Кузница музыкальных кадров

И училище имени величайшего уральского композитора в одном лице

В США, когда говорят о П.И. Чайковском как о русском композиторе, часто негодуют, считая его исключительно американским автором. Однако, если окунуться в его биографию, легко убедиться, что родился он в городе Воткинск, немного западней Уральских гор. Возможно, поэтому Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского стало первым учреждением, получившим имя великого композитора. 

И училище имени величайшего уральского композитора в одном лице

Тот факт, что Уральская земля богата на таланты, особенно музыкальные, известен давно, но чтобы из каждого талантливого молодого человека выросла звезда мирового масштаба, необходимо правильно направлять дарование с ранних лет. В Екатеринбурге уже целый век эту задачу выполняет музыкальное училище имени П.И. Чайковского, да так, что его выпускники известны буквально в каждом значимом музыкальном учреждении нашей планеты.

Кроме того, учебное заведение в этом году отмечает круглую дату – столетний юбилей. О том, чего удалось добиться, как сегодня развивается это учреждение образования и что планируется сделать в будущем, расскажет директор Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского Виктор Пастухов.

– Виктор Григорьевич, выпускники вашего колледжа известны во многих странах, говорить об их успехах можно бесконечно. Расскажите, пожалуйста, с чего началась история учебного заведения.

– Если обратить взор к истокам, началу образовательной деятельности нашего училища, можно отметить замечательные предпосылки тех результатов, которые мы сегодня имеем. С этого и начнем.

Уже в конце позапрошлого века в нашем городе активно функционировал музыкальный кружок, занимавшийся постановкой оперных спектаклей, концертной и музыкально-просветительской деятельностью. Затем появились и профильные учебные заведения – частные музыкальные классы и школы. А раз появился спрос, то и предложение не заставило себя долго ждать: в 1912 году в Екатеринбурге открылось отделение Императорского Русского музыкального общества (ИМРО) с Музыкальными классами при нём. Кстати, в этом же году открылось еще одно учреждение – Оперный театр, который, соответственно, вместе с нами отмечает свое столетие.

В июне 1911 года 45 екатеринбуржцев обратились в Петербург, в Главную дирекцию ИРМО, с просьбой об открытии в Екатеринбурге отделения общества, разрешение было получено в феврале 1912 года. В апреле того же года местная и столичная пресса сообщила о торжественном открытии нового учебного заведения. Непосредственно на концерте, посвященному этому знаменательному событию, выступали именитые музыканты тех лет. В архивных записях сохранилась информация о том, что мероприятие закончилось Торжественной кантатой В.С. Цветикова, выпускника Петербургской консерватории, написанной им на слова С.С. Сафронеева в 1909 году к 50-летию ИРМО. Несколько позже именно Василий Степанович станет первым директором Музыкальных классов.

Нельзя не сказать про меценатов, благодаря щедрости которых мы сегодня занимаем лидирующие позиции среди аналогичных учреждений. Прежде всего это банкир Илья Захарович Малецкий, покровитель кружка любителей музыки. Именно на его деньги был отстроен в 1900 году Концертный зал, который сейчас принадлежит нашему училищу. Кстати, этот зал на сегодняшний день считается одним из лучших концертных залов с точки зрения акустики по всей России.

Оснащение помещений нового учебного заведения музыкальными инструментами, мебелью, нотами взял на себя Д.П. Соломирский и другие состоятельные лица города. Вклад Ильи Маклецкого в обеспечение деятельности Екатеринбургского музыкального кружка был отмечен избранием его в Почётные члены Екатеринбургских музыкальных классов (ЕМК). Дмитрий Соломирский удостоился более высокого звания – Почётного члена ИРМО.

– На кого в то время был возложен преподавательский труд?

– Кроме решения организационных вопросов Василий Цветиков давал уроки игры на фортепиано, вместе с ним работала М.И. Хирина, также воспитанница Петербургской консерватории. Для преподавания пения была приглашена выпускница Московской консерватории – Ф.А. Баранович.

Из крупных музыкантов-педагогов нашего колледжа можно выделить следующую пару. Это Б. Сикора, выпускник Лейпцигской консерватории и Я. Симон, ученик О. Шевчика из Пражской консерватории. Оба они обучали игре на струнных инструментах, причем оказались они в Екатеринбурге в связи с гастрольной поездкой, но после выступления приняли решение задержаться на один учебный год.

– Насколько дорогим было музыкальное образование в то время?

– Стоимость обучения была относительно высокой. Например, занятия в классах фортепиано и сольного пения обходились ученикам в 90 рублей за один академический год. Обучение игре на оркестровых инструментах обходилось несколько дешевле. Если студент был отчислен, то за повторное зачисление, помимо исправления академической задолженности, ему предстояло заплатить 25 рублей. Чтобы вы могли соотнести с сегодняшними заработками, замечу, что в 1900 году средняя годовая зарплата рабочего в России составляла 252 рубля.

– Что вы можете рассказать о тех, кто сегодня славит имя Свердловского музыкального училища?

– Многое, но, боюсь, нам не хватит страниц газеты, чтобы рассказать о каждом. Многих из них вы наверняка знаете – это Александр Пантыкин, Владимир Пресняков, Людмила Лядова, Нина Пантелеева, Коротков Олег, который работает в Пражской опере. В Новой Опере, что в саду Эрмитажа, работает художественным руководителем наша выпускница Наталья Попович. В Большом театре России работают народные артисты Владимир Огновенко, Ведерников Александр, Евгений Блинов, профессор, известнейший исполнитель, заслуженный артист РФ Андрей Григорьев, крупный деятель в мире искусств, тоже наш выпускник, директор Екатеринбургского театра эстрады Максим Лебедев, обладательница «Золотой маски» Мария Виненкова, которая сейчас работает в Свердловском театре музыкальной комедии. Один из выдающихся кларнетистов и саксофонистов России Игорь Паращук также обучался в стенах нашего училища, Народный артист России Виктор Романько и многие другие.

На 10 декабря запланирован концерт в честь столетнего юбилея. Но до сих пор есть сложности с формированием программы, так как если предоставить возможность всем достойным выпускникам принять участие в концерте, то он затянется на многие часы.

Очень не хочется кого-то обидеть. Вот, к примеру, квартет Сергея Проня, известный своими творческими усилиями, его очень любят в Европе, но в программу мероприятия он, наверное, не попадает, а ведь это профессионалы высочайшего уровня, лауреаты премии губернатора.

– Из чего складывается успешность ваших выпускников?

– Я думаю, что здесь несколько составляющих. Способность студента к многочасовым занятиям на инструменте и его одаренность, высокий уровень педагогического состава, постоянное совершенствование методик обучения, расширение квалификации, используя вариативную часть государственного стандарта. Нередко студент инструменталист обнаруживает свои способности в дирижировании, аранжировке и других направлениях творческой деятельности. Качественно выстраивая учебный процесс, творчески реализуя учебные планы и программы, активно используя концертную практику, мы добиваемся самых высоких результатов от наших выпускников.

Сегодня в преподавательском составе лауреаты всероссийских и международных конкурсов, заслуженные и народные артисты, что обеспечивает высокие результаты выпускников – в прошлом году училище закончили 82 студента, из них 64 – лауреаты различных конкурсов, а 24 из них – международных.

– Виктор Григорьевич, в завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о концертной деятельности училища.

– Если вкратце, то она весьма интенсивная. В честь юбилея учебного заведения мы придумали проект «Сто лет – сто концертов» и на сегодняшний день уже ее перевыполнили. Как я говорил ранее, мы располагаем поистине уникальным концертным залом, с великолепной акустикой.

Только в 2012 году в нашем концертном зале прошли мероприятия и концерты: «Русский сезон в Екатеринбурге», «Международный конкурс пианистов памяти Веры Лонар-Шевченко», Открытый Всероссийский фестиваль-конкурс исполнителей на медных духовых инструментах имени В.И. Щелокова, Всероссийский фестиваль-конкурс народной песни имени Л.Л. Христиансена, концерты джазовых исполнителей, обучающихся по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Кроме того, мы регулярно даем социальные концерты по муниципальным учреждениям Свердловской области.

Есть у нас проект с музыкальными школами, где самые маленькие ученики выступают на одной сцене с нашим симфоническим оркестром, он так и называется «Играем с оркестром». Многое еще можно добавить, но я так скажу вашим читателям – приходите, слушайте и будем вместе радоваться успехам молодых музыкантов, студентов музыкального училища Свердловской области им. П.И. Чайковского.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру