Образовательный «геноцид»

В результате невнимательности зауральских чиновников ликвидируется успешная школа

В селе Золотом Макушинского района с каждым днем растет социальная напряженность. В ходе образовательной реформы чиновники планируют ликвидировать местную школу путем слияния ее со школой в соседнем селе. Однако жители и коллектив учреждения не намерены мириться с происходящим, так как реорганизацию пытаются провести «вслепую», без учета образовательных возможностей. В результате сильная и современная школа оказалась в зависимости от среднестатистической соседней школы. Родители наотрез отказываются возить детей в соседнее криминально неблагополучное по их мнению село. 

В результате невнимательности зауральских чиновников ликвидируется успешная школа
Чиновница Камбарова на встрече с родителями только разводила руками

В условиях реформы в образовании самой болезненной в Зауралье оказалась тема слияния сельских школ. Процесс, проходящий в Курганской области, под видом реструктуризации предполагается создание сети базовых школ, в которые вольются малокомплектные школы. Публичных обсуждений по этому вопросу не ведется: чиновники информируют родителей на свой лад. Но только в некоторых случаях, когда реорганизация идет вразрез с интересами большинства сельских жителей, процесс обсуждения выходит наружу.

Мы побывали в одной школе, которая оказалась в наименее выгодном положении и уже к началу следующего года должна формально прекратить свое существование. Правильнее сказать: потеряет статус юридического лица. Настойчивое предложение реорганизоваться директор золотинской основной школы Лилия Осипова получила в виде официального предупреждения из отдела образования администрации Макушинского района. В нем сказано, что их девятилетка станет филиалом базовой средней общеобравзовательной школы в селе Сетовное, находящемся в 30 км от Золотого. К сетовенской школе присоединятся также школы селз Маяк и Большое Курейное.

В золотинской школе сегодня обучаются 47 детей. Есть здесь детсад, куда ходят 12 дошкольников, есть очередь желающих записаться в группы. Год за годом коллектив делал все возможное, чтобы школа стала привлекательнее: появилось новое оборудование в столовой, в классах – компьютеры, обеспечена пожарная безопасность.

Из четырнадцати педагогов одиннадцать имеют высшее образование и высокую квалификацию: есть учитель с высшей категорией, почти все имеют первую категорию. Это в других селах выпускники педвузов бегут из школы, как от огня, мол, зарплата ничтожная и нагрузка смертельная. А сюда приезжать не боятся: за последние годы пришло пять молодых специалистов.

В базовую школу переводятся все дети (но только с согласия родителей), обучающиеся в ее филиалах, и все работники. В филиалах будут вестись занятия, но при необходимости (для проведения внеурочных мероприятий, практических, лабораторных) детей станут возить в базовую школу, поскольку именно она будет считаться ресурсным центром. Очевидно, такая система удобна для маленьких школ, где в классах по два-три ребенка, не хватает учителей-предметников и содержать учреждение в соответствии с предъявляемыми требованиями проблематично. Однако процесс слияния стал поглощать бурным потоком школы одну за другой. По данным Управления образования Курганской области, в регионе станет более чем на 100 школ меньше – только 362, сейчас их 488.

«У вас свое мнение, у нас – свое»

Жители Золотого в один голос твердят, что это удар по селу, по людям. Развеять страхи попытались представители администрации Макушинского района, встретившись с жителями села, но получилось неубедительно. Разговор был напряженный, диалог строился с трудом.

– Мы с вами друг друга выслушали, у вас свое мнение, у нас – свое. Пар все, надеюсь, сегодня выпустили. Это политика государства, работа по области уже началась, и в нашем районе оставят девять школ. Сказали, подумайте, что еще можно у вас реструктуризировать, – пыталась оправдываться заместитель главы Макушинского района по социальной политике Ирина Камбарова.

– И вы подумали, что именно золотинскую школу и надо закрыть! Вы бы приехали сюда и сказали: давайте вам поможем и школу сохраним! – послышались из зала упреки родителей. – Вы здесь не увидите ни одного человека, согласного на реструктуризацию, в следующий раз приедете – будет то же самое.

В следующем году в сетовенской школе первого класса не будет, а в золотинской впервые сядут за парты семеро, они и будут числиться учениками сетовинской школы. И если кто-то из родителей пожелает, то может сразу обучать ребенка в базовой школе.

