкции.

– Например?

– Я видел эскизный проект реконструкции железнодорожного вокзала. Весь комплекс вокзала вместе с путями накрывается огромным куполом. Это грандиозная реконструкция, и она, в том или ином виде, в любом случае предстоит. Высказывается идея сделать привокзальную площадь крытой, с колоннами, с каслинским литьем… Интересная идея. Причем старые здания вокзалов будут сохранены. Вот и получается, что нужно оставлять все ценное, но двигаться вперед.

– Исторические центры европейских городов также не избежали реконструкции?

– До войны снесли целые районы старого Рима и выровняли улицы. Естественно, все возмущались. Но сегодня оценки совершенно иные. Как-то я ехал по Риму на автобусе, и экскурсовод рассказывал: «В 30-х годах здесь решили сделать самый современный район в мире. И сегодня это наша гордость». Большое часто видится на расстоянии.

То же самое – Танцующий дом в Праге. Когда его начали строить, все на дыбы встали! Казалось, что этот дом никак стилистически не вписывается в старую архитектуру. Сейчас каждый уважающий себя экскурсовод обязательно подводит гостей к этому дому и рассказывает о нем. Хотя это действительно суперсовременный проект.

– Еще один пример – вход в Лувр?

– Да, вокруг этой стеклянной пирамиды также было много споров. Но сейчас это один из символов Парижа. Всегда книги, картины, здания после волны критики начинают жить своей жизнью. Если уж говорить о Париже, то самый банальный пример – Эйфелева башня. Как только ее не обзывали! А сегодня  этот объект – один из самых интересных не только в Париже, но и во всей Европе… Конечно, чум должен стоять на Чукотке, но украинская изба на Украине. Это вроде бы классика. Но иногда, я уверен, можно и «похулиганить», как с тем же Танцующим домом. И потомки за это «хулиганство» нам будут благодарны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру