Искусство и деньги: Екатеринбургский художественный фонд заявляет о своей несостоятельности

Почему компания, выполняющая госзаказы на сотни миллионов, не может рассчитаться с долгами

В столице Урала начинается скандал вокруг деятельности творческо-производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд» (ЕХФ). Компания, занимавшаяся реставрацией памятников и созданием новых культовых объектов архитектуры, подала в арбитражный суд заявление о своем банкротстве и запустила процедуру ликвидации. В Союзе художников России, которому ЕХФ задолжал более 20 миллионов рублей за аренду помещений, подозревают, что банкротство может быть преднамеренным, и хотят возбудить уголовное дело против директора фонда Сергея Титлинова.

Почему компания, выполняющая госзаказы на сотни миллионов, не может рассчитаться с долгами
Фото: екатеринбург.рф

Союз высокого искусства и больших денег нередко становится предметом гражданско-правовых споров и уголовных дел. Из свежих примеров – дело московской «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, руководство которой обвиняют в хищении бюджетных средств. Расследование подобных преступлений неизменно проходит тяжело для органов следствия. Тот факт, что фигуранты не матерые уголовники и не представители бюрократии, а люди искусства, пользующиеся огромной популярностью, нередко приводит к истерии в СМИ и блогосфере, которые преподносят дела как борьбу государства с творческой интеллигенцией.

Череду «звездных» фигурантов может пополнить почетный член Российской Академии художеств Сергей Титлинов, с 1997 года возглавляющий ООО «Творческо-производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд».

Эта организация получила широкую известность благодаря реставрации знаковых объектов: Свердловской государственной филармонии, Оперного театра, действующего и исторического вокзалов станции «Екатеринбург-пассажирский», Дома Севастьянова. ЕХФ внес серьезный вклад в свердловскую культуру благодаря памятнику Пушкину, который сразу полюбился горожанам и гостям Екатеринбурга, мемориалу декабристам и другим серьезным художественным произведениям. Недавно около здания Управления дороги открылся уже заслуживший похвалы экспертов и жителей огромный рельеф «Железные дороги в истории России», автором которого является Сергей Титлинов. Немало знаковых объектов ЕХФ установил и в других регионах России.

Теперь же предприятие просит признать себя банкротом, и обстоятельства, при которых оно обратилось в Арбитражный суд, выглядят подозрительными.

ЕХФ в столице Урала реконструировал дом Севастьянова, театр оперы и балета, старый железнодорожный вокзал, филармонию и другие здания. Фото МК-Урал

Внезапное банкротство

26 июля в картотеке арбитражных дел появилась информация, что ООО «ТПО «Екатеринбургский художественный фонд» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о своем банкротстве. В качестве основания для банкротства указана задолженность в размере 25 млн рублей. Ранее ЕХФ уже обращался с аналогичным заявлением, но оно не было принято, поскольку фонд публично не уведомил о своем намерении обратиться в суд.

Обращение в арбитраж со стороны известной компании прозвучало как гром среди ясного неба, ведь в промежутке между двумя обращениями директор ЕХФ Сергей Титлинов принял участие в открытии памятника железнодорожникам, выполненного по заказу РЖД. Еще больше удивляет, что во всех каталогах фонд обозначен как организация, находящаяся в стадии ликвидации. По данным «Вестника государственной регистрации», сообщение о ликвидации было опубликовано 11 июля.

Сергей Титлинов от комментариев отказался, заявив «МК-Урал», что не намерен обсуждать данную тему.

Банкротство и ликвидация ЕХФ выглядят подозрительными, если учесть, что данная компания успешно реализовывала массу крупных проектов в разных регионах страны, довольно щедро оплачиваемых из бюджетов России, субъектов федерации и госкорпораций. Еще недавно финансовому благополучию ЕХФ ничего не угрожало. Например, по данным из Seldon Basis, на 31 декабря 2016 года активы Екатеринбургского художественного фонда вместе с дебиторской задолженностью составляли 54 млн рублей.

Руководитель Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов. Фото Nakanune.ru

Художественные войны

В нынешнем году Арбитражный суд Свердловской области уже дважды отказывал в банкротстве Екатеринбургского художественного фонда. В первый раз заявление подало ООО «Уралмонтажкомплектавтоматика», которому ЕХФ задолжал 1,6 млн рублей. На тот момент фонд на запуск процедуры банкротства согласен не был, и долги погасил. 28 апреля 2018 года суд вынес определение об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу.