– Я своего в Сетовное переводить не буду. У них там постоянно нет воды, перебои с электричеством. И как какое убийство – так в Сетовном, как воровство, грабеж – опять Сетовное, а мы туда должны детей отправлять учиться? Уж лучше в райцентре либо в Кургане. В Сетовное, хоть там и 11 классов, наши стараются не ездить, – поделилась мама будущего первоклассника.

«Когда я буду директором базовой школы, учителя спрашивать не буду»

После этой встречи взволнованные педагоги не расходятся, еще больше часа обсуждая ситуацию за столом в учительской. Кажется, в этом вопросе чиновники и педагоги – словно два лагеря, теоретики и практики. Одни без конца что-то модернизируют и внедряют, прикрываясь экономической и социальной необходимостью. Другие пытаются держать оборону с твердой убежденностью, что на деле будет нереально сохранить качество обучения, за которое так ратуют чиновники от образования.

Ученики из Золотого своими достижениями не раз доказывали, что в своей сельской школе они получают хорошие, крепкие знания. В последние годы около десяти ребят после девятого класса продолжили обучение в областном лицее для одаренных детей.

В этом году проходил муниципальный тур олипиад, в котором приняли участие 16 учеников золотинской школы. Призовые места получили двое. В муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников пять учеников из Золотого взяли первое место по математике. В областном конкурсе «Животные – кто они?» из десяти ребят восемь заняли с 1-го по 3-е места. Кроме того, недавно ученица школы побывала в Словакии, эта поездка стала возможной благодаря призовому месту, занятому девочкой в региональной научно-биологической олимпиаде.

– Золотинской школе повезло – у них есть иностранный язык. В нашей школе иностранный не преподают. Как мы планируем решить эту проблему? Либо организовать подвоз детей, либо учителю придется ездить из села. Нам, конечно, выгоднее учителя подвозить. И когда я буду директором базовой школы, я его не буду спрашивать, потому что все делается ради детей, а не ради учителей, – заявила директор будущего базового учреждения Наталья Будко.

Если так рассуждать, то золотинским ученикам повезло вдвойне – ведь у них в школе преподают два языка и даже информатику (далеко не во всех сельских общеобразовательных школах ведется этот предмет). Не повезло же этой школе в том, что испокон веков она была основной, оттого и численность учеников меньше, чем в одиннадцатилетке.

– На практике случается, что спустя некоторое время после реструктризации будет принято решение оставить здесь только начальные классы, а остальных детей перевести на подвоз. Вот об этом мы и переживаем. Уже сейчас убирают ставку биб-лиотекаря, гардеробщицы, не будет электрика. Кто и как будет следить за электрооборудованием и устранять неисправности? Это небезопасно. А если возникнет экстренная ситуация, как быстро сможет приехать специалист из базовой школы в филиал, который находится за 30 километров? – рассуждает директор золотинской школы Лилия Осипова.

Реструктуризация для галочки

Есть еще одно обстоятельство, которое вызвало резонанс в связи с реорганизацией школы. Село Золотое включили в программу социального развития села, согласно которой здесь планировалось строить животноводческий комплекс и новую улицу. Необходимость школы при реализации такой программы бесспорна. Но руководство района закрыло на это глаза.

– Ведь это только на бумагах пока, всего лишь проект, а будет ли на самом деле – неизвестно, – пожимает плечами заведующая отделом образования Макушинского района Лариса Абакумова.

Примерно с такой же реакцией мы столкнулись и в областном управлении образования. Окончательное решение о том, какую школу сделать базовой, а какую лишить юридического статуса, остается за районной властью.

В главном управлении образования области рекомендуют внимательнее подходить к рассмотрению вопроса в каждой конкретной ситуации: все просчитать, взвесить, рассказать, что это делается для качества образования и лучше для детей. Дескать, люди должны поверить, что закрытие и ликвидация школ не последует. Однако волнений все больше и больше. Потоки писем идут в общественные приемные, прокуратуру и другие ведомства. Трудно поверить, когда перспективы и проекты выгодны только тогда, когда нужно сделать вид, отчитаться в министерстве или дать обещание народу. А на деле уже в недалеком будущем все оказывается, по выражению самих же чиновников, лишь словами. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру