Как устроен «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге, рассказали его сотрудники

В Екатеринбурге на Вайнера, 11 в реконструированном историческом доме купца Бардыгина находится корпус Музея изобразительных искусств – культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал». Это трехэтажный музей, один из центров-спутников Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Такие уже есть в Омске, Казани, Амстердаме и Венеции. Все экспонаты, такие как картины, скульптуры- оригиналы, привезены из собрания Государственного Эрмитажа. О том, как устроен Эрмитаж-Урал, вы узнаете в нашем материале.

Как устроен «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге, рассказали его сотрудники
"Эрмитаж-Урал". Фото: Анна Олина.

Начнем с истории. Далеко не каждый, даже коренной житель Екатеринбурга, знает, что история Эрмитажа на Урале началась не в 2021 году, а за 80 лет до этого.

1941 год. Фашистские войска вторгаются на территорию СССР. Согласно плану «Барбаросса» захватчики имели три направления, одним из которых была северная столица – Ленинград. Именно в этот период, когда культурная столица страны находилась под угрозой, было принято решения эвакуировать произведения искусства великих художников и скульпторов в секретное место. Кто бы мог подумать, что секторным местом окажется обычное здание в центре Свердловска. Практически весь Эрмитаж был в короткие сроки перенесен в тыл Советского Союза. В эвакуации участвовало два эшелона экспонатов (третий, увы, отправить не удалось). Сборы и упаковка работ начались 23 июня, а уже спустя неделю в ночь 1 июля первый состав эрмитажной коллекции отправился на Урал.

Именно в этот день, спустя 80 лет, в том же самом здании на улице Вайнера открылся новый музей под названием «Эрмитаж-Урал». Немалую роль в организации работы филиала Эрмитажа в Свердловске сыграл Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. Именно его кабинет расположили как отдельный выставочный зал на третьем этаже. Весь период военных действий в не самых простых условиях работникам музея приходилось спасать картины. По окончании войны все сохранившиеся работы были возвращены в нынешний Петербург.

А теперь пройдемся по каждому этажу Эрмитаж-Урала и посмотрим, что там находится. Об устройстве и экспозициях центра нам рассказали специалист Эрмитаж-Урал по связи с общественностью Елизавета Прибавкина и экскурсовод научно-просветительского центра Татьяна Помазуева.

– На первом этаже находятся временные выставки экспонатов (картин, скульптур), привезенных из собрания Государственного Эрмитажа. Выставки будут сменять друг друга два раза в год. Например, сейчас здесь до 31 октября проходит выставка «от Романтизма к импрессионизму», она посвящена французской живописи и скульптуре XIX века. Всего в залах представлено около 80 картин и скульптур, привезенных из собрания Эрмитажа. На первом этаже можно увидеть работы Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Камиля Писсарро, и других знаменитых мастеров своего времени. Также на первом этаже есть сувенирный магазин, в нем продукция из Эрмитажного магазина и та, что сделана нашими дизайнерами. Здесь можно приобрести каталоги, репродукции картин и футболки с изображением работ русских художников, – рассказывает Елизавета Прибавкина.

Французская скульптура XIX века представлена на выставке двадцатью двумя произведениями бронзы и мрамора, которые знакомят с разными стилями, направлениями и жанрами, существовавшими в это время.

"Эрмитаж-Урал". Фото: Мария Вовк.

– Я узнала, что к нам приезжает Эрмитаж еще за полгода до его открытия. Меня очень обрадовало, что привезут оригиналы картин, которые я хотела посмотреть. Мне нравится атмосфера, созданная здесь. Очень приятно, что зал слегка затемнен, будто некая тайна создается между тобой и художником. Особенно меня тронула картина «Смерть Гастона де Фуа в битве при Равенне 11 апреля 1512 года» Ари Шеффера, даже слезы накатились, когда я стала ее рассматривать. Картины – это моя страсть, поэтому я не могла сюда не прийти, – поделилась посетительница музея, педагог-психолог Людмила.

На втором этаже расположена постоянная экспозиция музея. В нее входят «Искусство античного мира» и «Западноевропейское искусство 15–20 века».

– Раньше эта экспозиция располагалась на Воеводина, 5, в музее ИЗО, в здании, которое у нас сейчас полностью отдано под отечественное искусство. Коллекция экспонатов, которая здесь находится – это дар Свердловской картинной галерее Государственного Эрмитажа в годы войны в благодарность за неоценимый вклад в сохранение культурного наследия. Одна из самых старых коллекций у нас – это антика, здесь можно увидеть античные вазы, статуэтки, горшки и сосуды, керамику и стекло. Также на этом этаже у нас есть коллекция фарфора в отдельном зале. Всего на экспозиции на этом этаже представлено более 250 произведений, некоторые из них показаны впервые после реставрации, – отмечает Елизавета.