В тот же самый день в Арбитражный суд поступило новое заявление. На этот раз кредитором оказалось ООО «Лайсвуд». Данная контора зарегистрирована по адресу: Начдива Онуфриева, 48, где на тот момент располагался и офис ЕХФ. Более того, по данным из Seldon Basis, в прошлом учредителем и директором ООО «Лайсвуд» был Сергей Титлинов. По тому же адресу также зарегистрировано ООО «ЦХД», учредителем и директором также в прошлом был нынешний директор ЕХФ.

Все это наводит на размышления о схемах, по которым проходят так называемые контролируемые банкротства. Как правило, заявление о банкротстве компании подает лицо, аффилированное с собственниками компании, что дает право предложить суду кандидатуру своего управляющего, который будет способствовать выводу максимума активов компании под контроль дружественного бизнеса.

Нередко затем должник продолжает деятельность под другим юридическим лицом. К слову, в настоящее время у ООО «Творческо-производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд» есть тезка – Некоммерческий фонд «Екатеринбургский художественный фонд», учредителем которого числится жена директора ООО ЕХФ Лариса Титлинова.

Если бы суд признал ЕХФ банкротом по заявлению «Лайсвуда», от этого бы пострадал, прежде всего, Союз художников России. Дело в том, что ЕХФ с 2001 года по договору аренды занимал помещения, принадлежащие СХР (расположенные по адресу Начдива Онуфриева, 48). С 2015 года фонд платить перестал. Когда долги достигли 21 млн рублей, Союз художников России обратился в суд, который обязал ЕХФ выплатить свыше 20 млн рублей, а также освободить помещение. Поскольку на тот момент решение арбитражного суда еще не вступило в законную силу, Союз художников России вступить в дело о банкротстве не мог. Чтобы не допустить введения процедуры наблюдения с утверждением арбитражного управляющего, предложенного «Лайсвудом», СХР сам выплатил долги ЕХФ, в результате чего суд прекратил производство.

ЕХФ создал в Екатеринбурге памятники Пушкину, декабристам, отцам-основателям города, монумент Cедой Урал и другие важные объекты. Фото МК-Урал

Из гражданского дела в уголовное?

Екатеринбургский художественный фонд и его директор Сергей Титлинов ранее уже оказывались в центре скандала. Когда на рубеже веков обсуждался вопрос с установлением в Екатеринбурге монумента «Маски Скорби» в исполнении скульптора Эрнста Неизвестного, модель данного монумента хранилась у ЕХФ, и вернуть ее удалось только с помощью суда и силовиков. Об этом в ноябре 2017 года (накануне установки монумента) рассказывала представитель общества «Мемориал» Анна Пастухова.

«История вышла некрасивая, – заявляла Пастухова информационному агентству Znak.com. – Титлинов распилил модели на три фрагмента каждую, сложил их у себя, забросав какими-то тряпками, и заявил, что раз они оставались невостребованными более трех лет, значит, теперь это все принадлежит фонду. Суд мы выиграли. Но модели нам сразу не отдали. Пришлось идти в милицию и с ОМОНом извлекать».

В ближайшее время Сергею Титлинову, возможно, вновь предстоит иметь дело с правоохранительными органами. В Союзе художников России «МК-Урал» сообщили, что считают действия Екатеринбургского художественного фонда похожими на преднамеренное банкротство. В конце июня (то есть, еще до обращения ЕХФ с заявлением о собственном банкротстве) председатель правления СХР Андрей Ковальчук написал заявление в ГУ МВД по Свердловской области с требованием возбудить уголовное дело в отношении руководства ООО «Творческо-производственное объединение Екатеринбургский художественный фонд» по ст. 196 УК РФ (Преднамеренное банкротство). Данная статья предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до шести лет.

В СХР полагают, что объективных оснований для признания ЕХФ несостоятельным нет. Во-первых, платежеспособность фонда подтверждает решение суда по уже упомянутому заявлению ООО «Уралмонтажкомплектавтоматика». Во-вторых, в Союзе художников России напоминают, что за последние семь лет с ЕХФ было заключено 30 крупных контрактов на общую сумму 392,4 млн. рублей. Кроме того, официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок содержит данные о 26 государственных и муниципальных контрактах на общую сумму 86 млн рублей.

Связь между ЕХФ и ООО «Лайсвуд», о которой мы говорили выше, также упоминается в заявлении СХР как возможное доказательство того, что банкротство ЕХФ носит умышленный характер. «Таким образом, руководством ООО «Творческо-производственное объединение Екатеринбургский художественный фонд» совершаются умышленные действия, заведомо влекущие неспособность исполнить требования ВТОО «Союз художников России» и решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2018», – говорится в заявлении.

К настоящему времени ГУ МВД по Свердловской области о принятии процессуального решения Союз художника России не известило.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру