Екатеринбург «украшают» непрофессиональными арт-объектами

06.11.2019 в 15:15, просмотров: 1035

Орджоникидзевский район столицы Урала скандально отметил День народного единства. 1 ноября в самом начале бульвара Культуры, рядом с гостиницей «Мадрид», установили металлический арт-объект в виде контура сердца, внутри которого расположены шестеренки. Эта новинка тут же подверглась критике в СМИ и социальных сетях.

Екатеринбург «украшают» непрофессиональными арт-объектами
Новый объект сравнивают с украшением из привокзального ларька. Фото со страницы Романа Кравченко в Facebook.

Глава администрации Орджоникидзевского района Роман Кравченко на своей странице в Facebook рассказывал об открытии объекта под названием «Сердце Уралмаша», не скрывая гордости: «Сегодня в жизни нашего района важный день! Он обрел еще одну точку притяжения. В самом начале улицы Культуры появился арт-объект «Сердце Уралмаша». Я когда-то о нем рассказывал (когда он был только выбран для воплощения), а сейчас эта уникальная стальная конструкция возвышается в самом начале одной из самых популярных для пеших прогулок улиц Уралмаша».

Таким образом, мы видим, что установка данного объекта стала для главы района не неожиданностью, а, напротив, долгожданным событием. При этом Роман Кравченко подчеркнул, что проект получился «по-настоящему народный»: в конкурсе, который районная администрация объявила весной этого года, победил эскиз не профессионального автора, а студентки Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) Анжелы Мамшановой.

Далее муниципальный чиновник, по данным СМИ, бывший председателем конкурсной комиссии, обосновывает выбор именно этой работы: «Эта инсталляция символизирует в себе всю суть Уралмаша: любовь к родному району, трудолюбие его жителей, стремление в будущее через прогресс и созидание. Я уверен, что это место станет обязательной точкой остановки свадебных кортежей, благо районный ЗАГС всего в километре».

По прогнозам Кравченко, работа с этим «сердцем» еще не окончена: «По планам, появится художественная подсветка, будет разработана особая схема благоустройства».

«Замечательно, что проведен конкурс, что наша победительница смогла воплотить свою идею в жизнь. Образ действительно позитивный и привлекательный», – написал на своей странице в Facebook депутат Заксобрания Владимир Смирнов, принимавший участие в открытии этого объекта.

«Дешевая бижутерия»

Горожане в социальных сетях оказались настроены не так доброжелательно. «Ассоциируется с часами, а не с заводскими станками», – прокомментировал уралмашевскую новинку журналист и переводчик Антон Каптелов.

«Какой же позор для Уралмаша! Назвать арт-объектом эту унылую железяку. Поставить дешёвый трэш в 2019 году в районе с колоссальным культурным и символическим капиталом. Стыдно, очень стыдно за архаичные, пещерные представления руководства города о культуре, искусстве, благоустройстве и горожанах...» – выразил свое недовольство творчеством районной администрации политолог Дмитрий Москвин.

«Я бы отдельную резервацию сделала для железных сердец и унылых однотипных скобок «я -сердечко-название города», – заявила журналист и менеджер в сфере рекламы и пиар Светлана Толмачева. – Чтобы те, кому это нравится, пришли бы, увидели и успокоились – уже поставлено, больше не надо нигде втыкать».

Сразу несколько участников обсуждений в интернете, в том числе известный в городе автор рукописной «Летописи Екатеринбурга», отметили, что настоящим символом Уралмаша мог стать ковш шагающего экскаватора или другой массивный объект, связанный с прославленным заводом.

Представители СМИ отмечают, что использованная метафора «Сердце – пламенный мотор» в данном случае выглядит лобовой и пошлой. Также многие горожане указывают на неряшливость эскиза, по которому сделан объект: шестеренки в «сердце» подобраны и сварены так, что механизм выглядит заведомо дефективным, порочным, неспособным работать.

«Отличный символ разваливающегося на куски Уралмаша. Если смотреть вблизи, то совсем печаль, как эти колесики одно к другому коряво приварены, – комментирует один из представителей областных СМИ. – Да и стилистически инфантильно. Нет тут ни прогресса, ни созидания, на промышленности. Есть гламур уровня магазина «Галантерея и трикотаж». Дешевая бижутерия. Унылая провинциальная самодеятельность. Еще раз показывает, насколько культурно неразвиты местные муниципальные управленцы, как плохо работает городское управление культуры».

Стилистическую неточность установленной работы отмечают многие горожане, заявляя, что «Сердце Уралмаша» похоже на дешевую китайскую поделку из киоска с бижутерией, что это не «пламенный мотор», а «сердечко на брелке» – символ ширпотреба, дискредитация ценностей, созданных тружениками Уралмаша.

После установки «сердечка на брелке» на Уралмаше администрация Орджоникидзевского района, вероятно, продолжит «украшать» район на свой вкус. Весной этого года на сайтах администрации района и РГППУ сообщалось о еще двух работах, вошедших в число лауреатов конкурса арт-объектов. Их установка на улицах города может вызвать еще большее недовольство экспертов и простых жителей.

Будет еще хуже?

Все три победившие в конкурсе работы созданы студентами РГППУ, этот факт уже вызывает некоторые вопросы к комиссии под руководством Романа Кравченко.

Автор проекта «Уралмаш = Уралнаш», занявшего второе место, представила работу в виде хештегов #УралМаш и #УралНаш на фоне склонов гор, покрытых то елками, то шестеренками. Автор работы «Архитектурный след Уралмаша» представила композицию из контуров основных достопримечательностей района. Обе работы могут стать основой для новых «арт-объектов» на улицах Уралмаша, несмотря на их невысокие художественные качества.

Как сообщалось еще весной на сайте РГППУ, «было принято решение рассмотреть вариант установки арт-объекта «Уралмаш = Уралнаш» на площади Первой Пятилетки в 2020 году после необходимой технической доработки. Также рассматривается вариант установки знака «Архитектурный след Уралмаша» на въезде в Орджоникидзевский район Екатеринбурга».

Скандал, связанный с установкой «сердца» на Уралмаше, стал логическим продолжением споров вокруг конкурса городских стел, организованного администрацией Екатеринбурга. На прошлой неделе мэрия огласила список работ, которые будут предложены для голосования горожан. Многие журналисты, общественники, специалисты в сфере рекламы и пиара отметили крайне низкий уровень качества представленных работ, назвали конкурс мэрии профанацией и неуместной «игрой в демократию» там, где требуется работа профессионалов в сфере дизайна и городской культурной политики.