Кроме того, на втором этаже внутри выставочного зала есть зона отдыха и небольшая библиотека, здесь можно почитать книги, в том числе привезенные из Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

На третьем этаже располагаются мемориальная экспозиция «В глубоком тылу», выставка современных уральских художников среди сохраненных опор исторического здания «Точки опоры». Также здесь находится лекторий. Мы советуем начинать экскурсию с третьего этажа и подниматься по лестнице, а не на лифте, потому что на стенах в пролетах с первого по третий этаж написана история здания, которую посетителям будет интересно узнать.

– Самое главное для нас на третьем этаже – это мемориальная экспозиция «В глубоком тылу». Именно так называлась статья Владимира Францевича Левинсона-Лессинга, профессора, заведующего Отделом истории западноевропейского искусства, который руководил эвакуированным в Свердловск коллективом Государственного Эрмитажа и возглавил Свердловскую картинную галерею, ставшую на долгие военные годы официальным филиалом ленинградского музея. В июле 1941 в столицу Урала были эвакуированы коллекции Государственного Эрмитажа. Здесь мы проводим экскурсии и рассказываем о том, как происходила эвакуация. Это не просто тяжелый труд, это подвиг. В кратчайшие сроки было упаковано и вывезено в Свердловск более 1 200 000 экспонатов, от монет из коллекций Сасанидского серебра до крупноформатных полотен. Например, на этой экспозиции у нас представлено «Возвращение блудного сына» Рембрандта. В этом помещении, где сейчас находится экспозиция, в годы войны размещался рабочий кабинет Владимира Францевича Левинсона-Лессинга. Здесь проходили собрания сотрудников Эрмитажа. Даже в таких тяжелых военных условиях коллектив Эрмитажа продолжил работу над кандидатскими диссертациями и монографиями, – рассказывает экскурсовод Татьяна Помазуева.

В Свердловской картинной галерее в годы войны проходили работы по выборочному вскрытию экспонатов государственного Эрмитажа. Часть ящиков была изготовлена из непросушенного дерева, потому что экспонаты приходилось упаковывать срочно. В таких ящиках образовалась плесень, поэтому требовалось обработать, просушить, прежде чем снова помещать туда экспонаты. Периодически сотрудники галереи осматривали олово, поскольку при температуре от 7 до 12 градусов, а именно такая температура поддерживалась при хранении, происходит процесс перекристаллизации олова, так называемая оловянная чума. То есть кубки, тарелки, которые имеют историческую, художественную ценность, превращаются в прах. Поэтому экспонаты из олова приходилось обрабатывать специальными растворами.

– Я изучал историю эвакуации Эрмитажа на Урал в военные годы. Я думаю, Екатеринбург, как никакой другой город России заслуживает, чтобы филиал всегда был здесь. Сотрудникам галереи приходилось идти на большие жертвы, чтобы сохранить экспонаты. На самом деле этот этаж выглядит очень атмосферно, будто погружаешься в то время. Я считаю, что открытие такого филиала было крайне необходимо, это будет полезно всем искусствоведам Екатеринбурга, а особенно студентам. Сегодня можно прийти сюда и посмотреть на оригинальные произведения мастеров мировой живописи, ведь не каждый студент может позволить себе съездить в Эрмитаж в Санкт-Петербурге и увидеть экспонаты вживую. Все-таки оцифрованные версии картин – это не то. Конечно, сразу появляется мысль «мало», хочется больше и чтобы коллекция Эрмитаж-Урала и дальше расширялась. Но то, что уже есть сейчас – уже грандиозно, – рассказал посетитель музея, филолог Иван Всадников.

Экспозиция «В глубоком тылу» интерактивная, многие экспонаты можно потрогать. Она сделана так специально, чтобы в ней можно было взаимодействовать с предметами.

– На третьем этаже у нас также есть зона для мастер-классов, здесь дети занимаются творчеством, слушают лекционные программы. Научно-просветительский отдел музея разрабатывает программу для детей. Например, «Программа выходного дня» проходит обычно раз в неделю, в субботу или воскресенье. В начале у них идет небольшая экскурсия, на которой детей знакомят, например, с жанрами изобразительного искусства, показывают их на практике, – отмечает Елизавета.

Эрмитаж-Урал располагается в том же самом исторически значимом здании по адресу улица Вайнера, 11. Каждый желающий может посетить музей в любой день недели, кроме понедельника. Музей принимает гостей с 11:00 до 20:00. Для студентов, школьников и пенсионеров доступны льготные билеты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру