«Матильда»: свердловчане назвали фильм Учителя «клюквой»

В чем права Поклонская, и что не так в самой скандальной картине года

В Екатеринбурге начался показ долгожданного фильма «Матильда». «МК-Урал» сходил на премьеру в СИНЕМА-ПАРК. Вечером 26 октября зал в кинотеатре был почти полон. В связи с многомесячным скандальным обсуждением картины Алексея Учителя активность зрителей в день премьеры оказалась повышенной и наверняка будет такой весь уикенд. «МК-Урал» выяснил, почему общественно-политический диссонанс вокруг «Матильды» меняется на чисто культурологический.

В чем права Поклонская, и что не так в самой скандальной картине года

После премьеры становится понятно, что рассуждения депутата Госдумы Натальи Поклонская были отчасти логичны. Как известно, новоявленная защитница чувств верующих заявляла, что негоже показывать супружескую неверность Императора Всероссийского, позже канонизированного РПЦ в качестве страстотерпца. Защитники фильма, возражая Поклонской, говорили, что будущий правитель во время романа с балериной Матильдой Кнешинской был в статусе цесаревича, что дает ему возможность погулять. Дело молодое, неженатое.
 

Так и есть. Николай до самого вступления на престол и свадьбы с Александрой Федоровной в 1894 году регулярно проводил ночи с балериной Матильдой Кшесинской. В фильме Учителя после получения статуса Императора Всероссийского Николай Второй стал скромнее, однако продолжал страдать по возлюбленной Матильде и тайно бегать к ней на свидания. Это был еще не коронованный император (церемонию Николай II решил перенести на май 1896 года, когда оканчивался траур по его отцу - Александру III), но все-таки уже император, а не цесаревич. Автор этого текста, будучи атеистом, считает данный момент чисто академическим, но для православных граждан фильм Учителя все-таки оставляет предмет для дискуссий.

Реакция свердловчан на «Матильду» в социальных сетях – от попустительских комментариев в стиле «под пивко сойдет» до ярко выраженного недовольства. Некоторые журналисты уже окрестили фильм «клюквой». Не остаются в стороне и общественники. Известный исследователь обстоятельств гибели Царской Семьи Вадим Bинeр заявил: «Учитель как всегда попал в дырку. Он не работал с архивными документами и не знает реальной истории. «Матильда» производит впечатление грандиозного фальшака. Профессионализм и правдивость имеют к фильму столько же отношения, сколько сама Кшесинская к Второй сцене Мариинского театра, где нам продемонстрировали это безобразие».

На самом деле фильм смотреть можно. Пожалуй, главное его достоинство – отличная актерская игра. Труппа подобралась действительно на славу. Как бы не обижался на режиссера Данила Козловский, лишившийся главной роли в пользу немца Ларса Айдигера, выбор Учителя оказался удачным. Как и введение на роль Матильды настоящей полячки Михалины Ольшаньской.

Сергей Гармаш способен украсить своей игрой любой фильм, так и сейчас - его Александр III - отличный портрет мудрого государственного деятеля и любящего отца. Как всегда качественно работает в романтическо-бунтарском образе Данила Козловский, сыгравший выдуманного персонажа - влюбленного в Матильду поручика Воронцова. С достоинством держится в тени императора и князь Андрей Романов, будущий муж Матильды. Эту непростую роль отлично исполнил Григорий Добрыгин. Ингеборга Допкунайте отлично вошла в сложный образ Марии Федоровны - суровой, но справедливой хранительнице государственных скреп.

Как и следовало ожидать, фильм радует богатством костюмов. Режиссер идет дальше показа дворцовых нарядов и балетных пачек. Мы увидим даже наряды, которые способны вдохновить фанатов стим-панка: герой Козловского бегает в жутковатой огнезащитной маске, будущая императрица гоняет на мотоциклетке, надев замечательные защитные очки и перчатки, которым позавидовали бы создатели ретрофутуристических комиксов. Та же ситуация – с богатством дворцовых и театральных интерьеров, с роскошной коллекцией реквизита, на основе которой можно создать отдельный маленький музей.


Что касается сюжета, меры условности, режиссуры, фильм – не брак, но и не самый большой стиль. До Михалкова, Бондарчука, Лунгина и прочих сильных режиссеров Учителю еще далеко. Фильм, при всей дерзости замаха, остается относительно камерной историей. Самая мощная, реально блокбастерная сцена тут – крушение императорского поезда, при которой, если верить источником тех лет проявил похвальное мужество Александр III. Этот эпизод можно считать сильной аллегорией: огромная государственная машина разрушилась в столкновении с крестьянской лошадью, которая просто не захотела идти дальше. Все дальнейшее действие не далеко уходит от сериала.   

Учитель старается, нагнетает атмосферу рубежа веков, заставляет камеру причудливо кружить по огромным залам, но получается дешевый карнавал. 25 миллионов долларов, которые, как говорят, потратили на эту постановку, на экране не видны. Можно рассказывать сказки о дорогих костюмах и гонорарах заграничных артистов, но это не убеждает. Дешево. На десятку потянет. На 25 – нет. Особенно убого выглядит массовка при давке на Ходынке (которую авторы приклеили ко дню коронации, хотя реально трагедия произошла на четыре дня позже и сильных страданий у царя не вызвала).

В целом «Матильда» – авантюрная адюльтерная мелодрама с робкими элементами эротики, как все уже поняли. С толстой дешевой позолотой бульварщины, с изрядным уклоном в «женский роман». С кровищей, которая льется из разбитых ног Матильды, убивающейся на танцполе, как Натали Портман в «Черном лебеде», из головы цесаревича, побитого поручиком Воронцовым, из затылка Александры, в который стервозная Мария Федоровна вгоняет шпильку. Будет тут и дурной триллер с маньяком из той еще кровавой гэбни, с сексуальным маньяком и даже жуткий хоррорный бу-эффект с монстром. Вдобавок – фокусы а-ля «Престиж» или «Вий-3D», приветы Гудини, гадание на крови и т.п. Всяких колбасы, огурцов и клюквы, по мнению авторов, передающих колорит эпохи, навалено и с трудом слеплено на сопли с сукровицей.

Государственной работы Николая II, который так-то до коронации 1896 года успел наворотить дел, даже кинул претензию Японии, ставшую предпосылкой войны, мы не увидим. Мы видим просто слабака и слюнтяя, который бегает от одной юбки к другой. У Учителя снова все мужики – фрустрированные нытики. Историю делают женщины. Для «женского романа» нормально. Для позиционирования государственного деятеля – вообще никак. Именно поэтому история с Ходынкой, пожалуй, является самой главной пошлостью этого фильма.

А в целом смотреть можно. Сквозь смех, матерки и «рука-лицо». Более гармонично такой фильм выглядел бы, будучи снятым в 90-е. Сегодня как-то не очень. Учитель как был на уровне драматургии Дуни Смирновой, так там и остался, только с еще большими эксцессами. Но в целом такое авантюрное кино имеет право на существование и, безусловно, поднимает интерес к российской прокатной продукции.

Правда, уже сегодня можно делать прогноз о том, что «Матильда», несмотря на мощнейший общественно-политический пиар, лидером проката не станет. Комедийный фильм-сказка «Последний богатырь» в четверг обскакал ее по сборам процентов на 20. Посмотрим, как пойдет дальше эта гонка. Это интересно. И в любом случае победителем будет российское кино.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру