Съемки велись в 2010 и 2011 годах – в это время произошло очень важное событие для Министерства внутренних дел: перспектива переименования правоохранительных органов вызвала шквал критики и ожесточенных споров. «В тот момент эта тема показалась нам очень актуальной, и мы не могли пройти ее стороной, – рассказывает фотохудожник Георгий Майер. – Как художники, мы взяли за основу актуальных людей и вместе с тагильскими авторами Владимиром Серовым и Федором Телковым создали этот проект».
Цвет патриотизма
В серии «Зеркало души» представлены портреты сотрудников МВД Нижнего Тагила. Автор рассматривает проблему свободы воли и конформизма для правоохранителей. На портретах глаза милиционеров наполнены красками российского «триколора»: от яркого активного красного через холодный и отстраненный голубой к нейтральному белому. В этой гамме видна готовность служить и действовать в интересах государства. Единственное, что зритель не увидит – это собственных чувств и мыслей портретируемых.
«В первой серии Георгий Майер исследовал тему самоощущения современного человека. Человека, ощущающего тяжесть погон на своих плечах, – рассказывает арт-директор выставки Елена Шипицына. – Также фотохудожник использовал интересный прием: перед фотографируемыми он расположил большой флаг России и осветил его таким образом, что в зрачках всех участников отражался «триколор». Он задокументировал реальный эффект, в котором проявился метафорический смысл, а не личная эмоциональная оценка фотографа».
В «шкуре» родителей
Во время съемки второй серии проекта – «Дети сотрудников милиции» – была предложена своеобразная игра: ребятам нужно было надеть форму своих родителей и почувствовать себя сотрудниками внутренних дел России. На съемке видно, как меняется выражение лиц детей, как будто форма меняет не внешний вид, а внутреннее самосознание ребенка, приобщенного к особому социальному статусу «стражей государства».
По словам арт-директора галереи Елены Шипицыной, в основе второй серии проекта – портреты детей сотрудников милиции. Но ребенку предложено почувствовать тяжесть погон, почувствовать в реальных мундирах своих родителей. Видно, как меняется не только одежда ребенка, но и его самоощущение. Целая палитра эмоций от детского смущения до пафоса, связанного со статусом мундира.
«Мы воспроизвели некую игру в студии, – отмечает фотохудожник Георгий Майер, – которая привычна для любого ребенка военнослужащего или, в данном случае, служащего МВД. Примерить фуражку или погоны и пощеголять перед зеркалом. Детям это нравилось. Для ребенка это просто игра, некий образ, который он принимает, но при этом, когда он на себя эту форму примеряет, он чувствует перевоплощение, – отмечает фотохудожник Георгий Майер. – За такое короткое время ребята умудрились войти в роль, что уж говорить о тех людях, которые в этой форме годами и десятилетиями служат?»
По мнению Георгия Майера, многие видят в этих работах негативный визуальный язык подачи, хотя, будучи автором, фотохудожник всегда старается в своих проектах не уходить ни в критику, ни в хвальбу, а придерживаться стороннего нейтралитета, оставаться сторонним наблюдателем. Вероятно, именно благодаря такой «отреченности» зрителю удастся почувствовать нечто общее с некогда недосягаемыми людьми в погонах.